ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ (ГУБЕРНАТОР) ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 26 января 2000 года N 29-п


Об утверждении Концепции развития внешнеэкономических
связей Омской области на период до 2005 года

(с изменениями на 21 мая 2003 г.)

 

_____________________________________________________                                               
     Документ с изменениями, внесенными:                                       
     Указом Губернатора Омской области от 21 мая 2003 г. N 88

_____________________________________________________           

 

В целях дальнейшего совершенствования и определения приоритетных направлений развития внешнеэкономических связей Омской области на длительную перспективу постановляю:  

1. Утвердить Концепцию развития внешнеэкономических связей Омской области на период до 2005 года (прилагается).

2. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Губернатора Омской области Вдовина Е.М. (пункт в редакции, введенной в действие Указом Губернатора Омской области от 21 мая 2003 г. N 88, - см. предыдущую редакцию)   

Глава Администрации
(Губернатор) Омской области
 Л.К. Полежаев

 

     Утверждена

     постановлением

     Главы Администрации

     (Губернатора) Омской области

     от 26 января 2000 г. N 29-п

 Концепция

 развития внешнеэкономических связей Омской области

 на период до 2005 года

                                        

 Введение  

В силу целого ряда объективных и субъективных факторов рыночные преобразования в России затронули, в первую очередь, внешнеторговую деятельность. Реформы в этой сфере начались еще в 1986 году, а к концу 80-х годов была фактически ликвидирована государственная монополия внешней торговли. По оценкам экспертов, успехи России в области либерализации внешнеторгового и валютного режима значительно превосходят аналогичные достижения стран СНГ и вполне сопоставимы с прогрессом реформ в странах Центральной и Восточной Европы.

Оценивая противоречивое влияние реформирования внешнеторговой сферы на российскую экономику в целом, и экономику Омской области в частности, можно выделить следующие моменты:

- в рамках выбранного варианта экономических реформ внешняя торговля стала одним из основных источников ресурсов для поддержания экономики государства в целом, отдельных областей, в особенности как источник формирования доходной части соответствующих бюджетов;

- одновременно с этим внешняя торговля стала основным источником утечки российского капитала за рубеж;

- либерализация внешней торговли в значительной степени способствовала интеграции большинства отраслей экономики в систему рыночных связей;

- падение производства, неплатежи и сузившийся внутренний спрос, резкая девальвация рубля в августе 1998 года стимулировали увеличение экспорта вне зависимости от степени привлекательности внешнего рынка; получил распространение "вынужденный" экспорт, повлекший за собой рост числа антидемпинговых процедур в отношении российских экспортеров;

- во многом за счет импорта было обеспечено решение одной из задач начального периода реформ - насыщение потребительского рынка страны;

- развитие внешнеторговых связей стало стимулом внедрения новых технологий, современных методов организации и управления производством.

Стартовые условия перехода регионов России к самостоятельной внешнеторговой деятельности оказались различными: на 20 субъектов Российской Федерации, где проживает более 50 процентов населения страны, приходится 60 процентов промышленного производства, 80 процентов экспорта и 40 процентов импорта; на их территории размещены почти все действующие предприятия с иностранными инвестициями. В эту группу входит и Омская область.

По показателям зависимости регионов от внешнего рынка в России можно выделить 4 группы:

1. крупнейшие по объему промышленного производства;

2. крупнейшие по абсолютной величине экспорта товаров;

3. крупнейшие по абсолютной величине импорта товаров;

4. территории, промышленность которых в наибольшей степени зависит от сбыта на мировых рынках.

В наиболее выигрышном положении оказались те регионы, которые занимают места во всех четырех группах (их 5), либо входят в любые три группы (9 субъектов Российской Федерации). В менее выигрышном положении оказалась группа территорий (куда входит и Омская область) со средней зависимостью от экспорта и импорта. Хозяйственное развитие более чем 50 субъектов Российской Федерации ориентируется в большей степени на внутренний рынок, испытывает отрицательные последствия иностранной конкуренции и не имеет преимуществ от внешней торговли.

Омская область до недавнего времени относилась ко второй группе территорий. Отсутствие до начала 90-х годов опыта самостоятельной работы на внешнем рынке, необходимой внешнеторговой инфраструктуры, неизвестность области как торгового партнера, отсутствие нормативно-правовой базы, незначительные стоимостные показатели товарооборота с зарубежьем в первые годы, значительная доля продовольствия в структуре импорта - эти и другие факторы не давали основания оценивать стартовые условия выхода области на внешний рынок как благоприятные.

