ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 ноября 1999 года N 309

 "Об областной целевой программе "Неотложные меры борьбы
 с туберкулезом в Омской области на 1999-2004 годы"

Рассмотрев во втором чтении проект областной целевой программы "Неотложные меры борьбы с туберкулезом в Омской области на 1999-2004 годы", Законодательное Собрание Омской области постановляет:  

1. Областную целевую программу "Неотложные меры борьбы с туберкулезом в Омской области на 1999-2004 годы" принять.

2. Опубликовать областную целевую программу "Неотложные меры борьбы с туберкулезом в Омской области на 1999-2004 годы" в "Ведомостях Законодательного Собрания Омской области", "Сборнике нормативных актов Омской области", газете "Омский вестник".

3. Ввести в действие областную целевую программу "Неотложные меры борьбы с туберкулезом в Омской области на 1999-2004 годы" со дня ее официального опубликования.  

Председатель

Законодательного Собрания                                     В.А. Варнавский


 Областная целевая программа

 "Неотложные меры борьбы с туберкулезом в Омской области

 на 1999 - 2004 годы"

 г. Омск - 1999 г.



 Паспорт

 областной целевой программы

 "Неотложные меры борьбы с туберкулезом в Омской области

 на 1999 - 2004 годы"  

Наименование программы:

"Неотложные меры борьбы с туберкулезом в Омской области на 1999 - 2004 годы" (далее именуется Программа).

Наименование, дата и N решения о разработке программы:

Постановление Правительства Российской Федерации от 11.06.98 N 582 "О федеральной целевой программе "Неотложные меры борьбы с туберкулезом в России на 1998 - 2004 годы", Закон Омской области "О противотуберкулезной помощи населению и предупреждении распространения туберкулеза в Омской области".

Заказчик Программы:

Главное управление здравоохранения Администрации области.

Основные разработчики Программы:

Главное управление здравоохранения, управление социальной защиты населения Администрации области.

Цель и задачи Программы, важнейшие целевые показатели:

Стабилизация эпидемиологической ситуации: снижение заболеваемости с 90,6 до 68,0 на 100 тыс. населения; смертности до 12,0; заболеваемости детей с 15,0 до 11,6 на 100 тыс. населения; подготовка кадров; обеспечение проведения в полном объеме обязательных профилактических противотуберкулезных мероприятий в очагах туберкулезной инфекции среди групп повышенного риска заболевания туберкулезом, в том числе среди проживающих в домах-интернатах для престарелых и инвалидов, а также среди детей, инфицированных туберкулезом.

Сроки и этапы реализации Программы:

1999 - 2004 годы

первый этап (1999 - 2000) годы:

подготовка и реализация первоочередных мероприятий по сдерживанию распространения туберкулезной инфекции среди населения;

второй этап (2001 - 2004 годы):

реализация в полном объеме обязательных противотуберкулезных мероприятий в целях стабилизации эпидемиологической ситуации, связанной с туберкулезом.

Перечень основных мероприятий Программы:

мероприятия в системе здравоохранения:

- развитие материально-технической базы противотуберкулезной службы;

- лечебно-профилактические мероприятия по туберкулезу;

- подготовка кадров;

мероприятия в системе социальной защиты населения:

- развитие материально-технической базы стационарных учреждений социального обслуживания;

- создание для граждан пожилого возраста и инвалидов наиболее адекватных их возрасту и состоянию здоровья условий проживания в стационарных учреждениях социального обслуживания.

Основные исполнители мероприятий Программы:

Главное управление здравоохранения, управление социальной защиты населения Администрации области, областной противотуберкулезный диспансер.

Объемы и источники финансирования Программы:

Общий объем финансирования Программы на 1999 - 2004 годы - 61567,95 тыс. руб. в ценах 1998 года, в том числе из федерального бюджета 408,00 тыс. руб.

Объемы финансирования мероприятий Программы всех источников финансирования ежегодно уточняются заказчиком с комитетом финансов и контроля Администрации области, исходя из возможностей областного бюджета.

Организация контроля за реализацией Программы:

Контроль за реализацией Программы осуществляют главное управление здравоохранения, экономический комитет, комитет финансов и контроля Администрации области совместно с другими областными органами исполнительной власти, организациями в порядке, установленном для контроля за реализацией целевых программ.  

