Действующий

Об утверждении Концепции развития внешнеэкономических связей Омской области на период до 2005 года (с изменениями на 21 мая 2003 г.)

 Структура экспорта  

В структуре экспорта товаров из Омской области традиционно преобладает продукция топливной, химической и нефтехимической отраслей промышленности. В течение 90-х годов доля этих товарных групп колебалась в пределах от 72 процентов до 97 процентов, показатель первого полугодия 1999 года - 80,3 процента. Доля продукции топливно-энергетического комплекса в экспорте составляет 66,6 процента; (соответствующий общероссийский показатель - чуть выше 44 процентов). Доля, приходящаяся на экспорт товаров нефтехимического комплекса, постепенно снижается в процентном выражении (с 47,7 процента в 1994 году до 42,8 процента в 1995, и до 22,6 процента в первом полугодии 1999 г.; (по России соответствующий показатель составляет 10,4 процента).

Вместе с тем области пока не удается добиться улучшения товарной структуры экспортных поставок. Если в экспорте доля продовольствия стабильно увеличивается: с 4,8 процента в 1996 году до 13,8 процента в первом полугодии 1999 года, что свидетельствует о положительных тенденциях в развитии агропромышленного комплекса региона, то с экспортом продукции машиностроения и металлообработки дело обстоит хуже.

В период с 1994 до 1996 года доля машиностроительной продукции в экспорте выросла с 1 процента до 18 процентов. Затем отмечался некоторый спад: 12,6 процента в 1997 г., 4,5 процента в 1998 году и выравнивание до 17,1 процента в первом полугодии 1999 года. (Соответствующий показатель по России составляет 10,5 процента). Среди факторов, сдерживающих рост экспорта машиностроительной продукции, прежде всего следует назвать продолжающееся сокращение выпуска промышленной продукции и, кроме того, ориентированность наших промышленных предприятий на выпуск военной продукции, являющейся весьма специфичным товаром, а также низкая конкурентоспособность остальной омской промышленной продукции.

По всем остальным товарам, поставляемым за рубеж, - лесоматериалам, кожевенному сырью, одежде и обуви - показатели значительно меньшие.

Заметное развитие получил экспорт услуг из области. Если в 1993 году объем услуг составил 16 тыс. долларов США (экспорт услуг в области высшего образования в Австралию), то в 1994 году услуги экспортировались в Болгарию, Германию, Заир, Сирию, ОАЭ, Эстонию, Австрию. Их общая стоимость составила 1293 тыс. долларов США (в том числе услуги водного транспорта 264 тыс., воздушного транспорта - 780 тыс., вычислительной техники - 1 тыс., в области права - 4 тыс., ремонт транспортного оборудования 145 тыс., в области образования - 16 тыс.). В 1995 году этот показатель увеличился в 6 раз. По итогам 1996 г. объем работ и услуг, поставляемых на экспорт, составил 2,8 млн. долл. Показатели 1997 г. - 8,6 млн. долл. и 1998 года - 5,5 млн. долл. - также свидетельствуют об успешном развитии этого вида экспорта.