В результате усилий, предпринятых Администрацией области за прошедшие годы в направлении развития внешнеторговых связей, ситуация существенно изменилась. Внешняя торговля области имеет позитивную динамику развития, показатели инвестиционного климата - одни из лучших в Российской Федерации. Очевидно, что федеральные органы государственной власти могут ожидать увеличения валютных поступлений в Россию именно от этой группы территорий, и, следовательно, должны содействовать развитию их внешнеэкономической деятельности.

В связи с наметившимся переносом акцента реформ в сферу структурных преобразований экономики важнейшей задачей на предстоящий период становится поддержка отечественного товаропроизводителя. Во внешнеторговой сфере эта работа предполагает, прежде всего, стимулирование промышленного экспорта, обеспечение благоприятных условий для доступа российских товаров на внешний рынок. Вместе с тем особую актуальность приобретают проблемы защиты внутреннего рынка, формирования благоприятной нормативно-правовой среды, соответствующей сегодняшним потребностям участников внешнеторговой деятельности.  

 Цели концепции, средства их достижения  

Стратегической целью концепции является определение приоритетных направлений развития внешнеэкономической деятельности Омской области на длительную перспективу, обеспечивающих гармоничное вхождение ее в систему мирохозяйственных связей. Реализация концепции должна содействовать стабилизации и последующему развитию экономики региона в целом, что в конечном счете благоприятно скажется на росте благосостояния населения области.

Средствами достижения данной цели являются:

- повышение эффективности и масштабов внешнеэкономической деятельности области;

- совершенствование товарной структуры экспортно-импортных операций;

- оптимизация географической структуры внешнеэкономических связей;

- использование прогрессивных форм международного торгово-экономического сотрудничества;

- защита отраслей региональной экономики и отдельных хозяйствующих субъектов от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции;

- дальнейшее совершенствование механизма государственного регулирования внешнеэкономической деятельности.

При этом совершенствование внешнеэкономической и межрегиональной деятельности распространяется не только на предприятия, осуществляющие внешнеэкономическую деятельность, но и на технологически связанные с ними производства, что будет способствовать реструктуризации и развитию всего хозяйственного комплекса области.

Концепция разрабатывалась с учетом рекомендаций соответствующих федеральных органов исполнительной власти и опыта, полученного при разработке и реализации предыдущей концепции. Она является открытой и может быть уточнена в случае изменения факторов, определяющих развитие экономики области и Российской Федерации. Данная Концепция должна послужить основой для разработки программы комплексного развития внешнеэкономической деятельности области. В рамках программы необходимо определить первоочередные направления развития внешнеэкономических связей, необходимость и объем бюджетного финансирования этих направлений.  

 I. Общая характеристика области

 1. Количественная и качественная оценка природных ресурсов  

а) Минерально-сырьевые ресурсы

На территории области открыты месторождения 19 видов полезных ископаемых, значительный по объемам артезианский бассейн пресных, минеральных и термальных вод. Имеется более 140 месторождений песков, кирпичных глин и керамзитовых суглинков, что является условием развития строительной индустрии.

Прогнозные ресурсы нефти составляют более 150 млн. т. Начато освоение первого газоконденсатного месторождения. Выявлено 298 месторождений торфа суммарными запасами 2470 млн. т., из них к промышленному освоению подготовлено 29 месторождений с запасами по промышленным категориям более 54 млн. т. Переработка торфа на основе современных технологий позволит получить свой теплоноситель, в результате чего появится возможность сократить импорт угля из Казахстана.

Область располагает также залежами циркон-ильменитовых рудных песков, разведанные объемы которых превосходят 160 млн.куб.м. Добыча и переработка этого сырья является весьма перспективной, так как Россия до сих пор полностью зависит от импорта титан-цирконовых концентратов.

Выявлено и учтено 174 месторождения сапропеля общим объемом около 186275 тыс. т., которые могут быть использованы как ценное агрохимическое и фармацевтическое сырье для известкования кислых почв и в качестве минерально-витаминных добавок для питания животных и птиц.

Имеются значительные месторождения бентонитовых глин.  

б) Водные ресурсы

С севера на юг по области на протяжении 1174 км протекает судоходная река Иртыш, по которой через р. Обь и Обскую губу есть выход к северному морскому пути, имеется более 16 тыс. пресных и горько-соленых озер. 25 процентов общей территории области занимают болота.  

в) Лесные ресурсы

Общая площадь лесного фонда занимает 33 процента территории области. Запас древесины составляет 574,8 млн. куб.м, из которых 40 процентов приходится на долю лиственных спелых и перестойных лесов. 23,5 процента от общего запаса составляют хвойные леса.  

