ПРАВИТЕЛЬСТВО ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 ноября 2004 года N 81-п
О Концепции развития системы образования и науки Омской области на 2004-2010 годы
____________________________________________________________________
Утратило силу на основании постановления
Правительства Омской области от 8 июля 2009 года N 119-п
____________________________________________________________________
В целях развития системы образования и науки Омской области Правительство Омской области
постановляет:
Утвердить прилагаемую Концепцию развития системы образования и науки Омской области на 2004-2010 годы.
Губернатор Омской области,
Председатель Правительства Омской области
Л.К. Полежаев
Приложение
к постановлению Правительства Омской области
от 24 ноября 2004 г. N 81-п
Концепция
развития системы образования и науки на 2004-2010 годы
1. Концепция развития системы образования и науки Омской области на 2004-2010 годы (далее - Концепция) определяет стратегию и приоритеты политики Омской области в сфере образования и науки.
2. Роль образования и науки на современном этапе развития Омской области определяется необходимостью перехода, к демократическому обществу, правовому государству, рыночной экономике. Значение образования и науки как важнейших факторов формирования нового качества общественно-экономических отношений увеличивается с ростом влияния "человеческого капитала".
3. Под системой образования и науки Омской области (далее - система) для целей настоящей Концепции понимается совокупность взаимодействующих:
преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности;
образовательных и научных организаций независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов;
органов управления образованием, наукой.
4. Модернизация системы предполагает комплексное, всестороннее обновление всех ее составляющих в соответствии с требованиями современной жизни, тенденциями развития экономики, социальной сферы, объединение усилий всех заинтересованных организаций, создание единого образовательного и научного пространства на территории Омской области. Только в этом случае система выйдет за рамки узких отраслевых интересов.
5. Создание и развитие единого образовательного и научного пространства на территории Омской области позволит удовлетворить интересы:
обучающихся (воспитанников) и студентов - в получении качественно нового образования, ориентированного не только на усвоение определенной суммы знаний, но и развитие личности, ее познавательных и созидательных способностей;
общества - в снижении уровня социальной напряженности, детской и подростковой беспризорности, преступности и наркомании;
государственной власти федерального и регионального уровней - в наличии эффективной системы;
семьи - в оказании социально-педагогической и психолого-педагогической помощи в воспитании детей;
заинтересованных организаций - в возможности участвовать в обсуждении и решении проблем образования и науки;
предпринимателей - в подготовке высококвалифицированных кадров;
педагогических и научных работников - в возможности реализовать свои социальные и профессиональные потребности;
учреждений профессионального образования - в расширении способов использования и наращивания научно-технического потенциала.
6. Основные параметры системы определяются географическими, демографическими и социально-экономическими характеристиками Омской области. Среди них необходимо выделить удаленность от центральной части России (от основных культурных центров), этническое многообразие.
Образование в Омской области развивается как целостная система, что позволило ему сохранить свою стабильность в новых социально-экономических условиях.
В образовательных учреждениях Омской области (далее - образовательные учреждения) реализуются общеобразовательные и профессиональные программы. В целом на территории Омской области функционирует 2256 образовательных учреждений с общим количеством обучающихся (воспитанников) и студентов - 638,9 тыс., педагогических работников - 85,2 тыс.
7. На сегодняшний день система характеризуется:
сбалансированностью сети образовательных учреждений, которая обеспечивает непрерывность и преемственность процесса образования, соответствие традициям и потребностям национальных диаспор, этнических групп, представленных в населении Омской области;
регионализацией содержания образования, которая позволяет учитывать перспективы социально-экономического развития Омской области, ее культурные традиции, особенности социализации личности;
многоканальностью финансирования.
8. Указанные характеристики во многом определяют многообразие типов и видов образовательных учреждений, образовательных и учебных программ, инновационный характер деятельности образовательных учреждений, вариативность форм их развития.
9. Омская область обладает значительным научным потенциалом, характеризующимся наличием академической, отраслевой и вузовской науки и их взаимодействием.
В число организаций, выполняющих научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, входят учреждения высшего профессионального образования, учреждения дополнительного профессионального образования, отраслевые научно-исследовательские институты и другие организации.
В них ведется подготовка специалистов по большинству отраслей наук, расширяется подготовка научных работников высшей квалификации, функционируют аспирантуры, советы по защите диссертаций.
В образовательных учреждениях высшего профессионального образования заняты свыше 2 тыс. кандидатов наук и около 400 докторов наук.
Академическая наука представлена деятельностью Омского научного центра Сибирского отделения Российской академии наук, Института экономики и организации промышленного производства Сибирского отделения Российской академии наук, Института проблем переработки углеводородов, Омского филиала Объединенного института истории, филологии и философии Сибирского отделения Российской академии наук, Института математики им. С.Л. Соболева Сибирского отделения Российской академии наук, Омской экономической лаборатории Института экономики и организации промышленного производства Сибирского отделения Российской академии наук и других научных организаций.
Отраслевую науку в Омской области представляют: Омский научно-исследовательский институт приборостроения, федеральное государственное унитарное предприятие "Конструкторское бюро транспортного машиностроения", государственное научное учреждение "Омский научно-исследовательский институт природноочаговых инфекций Министерства здравоохранения Российской Федерации", государственное научное учреждение "Всероссийский научно-исследовательский институт бруцеллеза и туберкулеза животных Сибирского отделения Российской академии сельскохозяйственных наук "ГНУ ВНИИБТЖ СО РАСХН", государственное научное учреждение "Сибирский научно-исследовательский институт сельского хозяйства Сибирского отделения Российской академии сельскохозяйственных наук" и другие научные организации.
