Принимая во внимание неблагополучное положение по обеспечению образовательных учреждений учебниками и учебными пособиями, во исполнение распоряжения Правительства РФ от 21.07.97 N 1022-р о порядке обеспечения учебной литературой государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений, а также руководствуясь статьей 43 Устава Омской области, постановляю:
1. Внести на рассмотрение Законодательного Собрания области областную целевую программу "Школьный учебник" на 1999-2002 годы (прилагается).
2. Рекомендовать органам местного самоуправления разработать целевые программы по обеспечению общеобразовательных учреждений учебной и учебно-методической литературой.
3. Представление целевой программы на Законодательном Собрании области поручить начальнику главного управления образования Администрации области Ткаликову А.В.
Глава Администрации
(Губернатор) области Л.К. Полежаев
к постановлению Главы
Администрации (Губернатора)
области
от 08.02.99 г. N 36-п
Областная целевая программа
Утверждена постановлением Законодательного Собрания Омской области от 23 марта 1999 г. N 68
Наименование программы - Школьный учебник
Государственный заказчик - Главное управление образования
программы Администрации области
Основной разработчик программы - Главное управление образования
Администрации области
Цель и задачи программы - Совершенствование системы обеспечения
образовательных учреждений учебниками.
- Реализация государственных и областных
образовательных стандартов.
- Эффективное расходование средств
областного бюджета.
Сроки реализации программы - 1999-2002 гг.
Исполнители основных - Главное управление образования,
мероприятий программы комитет финансов и контроля
Администрации области,
районные органы управления
образованием
Ожидаемые конечные результаты - Полное обновление учебных фондов
программы школьных библиотек.
- Создание новых учебников и учебных
пособий.
Объемы и источники - Общая стоимость- 46.076 млн. руб.
финансирования программы в т.ч.:
- из средств областного бюджета.
Стоимость - 37.076 млн. руб.
На 1999 год - 7.641 млн. руб.
2000 год - 9.980 млн. руб.
2001 год - 9.475 млн. руб.
2002 год - 9.980 млн. руб.
- за счет внебюджетных средств.
Стоимость - 9.0 млн. руб.
На 1999 год - 1.5 млн. руб.
2000 год - 2.0 млн. руб.
2001 год - 2.5 млн. руб.
2002 год - 3.0 млн. руб
Система контроля за исполнением - Администрация Омской области,
программы Главное управление образования,
комитет финансов и контроля
Администрации области
В течение последних 4-х лет одной из самых острых проблем в системе образования области является отсутствие к началу учебного года достаточного количества школьных учебников. В 1994 году прекращены централизованные поставки учебников за счет средств федерального бюджета, распалась книготорговая сеть.
Постановлением Правительства РФ от 02.07.94 N 767 п. 6 "О мерах по обеспечению учебной литературой образовательных учреждений" органам исполнительной власти субъектов РФ рекомендовалось предусмотреть в бюджете отдельной строкой финансирование издания и доставки учебной литературы по заказам органов управления образованием.
В консолидированном бюджете области на эти цели ежегодно предусматривается выделение денежных средств. Однако постоянное снижение ассигнований на комплектование школьных библиотек привело к тому, что обеспеченность составляет 66% с учетом учебников, находящихся в работе более 5 лет (таблица 1). Вместе с тем по санитарно-гигиеническим нормам использование учебника допустимо в течение 4-х лет.
Бюджетное финансирование на бесплатные учебники
┌══════┬═════════════════════┬════════════════════‰
│ год │ план (в млрд. руб.) │ факт (в млрд. руб) │
├══════┼═════════════════════┼════════════════════┤
│ 1995 │ 10.5 │ 2.7 │
├══════┼═════════════════════┼════════════════════┤
│ 1996 │ 15.0 │ 0.6 │
├══════┼═════════════════════┼════════════════════┤
│ 1997 │ 14.25 │ 1.45 │
├══════┼═════════════════════┼════════════════════┤
│ 1998 │ 6.53 │ 0.52 │
└══════┴═════════════════════┴════════════════════…
Для организации учебного процесса в библиотеках образовательных учреждений области не достает 1.5 млн. экз. учебников, на приобретение которых потребуется 30.0 млн. руб.
Очевидно, что без привлечения внебюджетных средств (в т.ч. родительских, спонсорских, школьных) эту проблему решить невозможно.
До сего времени рынок учебной литературы в области развивался стихийно: поставками занимались многие книготорговые организации и частные предприниматели. Нередко на книжный рынок попадает учебная литература, не соответствующая стандартам образования и санитарно-гигиеническим нормам, цены печатного издания зачастую превышают издательские на 70-90%.
До сих пор образовательные учреждения области не имеют учебников и учебных пособий, которые обеспечивают областной компонент школьного образовательного стандарта. В Омской области имеются все условия для создания и производства учебников не только областного компонента, но и собственных вариантов базовых. Для успешной организации этой работы имеется солидная издательская и полиграфическая базы, научные и педагогические кадры.
В связи с этим назрела необходимость упорядочения и систематизации работы по обеспечению образовательных учреждений учебной литературой путем создания единой централизованной системы книгоснабжения.
Программа "Школьный учебник" направлена на сохранение единого образовательного пространства, реализацию государственных образовательных стандартов и осуществления их преемственности на всех уровнях и ступенях образования.
Целью программы является совершенствование системы обеспечения общеобразовательных учреждений учебной и сопутствующей литературой, реализация государственного и областного образовательных стандартов, эффективное расходование средств областного бюджета.
Для достижения цели предполагается решить ряд следующих задач:
1. Разработка и функционирование эффективной модели областной инфраструктуры, обеспечивающей заказ и поставку учебной литературы за счет средств местного бюджета и внебюджетных (в т.ч. родительских, спонсорских, школьных) средств.
2. Обеспечение потребностей области в учебниках путем создания их на местной издательско-полиграфической базе.
3. Разработка инвестиционно-финансовых проектов поддержки и реализации программы.
4. Упорядочение принципов и разработка критериев отбора учебников, рекомендованных и допущенных Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации к использованию в учебном процессе.
5. Формирование государственного заказа Омской области на учебную литературу для образовательных учреждений различного типа.
1. Координацию работы по реализации программы "Школьный учебник" осуществляет Главное управление образования Администрации Омской области.
2. Исполнителями мероприятий настоящей программы являются районные органы управления образованием.
3. Программа реализуется путем проведения ряда мероприятий, направленных на упорядочение и регламентацию процесса издания, апробирования, купли-продажи, распределения учебной литературы. В выполнении программы участвуют книгоиздательские и книготорговые организации, ставшие победителями конкурса предложений о сотрудничестве в сфере издания и распространения учебной литературы. В целях совершенствования системы обеспечения данный конкурс проводится Главным управлением образования Администрации области один раз в два года.
4. Для возможности выбора и заказа учебной литературы образовательными учреждениями и населением, а также мониторинга в обеспечении учебной литературой в рамках программы при Главном управлении образования Администрации области создается информационно-техническая служба, которая будет поддерживать связь с Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации и издательствами, координировать отношения районных органов управления образованием с книготорговыми организациями, осуществлять контроль за деятельностью органов управления образованием по вопросам учета и сохранности школьных учебников, переданных в их пользование.
5. Для формирования областного комплекта учебников и создания новых учебных пособий на местной издательско-полиграфической базе при Главном управлении образования организуется постоянно-действующий редакционно-издательский совет, который координирует деятельность книгоиздательских и книготорговых организаций.
6. Программа "Школьный учебник" ориентирована на обеспечение школьников учебниками и учебными пособиями, соответствующими требованиям современных образовательных программ с учетом материальных возможностей различных социальных групп населения, т.е. обеспечение доступности учебников и учебных пособий для всех школьников независимо от их физических, интеллектуальных возможностей, социального положения, а также статуса образовательного учреждения, в котором они обучаются. Поэтому необходимо ежегодно проводить отбор учебников из перечня, рекомендованного Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации, формируя базовый комплект для образовательных учреждений Омской области.
