Действующий

Об утверждении Концепции развития внешнеэкономических связей Омской области на период до 2005 года (с изменениями на 21 мая 2003 г.)

 Введение  

В силу целого ряда объективных и субъективных факторов рыночные преобразования в России затронули, в первую очередь, внешнеторговую деятельность. Реформы в этой сфере начались еще в 1986 году, а к концу 80-х годов была фактически ликвидирована государственная монополия внешней торговли. По оценкам экспертов, успехи России в области либерализации внешнеторгового и валютного режима значительно превосходят аналогичные достижения стран СНГ и вполне сопоставимы с прогрессом реформ в странах Центральной и Восточной Европы.

Оценивая противоречивое влияние реформирования внешнеторговой сферы на российскую экономику в целом, и экономику Омской области в частности, можно выделить следующие моменты:

- в рамках выбранного варианта экономических реформ внешняя торговля стала одним из основных источников ресурсов для поддержания экономики государства в целом, отдельных областей, в особенности как источник формирования доходной части соответствующих бюджетов;

- одновременно с этим внешняя торговля стала основным источником утечки российского капитала за рубеж;

- либерализация внешней торговли в значительной степени способствовала интеграции большинства отраслей экономики в систему рыночных связей;

- падение производства, неплатежи и сузившийся внутренний спрос, резкая девальвация рубля в августе 1998 года стимулировали увеличение экспорта вне зависимости от степени привлекательности внешнего рынка; получил распространение "вынужденный" экспорт, повлекший за собой рост числа антидемпинговых процедур в отношении российских экспортеров;

- во многом за счет импорта было обеспечено решение одной из задач начального периода реформ - насыщение потребительского рынка страны;

- развитие внешнеторговых связей стало стимулом внедрения новых технологий, современных методов организации и управления производством.

Стартовые условия перехода регионов России к самостоятельной внешнеторговой деятельности оказались различными: на 20 субъектов Российской Федерации, где проживает более 50 процентов населения страны, приходится 60 процентов промышленного производства, 80 процентов экспорта и 40 процентов импорта; на их территории размещены почти все действующие предприятия с иностранными инвестициями. В эту группу входит и Омская область.

По показателям зависимости регионов от внешнего рынка в России можно выделить 4 группы:

1. крупнейшие по объему промышленного производства;

2. крупнейшие по абсолютной величине экспорта товаров;

3. крупнейшие по абсолютной величине импорта товаров;

4. территории, промышленность которых в наибольшей степени зависит от сбыта на мировых рынках.

В наиболее выигрышном положении оказались те регионы, которые занимают места во всех четырех группах (их 5), либо входят в любые три группы (9 субъектов Российской Федерации). В менее выигрышном положении оказалась группа территорий (куда входит и Омская область) со средней зависимостью от экспорта и импорта. Хозяйственное развитие более чем 50 субъектов Российской Федерации ориентируется в большей степени на внутренний рынок, испытывает отрицательные последствия иностранной конкуренции и не имеет преимуществ от внешней торговли.

Омская область до недавнего времени относилась ко второй группе территорий. Отсутствие до начала 90-х годов опыта самостоятельной работы на внешнем рынке, необходимой внешнеторговой инфраструктуры, неизвестность области как торгового партнера, отсутствие нормативно-правовой базы, незначительные стоимостные показатели товарооборота с зарубежьем в первые годы, значительная доля продовольствия в структуре импорта - эти и другие факторы не давали основания оценивать стартовые условия выхода области на внешний рынок как благоприятные.

В результате усилий, предпринятых Администрацией области за прошедшие годы в направлении развития внешнеторговых связей, ситуация существенно изменилась. Внешняя торговля области имеет позитивную динамику развития, показатели инвестиционного климата - одни из лучших в Российской Федерации. Очевидно, что федеральные органы государственной власти могут ожидать увеличения валютных поступлений в Россию именно от этой группы территорий, и, следовательно, должны содействовать развитию их внешнеэкономической деятельности.

В связи с наметившимся переносом акцента реформ в сферу структурных преобразований экономики важнейшей задачей на предстоящий период становится поддержка отечественного товаропроизводителя. Во внешнеторговой сфере эта работа предполагает, прежде всего, стимулирование промышленного экспорта, обеспечение благоприятных условий для доступа российских товаров на внешний рынок. Вместе с тем особую актуальность приобретают проблемы защиты внутреннего рынка, формирования благоприятной нормативно-правовой среды, соответствующей сегодняшним потребностям участников внешнеторговой деятельности.