Недействующий


ПРАВИТЕЛЬСТВО ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 24 ноября 2004 года N 81-п


О Концепции развития системы образования и науки Омской области на 2004-2010 годы

____________________________________________________________________
Утратило силу на основании постановления
Правительства Омской области от 8 июля 2009 года N 119-п

____________________________________________________________________

В целях развития системы образования и науки Омской области Правительство Омской области

постановляет:

Утвердить прилагаемую Концепцию развития системы образования и науки Омской области на 2004-2010 годы.

Губернатор Омской области,
Председатель Правительства Омской области
 Л.К. Полежаев


Приложение
к постановлению Правительства Омской области
от 24 ноября 2004 г. N 81-п


Концепция
развития системы образования и науки на 2004-2010 годы


I. Общие положения

1. Концепция развития системы образования и науки Омской области на 2004-2010 годы (далее - Концепция) определяет стратегию и приоритеты политики Омской области в сфере образования и науки.

2. Роль образования и науки на современном этапе развития Омской области определяется необходимостью перехода, к демократическому обществу, правовому государству, рыночной экономике. Значение образования и науки как важнейших факторов формирования нового качества общественно-экономических отношений увеличивается с ростом влияния "человеческого капитала".

3. Под системой образования и науки Омской области (далее - система) для целей настоящей Концепции понимается совокупность взаимодействующих:

преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности;

образовательных и научных организаций независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов;

органов управления образованием, наукой.

4. Модернизация системы предполагает комплексное, всестороннее обновление всех ее составляющих в соответствии с требованиями современной жизни, тенденциями развития экономики, социальной сферы, объединение усилий всех заинтересованных организаций, создание единого образовательного и научного пространства на территории Омской области. Только в этом случае система выйдет за рамки узких отраслевых интересов.

5. Создание и развитие единого образовательного и научного пространства на территории Омской области позволит удовлетворить интересы:

обучающихся (воспитанников) и студентов - в получении качественно нового образования, ориентированного не только на усвоение определенной суммы знаний, но и развитие личности, ее познавательных и созидательных способностей;

общества - в снижении уровня социальной напряженности, детской и подростковой беспризорности, преступности и наркомании;

государственной власти федерального и регионального уровней - в наличии эффективной системы;

семьи - в оказании социально-педагогической и психолого-педагогической помощи в воспитании детей;

заинтересованных организаций - в возможности участвовать в обсуждении и решении проблем образования и науки;

предпринимателей - в подготовке высококвалифицированных кадров;

педагогических и научных работников - в возможности реализовать свои социальные и профессиональные потребности;

учреждений профессионального образования - в расширении способов использования и наращивания научно-технического потенциала.

II. Состояние системы, цели и задачи ее развития

6. Основные параметры системы определяются географическими, демографическими и социально-экономическими характеристиками Омской области. Среди них необходимо выделить удаленность от центральной части России (от основных культурных центров), этническое многообразие.

Образование в Омской области развивается как целостная система, что позволило ему сохранить свою стабильность в новых социально-экономических условиях.

В образовательных учреждениях Омской области (далее - образовательные учреждения) реализуются общеобразовательные и профессиональные программы. В целом на территории Омской области функционирует 2256 образовательных учреждений с общим количеством обучающихся (воспитанников) и студентов - 638,9 тыс., педагогических работников - 85,2 тыс.

7. На сегодняшний день система характеризуется:

сбалансированностью сети образовательных учреждений, которая обеспечивает непрерывность и преемственность процесса образования, соответствие традициям и потребностям национальных диаспор, этнических групп, представленных в населении Омской области;

регионализацией содержания образования, которая позволяет учитывать перспективы социально-экономического развития Омской области, ее культурные традиции, особенности социализации личности;

многоканальностью финансирования.

8. Указанные характеристики во многом определяют многообразие типов и видов образовательных учреждений, образовательных и учебных программ, инновационный характер деятельности образовательных учреждений, вариативность форм их развития.

9. Омская область обладает значительным научным потенциалом, характеризующимся наличием академической, отраслевой и вузовской науки и их взаимодействием.

В число организаций, выполняющих научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, входят учреждения высшего профессионального образования, учреждения дополнительного профессионального образования, отраслевые научно-исследовательские институты и другие организации.

В них ведется подготовка специалистов по большинству отраслей наук, расширяется подготовка научных работников высшей квалификации, функционируют аспирантуры, советы по защите диссертаций.

В образовательных учреждениях высшего профессионального образования заняты свыше 2 тыс. кандидатов наук и около 400 докторов наук.

Академическая наука представлена деятельностью Омского научного центра Сибирского отделения Российской академии наук, Института экономики и организации промышленного производства Сибирского отделения Российской академии наук, Института проблем переработки углеводородов, Омского филиала Объединенного института истории, филологии и философии Сибирского отделения Российской академии наук, Института математики им. С.Л. Соболева Сибирского отделения Российской академии наук, Омской экономической лаборатории Института экономики и организации промышленного производства Сибирского отделения Российской академии наук и других научных организаций.

Отраслевую науку в Омской области представляют: Омский научно-исследовательский институт приборостроения, федеральное государственное унитарное предприятие "Конструкторское бюро транспортного машиностроения", государственное научное учреждение "Омский научно-исследовательский институт природноочаговых инфекций Министерства здравоохранения Российской Федерации", государственное научное учреждение "Всероссийский научно-исследовательский институт бруцеллеза и туберкулеза животных Сибирского отделения Российской академии сельскохозяйственных наук "ГНУ ВНИИБТЖ СО РАСХН", государственное научное учреждение "Сибирский научно-исследовательский институт сельского хозяйства Сибирского отделения Российской академии сельскохозяйственных наук" и другие научные организации.