В мае 2004 года в Омской области создан Научный координационный совет Омской области, призванный обеспечивать:
разработку предложений и рекомендаций для органов государственной власти Омской области по вопросам формирования и реализации государственной научно-технической политики Омской области;
координацию деятельности научных учреждений и учреждений высшего профессионального образования Омской области по вопросам реализации государственной научно-технической политики в Омской области;
рассмотрение проектов соглашений между Правительством Омской области и федеральными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления Омской области, а также иностранными партнерами о совместной деятельности в сфере науки и научно-технической политики;
проведение экспертизы проектов областных целевых программ, нормативных правовых актов Омской области в сфере науки и научно-технической политики.
Имеющийся научный потенциал может и должен быть эффективно использован в решении задач социально-экономического развития Омской области, в том числе в реализации промышленной политики Омской области.
10. Вместе с тем анализ состояния системы позволяет выявить ряд проблем:
1) содержание и структура образования не в полной степени соответствуют современным требованиям науки и практики;
2) происходит отток высококвалифицированных педагогических и научных кадров, их средний возраст резко увеличился;
3) отмечаются недостаточная методологическая, психолого-педагогическая, информационная и технологическая готовность субъектов системы к реализации программ развития образования; недостаточно эффективная работа педагогов по гражданскому, правовому и патриотическому воспитанию детей и подростков, противодействию негативным процессам, происходящим в обществе (алкоголизм, наркомания, беспризорность, безнадзорность несовершеннолетних); недостаточная степень скоординированности действий руководителей органов управления образованием различных уровней и образовательных учреждений по обеспечению реализации программ развития образования, в том числе профильного обучения на ступени среднего (полного) общего образования; недостаточно развитый механизм поддержки инновационных процессов в образовательной практике; недостаточная степень развития сети областных и муниципальных экспериментальных площадок, занимающихся инновационной деятельностью; недостаточно развитые механизмы социальной защиты и повышения социального статуса педагогических и научных работников;
4) нуждается в расширении сфера общедоступных услуг, оказываемых учреждениями дополнительного образования детей;
5) требует совершенствования механизм выявления и развития одаренных детей, их адресной поддержки;
6) требует совершенствования материально-техническая база образовательных учреждений, научных организаций (высок износ основных фондов, устарело учебно-методическое оснащение образовательного и научного процессов);
7) нуждаются в улучшении условия обучения, лечебно-коррекционной работы и содержания обучающихся в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
8) требует совершенствования нормативно-правовая база, обеспечивающая модернизацию и развитие системы;
9) практическая реализация полученных научных решений в экономику Омской области затягивается как из-за разрыва связей между различными функциональными системами (производством, наукой, образованием), так и из-за недостаточности финансовых ресурсов для развития организаций системы.
11. Необходимо выделить следующие цели развития системы:
1) усиление внешней направленности системы, проявление ее в качестве фактора стратегического развития Омской области;
2) обеспечение современного качества образования и науки, адекватных обновляющимся стандартам, удовлетворяющих потребностям личности, общества;
3) развитие, рациональное размещение и повышение эффективности использования педагогического и научно-технического потенциала Омской области;
4) совершенствование ресурсного обеспечения системы;
5) обеспечение прогрессивных преобразований в области материального производства, повышение конкурентоспособности производимой продукции;
6) согласование основных направлений и планов развития системы с приоритетами социально-экономического развития Омской области;
7) сохранение и развитие научно-технического потенциала Омской области;
8) усиление воспитательного потенциала образовательных учреждений как условие ориентации обучающихся на общечеловеческие ценности, региональные культурные традиции и особенности.
12. Для достижения указанных целей необходимо решение следующих задач:
1) поддержка научных направлений, обеспечивающих развитие базовых и, перспективных отраслей экономики Омской области, а также ее социальное, политическое и национально-культурное развитие;
2) активизация исследований, соответствующих мировому уровню, становление новых направлений исследований, которые будут определять технологическую и экономическую конкурентоспособность Омской области;
3) развитие научных школ и направлений академической, вузовской и отраслевой науки;
4) содействие формированию и развитию современных технологий производства и организации труда;
5) создание условий для привлечения в систему внебюджетных источников финансирования;
6) формирование системы непрерывного образования на основе интеграции всех уровней образования, расширение сети филиалов учреждений высшего профессионального и среднего профессионального образования на территории муниципальных образований Омской области, совершенствование целевой контрактной подготовки специалистов и расширение спектра ее направлений;
7) создание условий для сотрудничества образовательных учреждений различных типов и видов;
8) создание условий для повышения качества образования, в том числе:
поэтапное обновление содержания и структуры образования всех уровней и направленностей в соответствии с федеральным и областным законодательством, целями и задачами политики Омской области в сфере образования и науки;
совершенствование национально-регионального компонента государственных образовательных стандартов;
создание условий для повышения качества профессионального образования, его структурной и институциональной перестройки в соответствии с требованиями рынка труда;
развитие системы дистанционного образования, особенно актуальной для организации процесса обучения в сельской местности;
поддержка инновационной деятельности образовательных учреждений и создание необходимых условий организации и проведения социально значимых региональных экспериментов в области образования;
9) педагогическая и социально-экономическая поддержка учреждений дополнительного образования детей, создание условий реализации интереса детей к различным видам творческой деятельности, возможности самореализации, социальная поддержка одаренных детей;
10) повышение профессионализма научно-педагогических работников, улучшение их социального статуса, усиление государственной и общественной поддержки;
11) укрепление материально-технической базы и инфраструктуры образовательных учреждений, научных организаций;