7. В этой связи оптимальным следует считать не более 3 учебников по одному предмету в одной параллели, что позволит соблюдать принцип дифференцированного подхода при изучении общеобразовательных предметов. Для решения поставленной задачи согласно приказу начальника Главного управления образования создается экспертный совет, в состав которого входят ученые областного института повышения квалификации работников образования (ИПКРО), Омского государственного педагогического университета (ОГПУ), Омского государственного университета (ОГУ) и других учебных заведений, а также специалисты районных органов управления образованием, отвечающие за вопросы обеспечения школ учебно-методической литературой.
8. Перечень учебников, предложенный экспертным советом для использования в образовательных учреждениях области, утверждается Главным управлением Администрации области.
9. Для решения вопросов финансового обеспечения программы "Школьный учебник" комитет финансов и контроля Администрации области по согласованию с Главным управлением образования Администрации области утверждает график платежей за учебники федерального и областного комплектов определяет порядок работы с бюджетными и внебюджетными средствами, учитывая особое положение детей из социально незащищенных слоев населения.
Реализация политики в области учебного книгоиздания и книгообеспечения возможна при условии ежегодного выделения из областного бюджета средств, необходимых для оплаты стоимости сводного регионального заказа. Это приведет к плановому пополнению школьных библиотечных фондов и полному обновлению их через 4 года. Сокращение бюджетных ассигнований может быть частично компенсировано за счет внебюджетных источников финансирования путем проведения кампаний с привлечением средств массовой информации и организации деятельности общественных фондов поддержки образования.
Исполнители программы несут ответственность за своевременное и полное выполнение намеченных мероприятий.
Органы местного управления образованием в конце каждого учебного года представляют в Главное управление образования Администрации области отчет о выполнении программы.
Главное управление образования ежегодно направляет в Администрацию области информацию о ходе реализации программы, состоянии финансирования и использования средств, выделенных из областного бюджета.
┌═══┬═══════════════════════════┬═══════════════┬═════┬═════┬═════┬═════‰
│ │ Наименование мероприятий │ Исполнители │1999 │2000 │2001 │2002 │
├═══┼═══════════════════════════┼═══════════════┼═════┼═════┼═════┼═════┤
│1. │Меры государственной и │ │ │ │ │ │
│ │общественной поддержки в │ │ │ │ │ │
│ │обеспечении бесплатными │ │ │ │ │ │
│ │учебниками │ │ │ │ │ │
│ │образовательных │ │ │ │ │ │
│ │учреждений области. │ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │ │
│1.1│В соответствии с п. 6 │ │ │ │ │ │
│ │Постановления │ │ │ │ │ │
│ │Правительства РФ от 2 июля │ │ │ │ │ │
│ │1994 г. N 767 "О мерах по │ │ │ │ │ │
│ │обеспечению учебной │ │ │ │ │ │
│ │литературой образовательных│ │ │ │ │ │
│ │учреждений" предусмотреть в│ │ │ │ │ │
│ │областном бюджете │ │ │ │ │ │
│ │финансирование: │ │ │ │ │ │
│ │- издание и доставки │Администрация │ │ │ │ │
│ │учебников, рекомендованных │области, коми- │ │ │ │ │
│ │Министерством общего и │тет финансов и │6.53 │8.4 │7.4 │7.4 │
│ │профессионального │контроля │ │ │ │ │
│ │образования РФ; │Администрации │ │ │ │ │
│ │ │области │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │ │
│ │- издания учебников и │Администрация │ │ │ │ │
│ │учебных пособий, │области, коми- │ │ │ │ │
│ │рекомендованных Главным │тет финансов и │1.0 │1.5 │2.0 │2.5 │
│ │управлением образования │контроля │ │ │ │ │
│ │Администрации области │Администрации │ │ │ │ │
│ │ │области │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │ │
│1.2│Привлечение внебюджетных │Районные органы│ │ │ │ │
│ │средств (в т.ч. │управления │ │ │ │ │
│ │родительских, │образованием, │ │ │ │ │
