Действующий

О Концепции развития международных связей Омской области

В области международного сотрудничества в сфере образования и науки

Международное сотрудничество в сфере образования и науки является важной составляющей взаимодействия органов исполнительной власти Омской области с организациями зарубежных стран.

В Омской области развивается обмен опытом на международном уровне, действует ряд программ международного обмена студентами и преподавателями. Наиболее значимыми являются программы Государственного департамента Соединенных Штатов Америки, Германской службы академических обменов, Совета Европы, а также программа "Темпус-Тасис", по которым успешно работают Омский государственный университет имени Ф.М. Достоевского, Омский государственный педагогический университет, Омский государственный университет путей сообщения, Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия, Омский государственный аграрный университет.

В Омской области обучается более тысячи иностранных студентов, главным образом, из стран Содружества Независимых Государств. Омский государственный университет путей сообщения имеет представительство в Казахстане (город Петропавловск). Кроме того, вышеназванные вузы имеют договоры о сотрудничестве с профильными университетами Австрии, Германии, США, Великобритании, Чехии, Словакии, Польши, КНДР и других стран.

Многие омичи обучаются за границей. Причем нередко они получают стипендии иностранных государств и организаций, проходя перед этим жесткий конкурсный отбор. В омских вузах работают преподаватели из западных стран.

Омские вузы, такие как Омский государственный университет имени Ф.М. Достоевского, Омский государственный аграрный университет и другие научные и образовательные учреждения Омской области, выигрывают гранты иностранных организаций и фондов. Омские ученые, преподаватели вузов и студенты принимают активное участие в международных конференциях, семинарах и симпозиумах, проводимых в городе Омске и за рубежом.

Среди основных проблем в данной сфере можно отметить следующие:

- недостаточная адаптированность стандартов, принятых в системе образовательных учреждений Омской области, к западным стандартам;

- неполное использование потенциала экспорта образовательных услуг как важной составляющей международной деятельности, источника денежных средств на развитие вузов;

- нехватка информации об омских вузах за рубежом;

- сложности в оформлении виз для иностранных студентов;

- обеспечение проживания и безопасности иностранных студентов на территории Омской области;

- отсутствие механизмов продвижения за рубежом образовательных услуг Омской области;

- незначительная доля иностранных студентов и преподавателей в омских вузах, что не способствует повышению рейтинга вузов.

Положительный эффект может дать развитие международного сотрудничества негосударственных вузов. Есть резервы в развитии системы академических обменов. При наличии сложившейся в Омской области системы свободного доступа к информации об образовании за рубежом сдерживающую роль играет материальный фактор.

Развитие международного сотрудничества может частично смягчить проблему низкого уровня заработной платы ученых, в том числе преподавателей вузов, повысить качество преподавания.

Необходимо изменить положение, при котором интеграционные процессы в сфере образования и науки приводят к выезду многих ученых на постоянное место жительства за рубеж, потере технологий и научных разработок.

Международное сотрудничество должно способствовать решению основной цели - формированию в Омской области современных систем образования и научной деятельности, которые бы вобрали лучшие традиции российской науки в сочетании с зарубежным опытом.

Другой целью международного сотрудничества в данной сфере является обеспечение конкурентоспособности разработок омских ученых на мировых рынках. Основными задачами в развитии международных связей в данной сфере являются следующие:

- обеспечение мирового уровня преподавания в омских образовательных учреждениях;

- решение проблемы нострификации документов об образовании, полученных в странах ближнего и дальнего зарубежья;

- развитие международных связей образовательных учреждений Омской области, в первую очередь высших учебных заведений Омской области;

- достижение кардинального улучшения материально-технической базы образовательных учреждений Омской области;

- создание в перспективе современной системы обучения иностранных граждан в Омской области;

- развитие системы международных научных обменов;

- использование иностранных капиталов и опыта в формировании научного и творческого потенциала Омской области.

Для решения указанных задач необходимо сосредоточить усилия на следующих направлениях деятельности: