Земельная реформа в Российской Федерации внесла существенные изменения в назначение, содержание и организацию землеустройства. Различия в организации и финансировании землеустройства связаны главным образом с отменой государственной монопольной собственности на землю, развитием многообразных форм собственности на землю, введением платности за землю, децентрализацией управления земельными ресурсами. Потребности проведения землеустройства обуславливают необходимость внесения существенных коррективов в исторически сложившуюся в советский период систему правовых норм, регламентирующих процесс организации работ по землеустройству.
Целью так называемого социалистического землеустройства в советский период являлось "организация полного, рационального и эффективного использования государственных земель" за счет устройства территории преимущественно сельскохозяйственных предприятий в процессе межхозяйственного и внутрихозяйственного землеустройства. Собственнику земли (государству) важно было навести порядок в использовании, сохранении и улучшении земли путем направленной территориальной организации сельскохозяйственного производства. На землях несельскохозяйственного назначения землеустройство ограничилось техническим обеспечением отвода земель в пользование.
В условиях многообразия форм собственности на землю первостепенное значение приобретают процессы межотраслевого распределения по целевому назначению (категориям земель) и внутриотраслевого их перераспределения между собственниками земли, землевладельцами и арендаторами земли. Распределение земли по формам собственности призвано стимулировать частный интерес к интенсификации природопользования, для организации полного, рационального и эффективного использования земли не на общегосударственном, а на локальном уровне. Пореформенное землеустройство переориентируется с организации территории сельскохозяйственных предприятий на регулирование земельных отношений путем территориального планирования формирования землепользований различных форм собственности и их взаимного ограничения межевания земель - основы государственной регистрации прав на землю. Землеустройство пореформенного периода из технико-экономического превращается в социально-правовое мероприятие, направленное на реализацию земельной политики, прав и обязанностей собственников земли, землепользователей и арендаторов.
В предлагаемом проекте Закона Омской области "О землеустройстве" изложены материальные и процессуальные нормы, которые определяют назначение, задачи, содержание, управление и финансирование землеустройства. Отельными статьями излагаются участники отношений по землеустройству, их права и обязанности, гарантии и ответственность за нарушение процесса землеустройства.
Принятие настоящего Закона упорядочит процесс организации землеустройства, согласований, утверждения и внедрения в производство результатов проектно-изыскательских и научно-исследовательских работ, организовать рынок земли, экономическое стимулирование, повысить эффективность использования и охраны земель.
Председатель комитета
А.Г. Баскаков
В разработке проекта закона Омской области "О землеустройстве" приняли участие:
1. От Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Омской области
Баскаков А.Г. - Председатель
Апретов В.Н. - Первый заместитель председателя,
канд. экон. наук
Лихачев В.А. - Заместитель председателя
2. От Сибирского филиала РОСНИЦ "Земля"
Махт В.А. - Директор, канд. экон. наук
Березенко Г.П. - Ст. научный сотрудник,
канд. экон. наук
3. От Омского государственного Агроуниверситета
Рогатнев Ю.М. - Зав. кафедрой "землеустройства",
канд. экон. наук
Сухоцкий Б.А. - Зав. кафедрой "земельного
кадастра и права",
канд. экон. наук
4. Омское землеустроительное проектно-изыскательское предприятие института ЗапсибНИИГипрозем
Ивахно Н.И. - Директор
Гельвиг Э.А. - Главный инженер