ГУБЕРНАТОР ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

УКАЗ

от 15 ноября 2004 г. N 208

О Концепции развития международных связей Омской области

В целях создания условий для устойчивого развития международных связей Омской области

постановляю:

1. Утвердить прилагаемую Концепцию развития международных связей Омской области (далее - Концепция).

2. Органам исполнительной власти Омской области при разработке планов и программ развития международных связей в соответствии с возложенными на них задачами руководствоваться положениями Концепции.

3. Рекомендовать органам местного самоуправления Омской области принять участие в реализации Концепции.

4. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на заместителя Председателя Правительства Омской области, Министра экономики Омской области Е.М. Вдовина.

Губернатор Омской области
 Л.К. Полежаев


Приложение
к Указу Губернатора Омской области
от 15 ноября 2004 г. N 208

Концепция
развития международных связей Омской области

I. Общие положения

Международные связи Омской области с каждым годом становятся все более весомой составляющей жизни региона. Растет их объем, расширяется география, обогащается содержание. Международные связи Омской области заметно и реально влияют на социально-экономическое положение Омской области, поэтому их развитие является одной из приоритетных задач органов исполнительной власти Омской области.

Основными причинами разработки Концепции развития международных связей Омской области (далее - Концепция) явились необходимость создания условий для формирования и эффективного функционирования целостной системы мер по координации и расширению международного взаимодействия Омской области, а также необходимость развития инфраструктуры международного сотрудничества в Омской области.

Концепция представляет собой систему взглядов на содержание и основные направления развития международных связей Омской области, учитывает накопленный опыт международного сотрудничества, исходя из единства интересов Российской Федерации и Омской области в сфере международного сотрудничества.

Концепцией, исходя из анализа общего состояния и проблематики международного сотрудничества Омской области, определены цели и задачи органов исполнительной власти Омской области в данной сфере, обозначены главные направления и приоритеты развития международных связей Омской области.

Концепция рассчитана на период до 2010 года.

II. Современное состояние и основные проблемы развития
международных связей Омской области

Развивая международные связи, Омская область стремится занять достойное место среди других субъектов Российской Федерации. В результате скоординированных действий Губернатора Омской области, Законодательного Собрания Омской области, органов исполнительной власти Омской области международные связи Омской области за последнее десятилетие развивались достаточно интенсивно.

Особое внимание в этот период времени уделялось сфере экономики, то есть развитию внешнеэкономических связей. В качестве положительных моментов можно отметить достигнутый за эти годы значительный внешнеторговый оборот, превышающий 1 млрд. долл. США (это третий показатель по Сибирскому федеральному округу), а также значительный среднегодовой объем привлекаемых иностранных инвестиций (более 1,5 млрд. долл. США - 3-4 место по России).

Вместе с тем международное сотрудничество в финансово-кредитной сфере развито недостаточно. Туризм (особенно въездной), промышленная кооперация, международное транспортное сообщение, научно-техническое сотрудничество также относятся к наименее развитым направлениям.

Успехи, достигнутые Омской областью в рамках международного сотрудничества в гуманитарной сфере, менее значительны, чем в экономической. Несмотря на то, что многие омские организации образования, здравоохранения и социальной сферы, культуры, спорта взаимодействуют со своими зарубежными партнерами, уровень и качество этих контактов оставляют желать лучшего. Они, как правило, носят нерегулярный характер; у организаций отсутствуют программы долгосрочного сотрудничества. Это позволяет сделать вывод о том, что уровень развития международных связей Омской области все еще не соответствует имеющемуся в регионе потенциалу.

Современное состояние и уровень развития международных связей Омской области обусловлены целым рядом учтенных при разработке Концепции факторов, среди которых необходимо назвать следующие.

1. Фактор времени.

Как известно, до начала 90-х годов XX века Омская область являлась закрытым для посещения иностранными гражданами регионом. Ее международные контакты были очень ограничены. В основном вся работа строилась через органы государственной власти СССР и РСФСР, государственные организации (например, побратимские отношения с Пештской областью Венгрии, проведение шеф-монтажных работ иностранными специалистами на омских предприятиях, участие омских спортсменов в международных соревнованиях, организация зарубежных гастролей омских художественных коллективов и артистов). Это позволяет сделать вывод о том, что в сфере международного сотрудничества в Омской области существуют две основные проблемы:

во-первых, Омская область была и, по большому счету, продолжает оставаться малоизвестной за рубежом;

во-вторых, поскольку опыт самостоятельного осуществления международных связей Омской области совершенно незначителен и непродолжителен - менее 15 лет, в Омской области все еще недостаточно развита инфраструктура международного сотрудничества (отсутствуют современный международный аэропорт, высококлассные гостиницы, международный деловой центр, постоянно действующий выставочный комплекс и т.п.).

