ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 октября 1995 г. N 518-п
О внесении на рассмотрение Законодательного Собрания проекта Закона "О землеустройстве"
______________________________________________
Утратило силу на основании Указа Губернатора
Омской области от 15 декабря 2003 г. N 232
______________________________________________
Рассмотрев представленный проект Закона Омской области "О землеустройстве", руководствуясь ст. 7 Закона о Законодательном Собрании Омской области и ст. 46 Регламента Законодательного Собрания Омской области
постановляю:
1. Внести на рассмотрение Законодательного Собрания Омской области проект Закона "О землеустройстве".
2. Представление проекта Закона на Законодательном Собрании поручить Баскакову А.Г. - председателю комитета по земельным ресурсам и землеустройству Омской области.
Первый заместитель
Главы Администрации области
В.А. Третьяков
Земельная реформа в Российской Федерации внесла существенные изменения в назначение, содержание и организацию землеустройства. Различия в организации и финансировании землеустройства связаны главным образом с отменой государственной монопольной собственности на землю, развитием многообразных форм собственности на землю, введением платности за землю, децентрализацией управления земельными ресурсами. Потребности проведения землеустройства обуславливают необходимость внесения существенных коррективов в исторически сложившуюся в советский период систему правовых норм, регламентирующих процесс организации работ по землеустройству.
Целью так называемого социалистического землеустройства в советский период являлось "организация полного, рационального и эффективного использования государственных земель" за счет устройства территории преимущественно сельскохозяйственных предприятий в процессе межхозяйственного и внутрихозяйственного землеустройства. Собственнику земли (государству) важно было навести порядок в использовании, сохранении и улучшении земли путем направленной территориальной организации сельскохозяйственного производства. На землях несельскохозяйственного назначения землеустройство ограничилось техническим обеспечением отвода земель в пользование.
В условиях многообразия форм собственности на землю первостепенное значение приобретают процессы межотраслевого распределения по целевому назначению (категориям земель) и внутриотраслевого их перераспределения между собственниками земли, землевладельцами и арендаторами земли. Распределение земли по формам собственности призвано стимулировать частный интерес к интенсификации природопользования, для организации полного, рационального и эффективного использования земли не на общегосударственном, а на локальном уровне. Пореформенное землеустройство переориентируется с организации территории сельскохозяйственных предприятий на регулирование земельных отношений путем территориального планирования формирования землепользований различных форм собственности и их взаимного ограничения межевания земель - основы государственной регистрации прав на землю. Землеустройство пореформенного периода из технико-экономического превращается в социально-правовое мероприятие, направленное на реализацию земельной политики, прав и обязанностей собственников земли, землепользователей и арендаторов.
В предлагаемом проекте Закона Омской области "О землеустройстве" изложены материальные и процессуальные нормы, которые определяют назначение, задачи, содержание, управление и финансирование землеустройства. Отельными статьями излагаются участники отношений по землеустройству, их права и обязанности, гарантии и ответственность за нарушение процесса землеустройства.
Принятие настоящего Закона упорядочит процесс организации землеустройства, согласований, утверждения и внедрения в производство результатов проектно-изыскательских и научно-исследовательских работ, организовать рынок земли, экономическое стимулирование, повысить эффективность использования и охраны земель.
Председатель комитета
А.Г. Баскаков
В разработке проекта закона Омской области "О землеустройстве" приняли участие:
1. От Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Омской области
Баскаков А.Г. - Председатель
Апретов В.Н. - Первый заместитель председателя,
канд. экон. наук
Лихачев В.А. - Заместитель председателя
2. От Сибирского филиала РОСНИЦ "Земля"
Махт В.А. - Директор, канд. экон. наук
Березенко Г.П. - Ст. научный сотрудник,
канд. экон. наук
3. От Омского государственного Агроуниверситета
Рогатнев Ю.М. - Зав. кафедрой "землеустройства",
канд. экон. наук
Сухоцкий Б.А. - Зав. кафедрой "земельного
кадастра и права",
канд. экон. наук
4. Омское землеустроительное проектно-изыскательское предприятие института ЗапсибНИИГипрозем
Ивахно Н.И. - Директор
Гельвиг Э.А. - Главный инженер
Закон Омской области
Землеустройство включает систему мероприятий, направленных на исполнение решений государственных органов представительной и исполнительной власти Российской Федерации, Законодательного Собрания, администрации и органов местного самоуправления Омской области по организации рационального использования и охране земель.
Основными задачами землеустройства являются:
1. изучение земельных ресурсов в системе комплексной оценки природных ресурсов области;
2. межевание земель с установлением и закреплением на местности границ административно-территориальных образований и земельных участков собственников земли, землевладельцев, землепользователей и арендаторов;
3. организация и стимулирование рационального использования и охраны земель;
4. разработка комплекса мер по освоению новых земель, улучшению существующих сельскохозяйственных угодий, сохранению и повышению плодородия почв, поддержанию устойчивых природных ландшафтов и охране земель;
5. правовое обеспечение рынка земли, прав собственности, землевладения, землепользования и аренды земель.
Проведение работ по землеустройству является обязательным на землях всех категорий независимо от форм собственности и хозяйствования при:
1) установлении границ административно-территориальных образований и формировании земельного фонда области, разграничении федеральных земель, земель области, муниципальных образований, юридических лиц и граждан;
2) определении плательщиков земельного налога, арендной платы и объектов налогообложения, ставок земельного налога, нормативной цены земли;
3) оформлении сделок с землей (продажа, передача по наследству, дарение, сдача в залог, аренда, обмен, передача в качестве взносов, вкладов в уставные фонды);
4) приватизации земель и реорганизации сельскохозяйственных предприятий;
5) получении ипотечного кредита, государственной поддержки сельскохозяйственных предприятий, включенных в федеральные программы по мелиорации земель;
6) санации сельскохозяйственных и межхозяйственных предприятий;
7) формировании земельных фондов для вынужденных переселенцев, беженцев, военнослужащих и других групп населения;
8) разработке областных, районных и муниципальных схем и проектов развития и размещения производительных сил, организации земель природоохранного, природно-заповедного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения;
9) разработке генпланов, планировки, застройки, земельно-хозяйственном устройстве населенных пунктов, лесоустройстве, охотоустройстве, организации государственного фонда недр;
10) и в других случаях, определенных специальными решениями органов власти и управления Российской Федерации, Омской области и органов местного самоуправления.
Установленные в порядке проведения работ по землеустройству целевое назначение, характер, режим использования и охраны земель, ограничения и обременения, границы землепользований, земель земельных участков, данные по качеству и количеству земель, нормативной стоимости, ставкам земельного налога и другие данные проектно-изыскательных работ, рассмотренные и утвержденные в порядке, предусмотренном настоящим законом, являются обязательными для органов власти и управления, юридических лиц и граждан, служат юридической основой для регулирования земельных отношений. Землепользовательная документация является официальным документом при организации управления земельными ресурсами, решении спорных вопросов, в том числе и в суде. Изменения в материалы землеустройства могут быть внесены только решением органа, утвердившего проектно-землеустроительную документацию или в судебном порядке.
Землеустройство включает в себя следующие виды работ по землеустройству:
1) аэрофотогеодезические и топографические земельно-кадастровые съемки;
2) почвенное обследование;
3) геоботаническое обследование;
4) инвентаризацию земель;
5) составление кадастровых карт земельных, почвенных и геоботанических ресурсов;
6) работы, связанные с обеспечением введения земельного кадастра, внедрения автоматизированных систем, мониторингом земель;
7) перераспределение земель;
8) оформление и выдачу документов, удостоверяющих право на землю;
9) разработку программ, схем использования и охраны земельных ресурсов;
10) работы, связанные с установлением землепользования федеральных земель, земель области и органов местного самоуправления;
11) земельно-хозяйственное устройство территорий населенных пунктов;
12) внутрихозяйственное землеустройство сельскохозяйственных предприятий и крестьянских хозяйств;
13) установление границ территорий с особыми природоохранными, рекреационными и заповедными режимами;
14) составление дежурных карт ограничений и обременений в использовании земель;
15) устройство территорий федеральных земель, переселенческих земельных фондов, рекреационных и культурно-заповедных зон, коллективных садоводческих, огороднических товариществ;
16) установление и изменение на местности границ районов и территорий, управляемых органами местных самоуправлений;
17) образование новых и упорядочение существующих землепользований сельскохозяйственных и лесохозяйственных предприятий с установлением их недостатков;
18) отвод земель для несельскохозяйственных целей;
19) установление границ зон ограничений и обременений в использовании земли с установлением режимов использования и характера ограничений и обременений;
20) организация использования земли в сельскохозяйственных предприятиях на рекреационных объектах;
21) рекультивация земель;
22) установление и изменение на местности черты населенных пунктов;
23) и другие работы, необходимость которых определяется заказами облкомзема на проведение работ по землеустройству.
1. Государственное управление землеустройством находится в совместном ведении Российской Федерации и Омской области и осуществляется путем принятия законодательных актов, утверждения основных направлений и программ по использованию и охране земельных ресурсов, финансирования и госконтроля за использованием и охраной земель.
2. Управления землеустройством на уровне субъекта федерации осуществляется Законодательным Собранием, главой администрации области в пределах отведенной им компетенции.
3. Органами местного самоуправления осуществляется управление землеустройством муниципальных земель и земель, предоставляемых в их ведение.
Специально уполномоченным органом по планированию, организации и контролю за проведением землеустройства в Омской области является комитет по землеустройству области и его территориальные органы. Комитет Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству и комитет по земельным ресурсам и землеустройству Омской области обладают исключительным правом издания научно-методических и технологических инструкций и указаний по проведению землеустройства, проводимого на всех уровнях и на всех категориях земель, в том числе при планировании городов и других несельскохозяйственных территорий.