При формировании бюджета на 1999 год использованы основные направления бюджетной политики по выполнению наиболее значимых для населения области социальных программ, а также мероприятий, направленных на совершенствование налоговой политики и структуры расходов бюджета.
Доходы бюджета области сформированы по фактическим данным базового 1997 года с учетом изменения налогового и бюджетного законодательства Российской Федерации за счет основных доходных источников:
- налога на прибыль (доход) предприятий и организаций по установленным ставкам в соответствии с законодательством Российской Федерации - 19 процентов;
- налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), производимые (выполняемые, оказываемые) на территории Российской Федерации, - 15 процентов;
- подоходного налога с физических лиц - 90 процентов;
- акцизов на спирт этиловый, водку и ликеро-водочные изделия, спиртосодержащие растворы, производимые на территории Российской Федерации, - 50 процентов;
- акцизов на остальные товары, налоги на имущество - 100 процентов;
- доходов от приватизации и продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;
- земельного налога и арендной платы за земли городов и поселков и земли сельскохозяйственного назначения;
- прочих налогов, сборов и пошлин, подлежащих зачислению в областной бюджет;
- налога с продаж - 100 процентов.
В бюджете области на 1999 год учтены расходы на реализацию Законов Российской федерации "О ветеранах", "Об инвалидах", ежемесячное пособие на детей, содержание объектов жилья и соцсферы, принятых в муниципальную собственность, и ведомственного.
В областном бюджете сохранен принцип централизации финансирования расходов на оплату труда работников образования, здравоохранения, культуры муниципальных образований сельских районов, выплат по Закону "О ветеранах", ежемесячного пособия на детей, дотации на животноводческую продукцию сельхозтоваропроизводителям.
Кроме того, в областном бюджете на 1999 год учтена централизация расходов на выплату заработной платы работникам учреждений и аппарата социальной защиты населения, а также работникам аппарата управления комитетов молодежной политики, расходы за потребляемый природный газ, переданные из сельских муниципальных образований.
Формирование бюджетов муниципальных образований на 1999 год основано на принципе определения уровня среднедушевых бюджетных доходов, скорректированных на объективно сложившийся уровень объемов бюджетных расходов, с учетом сложившихся различий между муниципальными образованиями, при помощи системы корректирующих коэффициентов, в свою очередь, рассчитанных с использованием методики рейтинговой оценки.
Собственные доходы муниципальных образований увеличиваются на сумму недоимки в размере 60 процентов по местным налогам, отмененным в соответствии с первой частью принятого Налогового кодекса, а также корректируются на сумму налоговых льгот, предоставленных муниципальными образованиями с учетом доведения размеров ставок налогообложения до максимально установленных федеральным законодательством.
При расчете расходов муниципальные образования области разбиваются на группы в зависимости от величины прожиточного минимума, который включает в себя минимальную продовольственную "корзину", расходы на непродовольственные товары и услуги, обеспечивающие жизненно необходимые потребности населения. Для каждой группы рассчитывается индекс бюджетных расходов, который позволяет скорректировать доходы на душу населения.
Для приведения бюджетов муниципальных образований в равные условия разработаны и применены корректирующие коэффициенты, учитывающие отличия в структуре сети социально-культурной сферы и жилищно-коммунального хозяйства.
После формирования собственных доходов муниципальных образований области согласно приложениям N 2, 4 настоящего Закона определяются среднедушевые бюджетные доходы по следующей формуле (таблица N 1, столбец З):
┌═══════════════════════════════════════════════════‰
│ Собственные доходы │
│ Доходы на душу = ═══════════════════════ │
│ населения Численность населения │
└═══════════════════════════════════════════════════…
При расчете расходов муниципальные образования области разбиваются на группы в зависимости от величины прожиточного минимума.
Для каждой группы рассчитывается индекс бюджетных расходов как отношение средневзвешенного по численности населения прожиточного минимума в разрезе муниципальных образований к минимальному значению средневзвешенного прожиточного минимума по группам муниципальных образований области (таблица N 1, столбец 5):
┌════════════════════════════════════════════════════════════════════‰
│ Индекс Средневзвешенный прожиточный минимум группы (1... 6) │
│ бюджетных = ══════════════════════════════════════════════════════ │
│ расходов Средневзвешенный прожиточный минимум первой группы │
└════════════════════════════════════════════════════════════════════…
Минимальное значение индекса должно быть равно 1,0 - для первой группы и максимальное - 1,11 - для шестой группы муниципальных образований.
На следующем этапе среднедушевой доход каждого муниципального образования корректируется на индекс бюджетных расходов по формуле (столбец 6):
┌══════════════════════════════════════════════════════════════════‰
│Скорректированные доходы Собственные доходы на душу населения │
│ на душу населения = ══════════════════════════════════════ │
│ Индекс бюджетных расходов │
└══════════════════════════════════════════════════════════════════…
Скорректированные доходы на душу населения должны быть не выше среднего показателя по группам муниципальных образований.
После приведения бюджетных доходов в соответствие с величиной бюджетных расходов определяется право муниципальных образований на получение финансовой помощи из областного фонда финансовой поддержки (трансферта).
Принцип предоставления трансферта основан на том, что все дотационные муниципальные образования в результате выделения трансфертов должны иметь одинаковые значения скорректированных душевых доходов.