Правовая регламентация порядка организации крестьянских (фермерских) хозяйств имеет важное значение для обеспечения нормального функционирования агропромышленного комплекса области. Фермерский сектор экономики постепенно занимает заметное место в Омском регионе. По состоянию на 1 сентября 1995 года здесь зарегистрировано 7941 крестьянских хозяйства, за которыми закреплено 8% имеющихся в области сельхозугодий. В 1994 году фермерами поставлено для государственных нужд 23% зерна от объема, поступившего в федеральный и региональный продовольственные фонды от всех сельскохозяйственных товаропроизводителей.
В то же время уровень ведения сельскохозяйственного производства в крестьянских хозяйствах оставляет желать лучшего. Вследствие несовершенства законодательства фермерами порою становятся лица, не способные трудиться на земле, а тем более самостоятельно вести производство товарной продукции. Отсюда имеют место случаи, когда земли, закрепленные за крестьянскими хозяйствами, не используются вообще или эксплуатируются нерационально, зарастают сорняками и деградируют, хотя многие сельскохозяйственные предприятия не могут удовлетворить нужды производства в силу дефицита имеющихся в их распоряжении земель. Отсутствие у значительного числа фермеров необходимых навыков, знаний и опыта является одной из причин "нежизнеспособности" крестьянских хозяйств. Так, в 1994 году в Омской области на одно вновь образованное фермерское хозяйство приходилось два ликвидировавшихся.
Потребность в принятии областного закона, регулирующего порядок создания крестьянских хозяйств, обусловлена также вступлением в силу первой части Гражданского кодекса Российской Федерации, который существенно изменил существовавший ранее подход к правовому статусу фермеров. Вместе с тем установленное Конституцией Российской Федерации разграничение предметов ведения и полномочий органов государственной власти Федерации и ее субъектов не позволяет в настоящее время урегулировать весь комплекс отношений, связанных с фермерством, на уровне областного законодательства. Из этого обстоятельства и исходили разработчики законопроекта, ограничив предмет регулирования лишь теми проблемами, которые на сегодняшний день можно решить в рамках регионального закона.
При разработке законопроекта "О порядке организации крестьянских (фермерских) хозяйств в Омской области" были использованы нормы Конституции Российской Федерации, части первой Гражданского кодекса Российской Федерации, действующего земельного законодательства, а также проект федерального Закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", подготовленный Минсельхозпродом России совместно с Минэкономики России и Минюстом России.
Законопроект состоит из двух разделов. В первом из них ("Общие положения") дана характеристика крестьянского хозяйства, закреплено его равноправие с другими формами хозяйствования. В отличие от федерального Закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" от 22.11.90 г. (с последующими изменениями и дополнениями), в законопроекте понятие крестьянского хозяйства приведено в соответствие с частью первой Гражданского кодекса Российской Федерации, не включившего данную форму хозяйствования в число юридических лиц.
Во втором разделе ("Создание крестьянского хозяйства") сформулированы требования, предъявляемые к членам крестьянского хозяйства (статья 5), условия предоставления земельного участка для фермеров (статья 6), порядок и сроки рассмотрения заявлений о предоставлении земельного участка для ведения крестьянского хозяйства (статья 7), особенности организации крестьянских хозяйств участниками сельскохозяйственных предприятий (статья 9), а также порядок регистрации фермерских хозяйств (статья 10).
Особое внимание нужно обратить на нормы, изложенные в статьях 3, 7 и 8 законопроекта, поскольку содержащиеся в них правила конкретизируют действующие общие правовые предписания. Так, статья 3 определяет требования к претенденту на создание крестьянского хозяйства. Ими являются наличие опыта работы в сельском хозяйстве не менее трех лет, а также обладание сельскохозяйственной специальностью (квалификацией) либо прохождение специальной подготовки, подтвержденное соответствующим документов (аттестационным свидетельством или удостоверением). При несоответствии лица указанным требованиям оно не обладает правом на создание крестьянского хозяйства и не может представлять как глава его интересы. Вместе с тем наличие у претендента качеств, предусмотренных статьей 3, не означает автоматического удовлетворения его заявления о выделении земельного участка и регистрации крестьянского хозяйства, поскольку они еще не свидетельствуют о способности лица самостоятельно осуществлять сельскохозяйственное производство. Поэтому пунктом 3 статьи 7 и статьей 8 законопроекта предусмотрено создание районных (городских) комиссий по определению подготовленности главы фермерского хозяйства к самостоятельному ведению последнего. Заключение данной комиссии учитывается при решении районной (городской) администрацией вопросов, связанных с выделением земли и регистрации фермерского хозяйства. Для обеспечения объективности в работе комиссии в ее состав предлагается помимо специалистов местных администраций включить также представителей районной и областной ассоциаций крестьянских (фермерских) хозяйств.
Решение местной администрации об отказе в предоставлении земельного участка для организации крестьянского хозяйства, а также иные действия должностных лиц, нарушающие права граждан на создание крестьянского хозяйства, могут быть обжалованы в суд (пункт 4 статьи 7).
Проект областного Закона "О порядке организации крестьянских (фермерских) хозяйств в Омской области" подготовлен специалистами управления сельского хозяйства и продовольствия администрации области. По предварительным расчетам его принятие не потребует дополнительных ассигнований из областного бюджета.
При доработке законопроекта учтены замечания и предложения, высказанные коллегией администрации области, управлениями сельского хозяйства и продовольствия администраций районов области, Ассоциацией крестьянских (фермерских) хозяйств Омской области, управлением юстиции Омской области, экспертами администрации области, а также разъяснения, изложенные в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.95 г. N 2/1 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".