В мае 2004 года в Омской области создан Научный координационный совет Омской области, призванный обеспечивать:

разработку предложений и рекомендаций для органов государственной власти Омской области по вопросам формирования и реализации государственной научно-технической политики Омской области;

координацию деятельности научных учреждений и учреждений высшего профессионального образования Омской области по вопросам реализации государственной научно-технической политики в Омской области;

рассмотрение проектов соглашений между Правительством Омской области и федеральными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления Омской области, а также иностранными партнерами о совместной деятельности в сфере науки и научно-технической политики;

проведение экспертизы проектов областных целевых программ, нормативных правовых актов Омской области в сфере науки и научно-технической политики.

Имеющийся научный потенциал может и должен быть эффективно использован в решении задач социально-экономического развития Омской области, в том числе в реализации промышленной политики Омской области.

10. Вместе с тем анализ состояния системы позволяет выявить ряд проблем:

1) содержание и структура образования не в полной степени соответствуют современным требованиям науки и практики;

2) происходит отток высококвалифицированных педагогических и научных кадров, их средний возраст резко увеличился;

3) отмечаются недостаточная методологическая, психолого-педагогическая, информационная и технологическая готовность субъектов системы к реализации программ развития образования; недостаточно эффективная работа педагогов по гражданскому, правовому и патриотическому воспитанию детей и подростков, противодействию негативным процессам, происходящим в обществе (алкоголизм, наркомания, беспризорность, безнадзорность несовершеннолетних); недостаточная степень скоординированности действий руководителей органов управления образованием различных уровней и образовательных учреждений по обеспечению реализации программ развития образования, в том числе профильного обучения на ступени среднего (полного) общего образования; недостаточно развитый механизм поддержки инновационных процессов в образовательной практике; недостаточная степень развития сети областных и муниципальных экспериментальных площадок, занимающихся инновационной деятельностью; недостаточно развитые механизмы социальной защиты и повышения социального статуса педагогических и научных работников;

4) нуждается в расширении сфера общедоступных услуг, оказываемых учреждениями дополнительного образования детей;

5) требует совершенствования механизм выявления и развития одаренных детей, их адресной поддержки;

6) требует совершенствования материально-техническая база образовательных учреждений, научных организаций (высок износ основных фондов, устарело учебно-методическое оснащение образовательного и научного процессов);

7) нуждаются в улучшении условия обучения, лечебно-коррекционной работы и содержания обучающихся в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

8) требует совершенствования нормативно-правовая база, обеспечивающая модернизацию и развитие системы;

9) практическая реализация полученных научных решений в экономику Омской области затягивается как из-за разрыва связей между различными функциональными системами (производством, наукой, образованием), так и из-за недостаточности финансовых ресурсов для развития организаций системы.

11. Необходимо выделить следующие цели развития системы:

1) усиление внешней направленности системы, проявление ее в качестве фактора стратегического развития Омской области;

2) обеспечение современного качества образования и науки, адекватных обновляющимся стандартам, удовлетворяющих потребностям личности, общества;

3) развитие, рациональное размещение и повышение эффективности использования педагогического и научно-технического потенциала Омской области;

4) совершенствование ресурсного обеспечения системы;

5) обеспечение прогрессивных преобразований в области материального производства, повышение конкурентоспособности производимой продукции;

6) согласование основных направлений и планов развития системы с приоритетами социально-экономического развития Омской области;

7) сохранение и развитие научно-технического потенциала Омской области;

8) усиление воспитательного потенциала образовательных учреждений как условие ориентации обучающихся на общечеловеческие ценности, региональные культурные традиции и особенности.

12. Для достижения указанных целей необходимо решение следующих задач:

1) поддержка научных направлений, обеспечивающих развитие базовых и, перспективных отраслей экономики Омской области, а также ее социальное, политическое и национально-культурное развитие;

2) активизация исследований, соответствующих мировому уровню, становление новых направлений исследований, которые будут определять технологическую и экономическую конкурентоспособность Омской области;

3) развитие научных школ и направлений академической, вузовской и отраслевой науки;

4) содействие формированию и развитию современных технологий производства и организации труда;

5) создание условий для привлечения в систему внебюджетных источников финансирования;

6) формирование системы непрерывного образования на основе интеграции всех уровней образования, расширение сети филиалов учреждений высшего профессионального и среднего профессионального образования на территории муниципальных образований Омской области, совершенствование целевой контрактной подготовки специалистов и расширение спектра ее направлений;

7) создание условий для сотрудничества образовательных учреждений различных типов и видов;

8) создание условий для повышения качества образования, в том числе:

поэтапное обновление содержания и структуры образования всех уровней и направленностей в соответствии с федеральным и областным законодательством, целями и задачами политики Омской области в сфере образования и науки;

совершенствование национально-регионального компонента государственных образовательных стандартов;

создание условий для повышения качества профессионального образования, его структурной и институциональной перестройки в соответствии с требованиями рынка труда;

развитие системы дистанционного образования, особенно актуальной для организации процесса обучения в сельской местности;

поддержка инновационной деятельности образовательных учреждений и создание необходимых условий организации и проведения социально значимых региональных экспериментов в области образования;

9) педагогическая и социально-экономическая поддержка учреждений дополнительного образования детей, создание условий реализации интереса детей к различным видам творческой деятельности, возможности самореализации, социальная поддержка одаренных детей;

10) повышение профессионализма научно-педагогических работников, улучшение их социального статуса, усиление государственной и общественной поддержки;

11) укрепление материально-технической базы и инфраструктуры образовательных учреждений, научных организаций;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»