 Содержание проблемы и основание необходимости ее решения  

Областная целевая программа "Неотложные меры борьбы с туберкулезом в Омской области на 1999 - 2004 годы" разработана во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 11 июня 1998 г. N 582 "О федеральной целевой программе "Неотложные меры борьбы с туберкулезом в России на 1998 - 2004 годы".

Туберкулез является медико-социальной проблемой, на которую оказывают влияние экономические и социальные факторы, качество жизни и питания. Особенности развития в Омской области в последние годы эпидемической ситуации, связанной с туберкулезом, могут быть оценены как угроза надвигающейся эпидемии туберкулеза. Подъем заболеваемости туберкулезом начался с 1993 года, и в 1997 году показатель ее достиг 90,6 на 100 тыс. населения.

Все основные показатели по туберкулезу имеют тенденцию к увеличению: показатель заболеваемости "открытыми" формами туберкулеза возрос на 51,7%; показатель распространенности увеличился на 18,6%; показатель смертности возрос в 1,8 раза (с 8,4 до 14,7 в 1997 году) на 100 тыс. населения. В последние годы ежегодно регистрируется 2000 впервые выявленных больных туберкулезом. За 1997 год число впервые выявленных больных туберкулезом увеличилось на 145 человек и составило 2002. Под наблюдением в противотуберкулезных учреждениях находится 45336 человек, больных различными формами туберкулеза, в том числе 7248 человек, больных активной формой туберкулеза. Однако, не все больные туберкулезом попадают под наблюдение. Снижение профилактической работы и активного выявления больных приводит к недовыявлению 20 - 25% больных туберкулезом ежегодно, что пополняет источники распространения туберкулеза среди здорового населения.

Лица в возрасте от 20 до 39 лет составляют 38,6% от общего числа впервые выявленных больных, лица работоспособного возраста (от 20 до 59 лет) - 75,1%.

Эпидемическая опасность туберкулезной инфекции выражается в высокой степени инфицирования детей - 1,7% (по России свыше 1%), что в 17 раз выше, чем в развитых странах мира.

Основными причинами резкого повышения заболеваемости туберкулезом являются: отсутствие адекватного финансирования противотуберкулезных мероприятий, ухудшение условий жизни населения, недостаточное и низкое качество питания, атмосфера неуверенности и нервные стрессы, нарушение профилактической системы ежегодного отдыха населения в санаториях, домах отдыха, детей - в пионерских лагерях; появление новых групп риска: беженцев, лиц без определенного места жительства; увеличение числа асоциальных лиц среди населения. Нарушена сложившаяся система противотуберкулезной помощи.

Ухудшается материально-техническая база, обеспечение медикаментами, изменяются свойства возбудителя туберкулеза.

Угрожающий характер принимает эпидемическая ситуация, связанная с туберкулезом, в учреждениях уголовно-исполнительной системы. Уровень заболеваемости осужденных в 24 раза превышает среднеобластной показатель. В 1997 году этот показатель составил 1433,0 на 100 тыс. осужденных.

Источником инфекции является крупный рогатый скот, больной туберкулезом. В области имеется 21 неблагополучная в этом отношении ферма. Ежегодно заболевает туберкулезом до 12 тысяч голов крупного рогатого скота.

Область не имеет в достаточном количестве противотуберкулезных препаратов. Существующее финансирование противотуберкулезной службы обеспечивает потребность в медикаментах и продуктах питания не более чем на 50%.

Анализ сложившейся в Омской области ситуации, связанной с туберкулезом, выявляет ряд проблем, требующих решения: сохранение и развитие материально-технической базы противотуберкулезной службы; дооснащение учреждений медицинским оборудованием в соответствии с нормативной потребностью; обеспечение основными противотуберкулезными препаратами; введение лечебно-диагностических стандартов; подготовка кадров врачей-фтизиатров; распространение знаний о туберкулезе среди населения; своевременное выявление больных туберкулезом, особенно в группах повышенного риска, среди детей и подростков, асоциальных элементов и лиц, находящихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы; излечение больных туберкулезом; закуп в достаточном объеме и ассортименте противотуберкулезных препаратов и вакцин против туберкулеза.

Проблема борьбы с туберкулезом требует комплексного подхода к ее решению, привлечения целевых средств из бюджетов всех уровней, внебюджетных источников финансирования, что возможно осуществить только в рамках областной целевой программы, разработанной на основе федеральной целевой программы.  