Все эти проблемы органам исполнительной власти Омской области приходилось и приходится решать при весьма незначительной поддержке (в основном - информационное содействие) федеральных органов исполнительной власти, других организаций.

2. Фактор географического положения.

Омская область расположена на юге Западной Сибири, далеко как от западных, так и от восточных границ Российской Федерации. На севере и западе она граничит с Тюменской областью, на востоке - с Томской и Новосибирской областями, на юге - с Казахстаном.

Вследствие такого места расположения Омской области необходимо учитывать следующие специфические особенности, влияющие на развитие международных связей Омской области.

Во-первых, Омская область граничит с Новосибирской областью, имеющей более выигрышное географическое положение и развитую инфраструктуру, в связи с чем аппарат полномочного представителя Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе находится именно там. Омская область граничит с Тюменской областью, относительно близко расположена Свердловская область. Указанные регионы обладают мощным экономическим потенциалом и являются для Омской области наиболее серьезными конкурентами в сфере международного сотрудничества. Кроме того, преимуществами этих субъектов Российской Федерации является наличие на их территориях дипломатических представительств иностранных государств, постоянных представительств авторитетных международных организаций, известных мировых фирм.

Во-вторых, в силу непосредственной географической близости у Омской области исторически сложились тесные связи с Республикой Казахстан и другими среднеазиатскими республиками, ранее входившими в состав Союза, Советских Социалистических республик. Эти связи продолжают существовать и остаются взаимовыгодными, но в настоящее время они перешли в разряд международных. На пути их развития появились определенные барьеры, а значит значительные сложности в осуществлении международных связей с партнерами из этих государств.

3. Фактор приграничного положения.

Омская область - приграничный регион Российской Федерации, находящийся на пересечении важных стратегических транспортных магистралей и торговых путей между Европой, Центральной и Средней Азией. Общая протяженность государственной границы России с Казахстаном - 7,5 тыс. км, из которых 1020 км приходится на Омскую область. Здесь сохраняется безвизовый режим. Это, с одной стороны, дает возможность интенсивного развития экономических и гуманитарных связей приграничных территорий, но, с другой стороны, остаются нерешенными отдельные вопросы обеспечения устойчивого развития Омской области.

Можно выделить ряд обстоятельств, связанных с приграничным положением Омской области и негативно влияющих на социально-экономическую ситуацию на ее территории:

- инженерно-техническая необустроенность российско-казахстанской границы, которая создает возможность для контрабанды товаров, оружия, нелегальной миграции;

- особенности транспортной инфраструктуры (развитая и недостаточно контролируемая сеть железных и автомобильных дорог), которые осложняют криминогенную обстановку в приграничных российских территориях, входящих в зону наибольшего распространения наркотиков;

- недостаточное финансирование из федерального бюджета мероприятий по созданию пограничной инфраструктуры, развертыванию и обустройству пунктов пропуска вынуждает Омскую область нести дополнительные расходы;

- ежегодно в Омскую область прибывают 2 - 2,5 тыс. переселенцев из Казахстана, которые нуждаются в рабочих местах, жилье, социальной защите.

4. Фактор комплексного подхода.

Отдельные направления работы в сфере развития международных связей Омской области требуют организации межотраслевого взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти Омской области и органов местного самоуправления Омской области. К указанным направлениям относится также организация приграничного сотрудничества. Такое сотрудничество должно развиваться по всем направлениям: образование, здравоохранение, социальная защита, культура, спорт, экология и т.д., что требует скоординированных действий соответствующих органов власти. Аналогичным образом обстоит дело с решением вопросов организации международного межрегионального сотрудничества.

III. Цели и приоритетные задачи органов исполнительной власти
Омской области в сфере международных связей Омской области

Основными целями проводимой органами исполнительной власти Омской области работы в сфере международных связей Омской области являются:

- укрепление существующих и налаживание новых взаимовыгодных международных связей, более активное их использование для обеспечения устойчивого развития экономики, повышения благосостояния населения Омской области, успешного проведения демократических преобразований;

- обеспечение формирования пояса добрососедства по периметру российских границ путем развития сотрудничества с приграничными областями Республики Казахстан;

- установление и развитие взаимовыгодных партнерских отношений с субъектами иностранных федеративных государств, административно-территориальными образованиями иностранных государств в русле Концепции внешней политики Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 28 июня 2000 года (далее - Концепция внешней политики Российской Федерации);

- формирование за рубежом позитивного образа Омской области как экономически развитого и открытого для международного сотрудничества субъекта Российской Федерации.