г) Сельскохозяйственные ресурсы

Посевные площади сельскохозяйственных культур занимают более 3 млн. га. Среднегодовой валовой сбор зерна составляет (в зависимости от погодных условий года) от 1,5 до 3 млн. т. (1998 год: зерно - 1700 тыс. тонн; картофель - 420 тыс. тонн; овощи - около 150 тыс. тонн ).

На 1 января 1999 года в области насчитывалось около 774 тыс. голов крупного рогатого скота, более 500 тыс. свиней, до 185 тыс. овец и коз. Производится до 150 тыс. т. мяса, 20 тыс. т. молока, 500 тыс. штук яиц.

Идет работа по формированию региональной целевой программы развития агропромышленного комплекса.  

 2. Отраслевая структура хозяйства, масштабы развития отраслей  

По объему промышленного производства в расчете на душу населения область по итогам 1998 года занимает 45 место в России. Более 90 процентов промышленного производства сосредоточено в областном центре.

В народнохозяйственном комплексе страны Омская область получила специализацию по нефтехимии и нефтепереработке, по машиностроению и приборостроению для нужд военно-промышленного комплекса, а также по сельскохозяйственному производству и агропереработке.

Среди других отраслей получили развитие электроэнергетика, лесная и деревообрабатывающая промышленность, промышленность стройматериалов, легкая, пищевая, мукомольно-крупяная промышленность.

На долю предприятий нефтеперерабатывающего и нефтехимического комплекса приходится более 40 процентов промышленной продукции области, там сосредоточено 30 процентов основных фондов, занято более 18 процентов работающих в промышленности. Доля машиностроительной продукции составляет 11 процентов промышленного производства. Аналогичные показатели по электроэнергетике - 19,2 процента по пищевой промышленности - 19,2 процента промышленности стройматериалов - 3,7 процента, деревообрабатывающей промышленности - 1,1 процента, легкой промышленности - 1,3 процента.  

 3. Инфраструктура области (стройиндустрия, транспорт, связь)  

Стройиндустрия

В строительном комплексе области работает почти 70 тыс. человек, подрядной деятельностью занято более 3000 организаций. Производство строительных материалов осуществляют более 55 предприятий и 100 цехов.

На долю строительной индустрии приходится около 3,7 процента общего объема промышленной продукции, производимой в области. Производственная база стройиндустрии и строительных материалов на 40 процентов сосредоточена в г. Омске. Мощности заводов сборного железобетона ориентированы на выпуск массивных конструкций для промышленного строительства и крупнопанельного домостроения.

В настоящее время предприятия отрасли в состоянии выпускать 1,5 млн. куб.м железобетона, 663 тыс. кв.м столярных изделий, 678 тыс. куб.м керамзита, обеспечивать строительство 924 тыс. кв.м жилья.

Динамика строительства жилья частными застройщиками превышает общероссийские показатели. Приведенные данные свидетельствуют, что возможности строительного комплекса в целом соответствуют потребностям региона.  

Транспорт и инженерная инфраструктура

Область имеет хорошо развитую сеть транспортных коммуникаций. Территорию области пересекают Транссибирская железнодорожная магистраль, соединяющая западные и восточные районы страны, а также северные территории России с областями Казахстана и Средней Азии.

Общая протяженность железнодорожных путей составляет 1570 км, на которых расположено 62 станции, 3 локомотивных и 3 вагонных грузовых депо, одно пассажирское депо. Пропускная способность железных дорог Омской области превышает 200 млн. т. в год.

Протяженность сети автомобильных дорог области - почти 12 тыс. км, из них 859 км приходится на дороги федерального значения. Более 7,5 тыс. км дорог (68 процентов) имеют твердое покрытие. По показателю плотности автомобильных дорог с твердым покрытием область занимает 49 место в России.

Существующая сеть автомобильных дорог и наличие транспортных средств в настоящее время позволяют удовлетворять потребности предприятий области в грузовых перевозках.

Кроме того, область имеет возможность перевозки пассажиров и грузов речным и воздушным транспортом. По р. Иртыш и далее по Оби может быть осуществлена доставка грузов из южных районов Казахстана в порты Северного Ледовитого океана.

Аэропорты г. Омска в состоянии обеспечить прием пассажирских и транспортных воздушных судов всех типов. Начато строительство международного аэропорта "Омск-Федоровка".

За 1998 год грузооборот всех видов транспорта составил около 60 млн. т. (снижение по сравнению с соответствующим показателем 1990 года почти в 2,5 раза).

Через территорию области проходит нефтепровод Брест-Новосибирск.  

Система связи

Омская область и в первую очередь ее областной центр имеют все виды связи. На 1 января 1999 г. число основных телефонных аппаратов сети общего пользования превысило 350 тыс. единиц и увеличилось за прошедший год на 31 тыс. единиц.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»