 Основные цели, задачи, сроки и этапы реализации программы  

Основными целями Программы являются: стабилизация эпидемиологической ситуации, связанной с туберкулезом; снижение основных показателей по туберкулезу: заболеваемости с 90,6 до 68,0 на 100 тыс. населения, смертности с 14,7 до 12,0, заболеваемости детей с 15,0 до 11,6.

Для достижения указанных целей предусматривается решение следующих задач:

- развитие материально-технической базы противотуберкулезной службы; проведение мероприятий по своевременному выявлению туберкулеза; организация современного лечения больных; подготовка кадров, обучение персонала и распространение знаний о туберкулезе среди населения;

- реализация профилактических мероприятий по предупреждению заболеваний сельскохозяйственных животных.

Сроки реализации Программы - 1999 - 2004 годы. Реализация будет проводиться поэтапно:

- первый этап (1999 - 2000 годы) - предполагается подготовка и реализация первоочередных мероприятий по сдерживанию распространения туберкулезной инфекции среди населения;

- второй этап (2000 - 2004 годы) - будут реализованы основные обязательные противотуберкулезные мероприятия по стабилизации эпидемиологической ситуации, связанной с туберкулезом.  

 Система программных мероприятий  

Программные мероприятия будут осуществляться в системе здравоохранения.

Развитие материально-технической базы противотуберкулезной службы предусматривает реконструкцию противотуберкулезных диспансеров и туберкулезных отделений, организацию местного санатория для взрослых, больных туберкулезом, дооснащение и переоснащение противотуберкулезных учреждений и служб медицинским оборудованием, совершенствование системы подготовки кадров для противотуберкулезных учреждений.

Лечебно-профилактические мероприятия, связанные с предупреждением заболевания туберкулезом, направлены на совершенствование санитарно-просветительной работы среди населения и больных туберкулезом, расширение объема и повышения качества проведения обязательных профилактических мероприятий в очагах туберкулеза, среди групп повышенного риска и проведение специфических профилактических мероприятий среди детей и подростков, усиление работы, связанной с профилактическими флюорографическими исследованиями населения. Предусматривается разработка и внедрение новых форм организации лечебно-диагностического процесса, обеспечение лечебных учреждений противотуберкулезными препаратами.  

 Ресурсное обеспечение Программы  

Программа реализуется за счет средств бюджетов всех уровней и других источников финансирования.

Ориентировочные объемы финансирования мероприятий на 1999 - 2004 годы в ценах 1998 года составляют 61567,95 тыс. рублей.

Финансовые средства ежегодно уточняются в установленном порядке.  

 Механизм реализации Программы  

Ответственным за реализацию областной Программы является заказчик - главное управление здравоохранения, управление социальной защиты населения Администрации Омской области и другие заинтересованные областные органы исполнительной власти и организации (по вопросам, отнесенным к их компетенции) с участием органов местного самоуправления.

Заказчик Программы обеспечивает в ходе ее реализации координацию деятельности основных исполнителей, контролирует целенаправленное и эффективное использование ассигнований и выполнение намеченных мероприятий; уточняет совместно с комитетом финансов и контроля Администрации области ежегодные объемы финансирования Программы, предусматривая в ней объемы ассигнований на последовательную поэтапную реализацию Программы.

Основные исполнители Программы с участием органов исполнительной власти административных территорий области разрабатывают и утверждают ежегодные планы работ по выполнению соответствующих мероприятий; осуществляют организацию, контроль и обеспечение выполнения в полном объеме предусмотренных Программой работ; подготавливают и направляют заказчику предложения к ежегодному объему финансирования с соответствующими обоснованиями.  

 Организация управления и контроль за ходом реализации Программы  

Управление реализацией Программы и контроль за ее выполнением осуществляет главное управление здравоохранения Администрации области совместно с комитетом финансов и контроля Администрации области и другими заинтересованными областными органами исполнительной власти.

Ежегодно на заседаниях коллегии главного управления здравоохранения Администрации области рассматриваются вопросы с ходе реализации программных мероприятий и об эффективности использования финансовых средств.

Информация и доклады о ходе выполнения Программы и об использовании средств бюджета всех уровней, внебюджетных средств представляются в установленном порядке.  

 Оценка эффективности реализации Программы  

Экономическая эффективность Программы ожидается в виде снижения прямых и косвенных экономических потерь и приведет к улучшению состояния здоровья населения.

Реализация мероприятий Программы позволит:

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»