Действующий

О Стратегии развития строительного комплекса Омской области до 2010 года (с изменениями на 30 марта 2006 г.)

2. Современное состояние строительного комплекса Омской области

В последние годы строительный комплекс Омской области развивается динамичными темпами. С 2001 года наблюдается стабильный рост инвестиций в основной капитал, объемов подрядных работ и выпуска продукции предприятиями промышленности строительных материалов. Доля строительного комплекса в валовом региональном продукте составила в 2003 году 6%. В строительной отрасли занято более 53 тыс. человек (7,4% общей численности работников Омской области), задействовано 1637 строительных организаций, 96 проектно-изыскательских организаций, 120 организаций промышленности строительных материалов. Из общего количества организаций строительного комплекса Омской области - 95% частной формы собственности, 0,7% - государственной, 3,3% - смешанной, 1% - муниципальной. В организациях отрасли сосредоточено 1,1% основных производственных фондов. В 2003 году инвестиционные вложения в строительную отрасль составили около 700 млн. рублей.

Сохранилась сложившаяся в 2002 году тенденция роста объема жилищного строительства. Жилищный фонд Омской области составляет 39,6 млн. кв.м со следующей структурой: муниципальный жилищный фонд - 12,8%; государственный - 5%; частный - 81%; смешанный - 1%. В 2003 году организациями всех форм собственности введено в действие 318,2 тыс. кв.м общей площади жилых домов, что на 38% больше, чем за предыдущий год (для примера, максимальный ввод жилья по Омской области в 1988 году - 1380 тыс. кв.м). Почти 85% общего объема введенного жилья было построено за счет средств инвесторов, населения и с помощью кредитов. В то же время наблюдается рост ветхого и аварийного (с износом более 70%) жилья. Нуждается в реконструкции свыше 300 тыс. кв.м крупнопанельного жилья первых массовых серий.

Но несмотря на определенные сдвиги в сторону увеличения объемов подрядных и проектных работ, производства промышленности строительных материалов, изделий и конструкций, увеличения ввода мощностей производственной и социальной инфраструктуры, в отрасли за годы рыночных реформ накопилось много проблем, требующих решения в ближайшие годы.

При неполной загрузке имеющихся мощностей предприятий строительной индустрии обозначился дефицит высококачественных строительных материалов, выпуск которых невозможен на старом, как правило, почти полностью изношенном технологическом оборудовании.

В целом же предприятия промышленности строительных материалов выпускают небольшой ассортимент продукции. Ощущается недостаток производств целого ряда номенклатуры строительных конструкций, изделий и материалов: полностью отсутствует производство широко используемых сегодня в строительстве гипсоволокнистых и гипсокартонных листов, всех видов штучных кровельных материалов, материалов для внутренней и наружной отделки зданий, предметов домоустройства, напольных покрытий.

Кроме того, отмечается перекос в размещении предприятий строительной индустрии, которые на 90% сосредоточены в городе Омске. После приватизации разрушены практически все существующие предприятия строительной индустрии в районах Омской области, за исключением Калачинского района.

Период спада производства в отрасли привел к снижению качества трудового потенциала, уходу профессиональных кадров в другие сферы деятельности. Увеличение объемов строительства, новые требования к качеству производимых работ, обновление предприятий строительной индустрии требует в настоящее время притока квалифицированных кадров. Дефицит высокопрофессиональных кадров в отрасли составляет более 1400 человек. В связи с повышением среднего возраста кадрового состава и уходом работников на пенсию ежегодная потребность на период до 2005 года составит свыше 1500 специалистов. В настоящее время наиболее актуальной проблемой становится подготовка кадров в профессионально-технических училищах, внутрипроизводственное обучение, профессиональная ориентация и переобучение кадров.

В области градостроительства на территории Омской области необходимо продолжить совершенствование системы градостроительного регулирования застройки, благоустройства городских и сельских поселений, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур с учетом охраны окружающей природной среды и обеспечения благоприятных условий проживания населения. Для исключения споров, возникающих при осуществлении градостроительной деятельности, между жителями, с одной стороны, и застройщиками, с другой, обеспечения стабильного развития строительного комплекса Омской области необходимо совершенствовать базу правового регулирования отношений в области градостроительства и, в первую очередь, завершить разработку порядка подготовки и согласования исходно-разрешительной документации на территории Омской области, порядка проведения государственной экспертизы и утверждения градостроительной и проектной документации.

Разработка градостроительной документации в течение последних 10 лет практически не велась. Отсутствуют в необходимом объеме картографические и топографические материалы на территории поселений Омской области. Большинство населенных пунктов Омской области имеют устаревшую градостроительную документацию, не отвечающую современным планировочным, социально-экономическим и инженерным требованиям. Схемы и проекты районной планировки, разработанные в 70-80-е годы, не могут являться основой для перспективного планирования развития территории Омской области. Назрела необходимость обновления документов, определяющих стратегию градостроительного развития территории Омской области и частей территории Омской области.

Проектные организации в недостаточной мере реагируют на изменения, происходящие на рынке проектных заказов. При увеличении объемов проектных работ происходит старение кадрового состава и увеличивается дефицит квалифицированных проектировщиков. Не все проектные организации отвечают сегодняшним требованиям уровня технической оснащенности. Остро стоит вопрос своевременной оплаты выполненных работ.

Территории застройки не в полном объеме обеспечены стабильно действующими инженерными коммуникациями. Из-за этого в Омской области существенно ограничена возможность проектирования и строительства в городах, особенно в городе Омске.