Достижение поставленных целей возможно через решение определенных настоящей Концепцией приоритетных задач, стоящих перед органами исполнительной власти Омской области в сфере международных связей.

На основании Концепции внешней политики Российской Федерации, исходя из анализа современного состояния сферы международных связей Омской области, приоритетные задачи по развитию международных связей Омской области определяются следующим образом.

В области развития сотрудничества с субъектами иностранных
федеративных государств, административно-территориальными
образованиями иностранных государств

Органы исполнительной власти Омской области планируют наращивать и развивать по всем направлениям взаимодействие с субъектами иностранных федеративных государств, административно-территориальными образованиями иностранных государств.

За последние годы в Омской области наработана практика осуществления приемов делегаций работников иностранных дипломатических учреждений, представителей органов государственной власти иностранных государств. В ходе таких визитов ведется работа по созданию и укреплению образа Омской области как стабильного региона и надежного делового партнера, обсуждаются конкретные вопросы взаимодействия органов исполнительной власти Омской области с субъектами иностранных федеративных государств, административно-территориальными образованиями иностранных государств. В данном направлении достигнуты определенные результаты. Так, например, многолетнее конструктивное взаимодействие органов исполнительной власти Омской области с органами государственной власти, другими организациями Германии благотворно сказывается на экономическом развитии Азовского немецкого национального района Омской области.

Целью сотрудничества в данной сфере является выработка органами исполнительной власти Омской области совместно с иностранными партнерами общих подходов к решению проблем развития международных связей на региональном уровне.

Для достижения данной цели представляется необходимым решение следующих задач:

- повышение эффективности внешнеэкономической деятельности Омской области в целях развития инвестиционного сотрудничества;

- вовлечение Омской области в реализацию крупных совместных проектов с иностранными партнерами, прежде всего в таких сферах, как энергетика, машиностроение, освоение лесных ресурсов, формирование международных транспортных коридоров;

- создание благоприятных условий для развития международных связей Омской области.

Решение данных задач предполагается вести по следующим направлениям:

- содействие развитию всестороннего сотрудничества хозяйствующих субъектов и иных организаций Омской области с иностранными партнерами;

- содействие созданию в Омской области организаций с участием иностранного капитала;

- укрепление положительного образа Омской области как перспективного региона с благоприятным инвестиционным климатом, обладающего серьезным потенциалом устойчивого развития, глубоко интегрированного в международную систему кооперации;

- привлечение кредитных ресурсов от международных кредитно-финансовых институтов для реализации перспективных программ на территории Омской области;

- участие в программах и проектах, осуществляемых при финансовой поддержке иностранных партнеров (Организация Объединенных Наций, Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития, Программа технического содействия государствам - членам СНГ и Монголии (Тасис) и др.); ,

- участие в совместных проектах с иностранными и российскими дипломатическими ведомствами, в первую очередь во взаимных торгово-экономических миссиях и в презентациях Омской области перед зарубежными представителями.

В области международного сотрудничества Омской области
в сфере здравоохранения и социальной защиты

Международное сотрудничество Омской области в сфере здравоохранения и социальной защиты имеет значительный потенциал развития. На современном этапе оно ограничивается небольшими по масштабу мероприятиями, в основном такими, как обмен специалистами, проведение семинаров с участием представителей иностранных организаций.

Главной проблемой в данной сфере становится недостаточное финансирование мероприятий. Медицинские и социальные работники не имеют свободного доступа к международному опыту оказания медицинских услуг, организации работы лечебных учреждений и учреждений социальной защиты.

Основной целью сотрудничества в данной сфере является обеспечение международного уровня современного медицинского обслуживания и социальной защиты жителей Омской области.

Для достижения указанной цели представляется необходимым решение следующих задач:

- повышение уровня подготовки медицинского персонала и работников социальной сферы Омской области;

- повышение качества управления медицинскими учреждениями и учреждениями социальной защиты;

- оснащение учреждений здравоохранения и социальной защиты современным оборудованием;

- внедрение новейших перспективных технологий и методов лечения.

Основная работа по решению поставленных задач будет проводиться органами исполнительной власти Омской области по следующим направлениям:

- содействие омским учреждениям здравоохранения, социальной защиты в установлении и развитии международных связей;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»