Развивая международные связи, Омская область стремится занять достойное место среди других субъектов Российской Федерации. В результате скоординированных действий Губернатора Омской области, Законодательного Собрания Омской области, органов исполнительной власти Омской области международные связи Омской области за последнее десятилетие развивались достаточно интенсивно.
Особое внимание в этот период времени уделялось сфере экономики, то есть развитию внешнеэкономических связей. В качестве положительных моментов можно отметить достигнутый за эти годы значительный внешнеторговый оборот, превышающий 1 млрд. долл. США (это третий показатель по Сибирскому федеральному округу), а также значительный среднегодовой объем привлекаемых иностранных инвестиций (более 1,5 млрд. долл. США - 3-4 место по России).
Вместе с тем международное сотрудничество в финансово-кредитной сфере развито недостаточно. Туризм (особенно въездной), промышленная кооперация, международное транспортное сообщение, научно-техническое сотрудничество также относятся к наименее развитым направлениям.
Успехи, достигнутые Омской областью в рамках международного сотрудничества в гуманитарной сфере, менее значительны, чем в экономической. Несмотря на то, что многие омские организации образования, здравоохранения и социальной сферы, культуры, спорта взаимодействуют со своими зарубежными партнерами, уровень и качество этих контактов оставляют желать лучшего. Они, как правило, носят нерегулярный характер; у организаций отсутствуют программы долгосрочного сотрудничества. Это позволяет сделать вывод о том, что уровень развития международных связей Омской области все еще не соответствует имеющемуся в регионе потенциалу.
Современное состояние и уровень развития международных связей Омской области обусловлены целым рядом учтенных при разработке Концепции факторов, среди которых необходимо назвать следующие.
1. Фактор времени.
Как известно, до начала 90-х годов XX века Омская область являлась закрытым для посещения иностранными гражданами регионом. Ее международные контакты были очень ограничены. В основном вся работа строилась через органы государственной власти СССР и РСФСР, государственные организации (например, побратимские отношения с Пештской областью Венгрии, проведение шеф-монтажных работ иностранными специалистами на омских предприятиях, участие омских спортсменов в международных соревнованиях, организация зарубежных гастролей омских художественных коллективов и артистов). Это позволяет сделать вывод о том, что в сфере международного сотрудничества в Омской области существуют две основные проблемы:
во-первых, Омская область была и, по большому счету, продолжает оставаться малоизвестной за рубежом;
во-вторых, поскольку опыт самостоятельного осуществления международных связей Омской области совершенно незначителен и непродолжителен - менее 15 лет, в Омской области все еще недостаточно развита инфраструктура международного сотрудничества (отсутствуют современный международный аэропорт, высококлассные гостиницы, международный деловой центр, постоянно действующий выставочный комплекс и т.п.).
Все эти проблемы органам исполнительной власти Омской области приходилось и приходится решать при весьма незначительной поддержке (в основном - информационное содействие) федеральных органов исполнительной власти, других организаций.
2. Фактор географического положения.
Омская область расположена на юге Западной Сибири, далеко как от западных, так и от восточных границ Российской Федерации. На севере и западе она граничит с Тюменской областью, на востоке - с Томской и Новосибирской областями, на юге - с Казахстаном.
Вследствие такого места расположения Омской области необходимо учитывать следующие специфические особенности, влияющие на развитие международных связей Омской области.
Во-первых, Омская область граничит с Новосибирской областью, имеющей более выигрышное географическое положение и развитую инфраструктуру, в связи с чем аппарат полномочного представителя Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе находится именно там. Омская область граничит с Тюменской областью, относительно близко расположена Свердловская область. Указанные регионы обладают мощным экономическим потенциалом и являются для Омской области наиболее серьезными конкурентами в сфере международного сотрудничества. Кроме того, преимуществами этих субъектов Российской Федерации является наличие на их территориях дипломатических представительств иностранных государств, постоянных представительств авторитетных международных организаций, известных мировых фирм.
Во-вторых, в силу непосредственной географической близости у Омской области исторически сложились тесные связи с Республикой Казахстан и другими среднеазиатскими республиками, ранее входившими в состав Союза, Советских Социалистических республик. Эти связи продолжают существовать и остаются взаимовыгодными, но в настоящее время они перешли в разряд международных. На пути их развития появились определенные барьеры, а значит значительные сложности в осуществлении международных связей с партнерами из этих государств.
3. Фактор приграничного положения.
Омская область - приграничный регион Российской Федерации, находящийся на пересечении важных стратегических транспортных магистралей и торговых путей между Европой, Центральной и Средней Азией. Общая протяженность государственной границы России с Казахстаном - 7,5 тыс. км, из которых 1020 км приходится на Омскую область. Здесь сохраняется безвизовый режим. Это, с одной стороны, дает возможность интенсивного развития экономических и гуманитарных связей приграничных территорий, но, с другой стороны, остаются нерешенными отдельные вопросы обеспечения устойчивого развития Омской области.
Можно выделить ряд обстоятельств, связанных с приграничным положением Омской области и негативно влияющих на социально-экономическую ситуацию на ее территории:
- инженерно-техническая необустроенность российско-казахстанской границы, которая создает возможность для контрабанды товаров, оружия, нелегальной миграции;
- особенности транспортной инфраструктуры (развитая и недостаточно контролируемая сеть железных и автомобильных дорог), которые осложняют криминогенную обстановку в приграничных российских территориях, входящих в зону наибольшего распространения наркотиков;
- недостаточное финансирование из федерального бюджета мероприятий по созданию пограничной инфраструктуры, развертыванию и обустройству пунктов пропуска вынуждает Омскую область нести дополнительные расходы;
- ежегодно в Омскую область прибывают 2 - 2,5 тыс. переселенцев из Казахстана, которые нуждаются в рабочих местах, жилье, социальной защите.
4. Фактор комплексного подхода.
Отдельные направления работы в сфере развития международных связей Омской области требуют организации межотраслевого взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти Омской области и органов местного самоуправления Омской области. К указанным направлениям относится также организация приграничного сотрудничества. Такое сотрудничество должно развиваться по всем направлениям: образование, здравоохранение, социальная защита, культура, спорт, экология и т.д., что требует скоординированных действий соответствующих органов власти. Аналогичным образом обстоит дело с решением вопросов организации международного межрегионального сотрудничества.