│ │спонсорских, школьных) на │Главное │1.5 │2.0 │2.5 │3.0 │
│ │закупку учебной литературы.│управление │ │ │ │ │
│ │ │образования │ │ │ │ │
│ │ │Администрации │ │ │ │ │
│ │ │области │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │ │
│2. │Мониторинг учебного │ │ │ │ │ │
│ │книгоиздания │ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │ │
│2.1│Проведение заседания и │Главное │ │ │ │ │
│ │обеспечение текущей работы │управление │0.015│0.015│0.015│0.015│
│ │редакционно-издательского │образования │ │ │ │ │
│ │совета (не реже 1 раза в │Администрации │ │ │ │ │
│ │месяц). │области │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │ │
│2.2│Организация конкурсов на │ │ │ │ │ │
│ │размещение заказов Главного│Главное │ │ │ │ │
│ │управления образования │управление │ │0.005│ │0.005│
│ │Администрации области на │образования │ │ │ │ │
│ │издание и распространение │Администрации │ │ │ │ │
│ │учебной литературы (1 раз в│области │ │ │ │ │
│ │2 года) │ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │ │
│2.3│Формирование базового │Главное │ │ │ │ │
│ │комплекта учебников для │управление │ │ │ │ │
│ │образовательных учреждений │образования │0.002│0.002│0.002│0.002│
│ │Омской области (ежегодно) │Администрации │ │ │ │ │
│ │ │области, │ │ │ │ │
│ │ │ИПКРО │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │ │
│3. │Информационно-аналитическая│ │ │ │ │ │
│ │деятельность │ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │ │
│3.1│Создание при Главном │Комитет │ │ │ │ │
│ │управлении образования │финансов и │ │ │ │ │
│ │информационно - │контроля, │ │ │ │ │
│ │технического отдела: │Главное │ │ │ │ │
│ │ │управление │ │ │ │ │
│ │ │образования │ │ │ │ │
│ │ │Администрации │ │ │ │ │
│ │ │области │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │ │
│ │- оснащение отдела │ │ │ │ │ │
│ │компьютерной техникой; │ │ │ │ │ │
│ │ │ │0.036│ │ │ │
│ │- сбор информации о │ │ │ │ │ │
│ │состоянии учебных фондов │ │ │ │ │ │
│ │школьных библиотек │ │ │ │ │ │
│ │(ежегодно); │ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │ │
│ │- формирование областного │ │ │ │ │ │
│ │заказа на учебники и │ │ │ │ │ │
│ │учебные пособия │ │ │ │ │ │
│ │(ежегодно); │ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │ │
│ │- связь с издательствами │ │ │ │ │ │
│ │и книготорговыми │ │ │ │ │ │
│ │организациями по │ │0.008│0.008│0.008│0.008│
│ │выполнению заказа Главного │ │ │ │ │ │
│ │управления образования │ │ │ │ │ │
│ │Администрации области; │ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │ │
│ │- распределение полученной │ │ │ │ │ │
│ │учебной продукции на │ │ │ │ │ │
│ │основании заказов органов │ │ │ │ │ │
│ │управления образованием (по│ │ │ │ │ │
│ │мере поступления); │ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │ │
│ │- контроль и учет за │ │ │ │ │ │
│ │сохранностью книжных │ │ │ │ │ │
│ │фондов (постоянно). │ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │ │
│4. │Учебно-методическая │ │ │ │ │ │
│ │работа │ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │ │
│4.1│Организация курсов │ │ │ │ │ │
│ │подготовки педагогических │ИПКРО │0.05 │0.05 │0.05 │0.05 │
│ │кадров по новым учебникам │ │ │ │ │ │
│ │(по плану ИПКРО). │ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │ │
│4.2│Проведение семинаров со │Главное │ │ │ │ │
│ │специалистами РОУО по │управление │ │ │ │ │
│ │вопросам обеспечения │образования │ │ │ │ │
│ │учебниками (2 раза в год). │Администрации │ │ │ │ │
│ │ │области │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │ │
│4.3│Курсовая подготовка │ │ │ │ │ │
│ │библиотекарей │ │ │ │ │ │
│ │образовательных учреждений │ИПКРО │ │ │ │ │
│ │(по плану ИПКРО) │ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │ │
│4.4│Продолжить работу книжной │ │ │ │ │ │
│ │выставки "Мир образования" │ИПКРО │ │ │ │ │
└═══┴═══════════════════════════┴═══════════════┴═════┴═════┴═════┴═════…
Текст документа сверен по:
официальная рассылка