В прежние годы 90% финансирования служб лесного хозяйства области осуществлялось из федерального бюджета, остальные средства поступали за счет платежей от отпуска леса и штрафных санкций за нарушение правил лесопользования. С 1993 года финансирование из бюджета сократилось и сейчас составляет 35% от потребности организаций лесного хозяйства области. Падение объема заготовки лесосечного фонда уменьшает размеры платежей за пользование лесным фондом в части поступающих в областной бюджет и поступление средств на счета лесхозов.
В то же время объемы работ по охране и лесовосстановлению в последние годы практически не уменьшаются. В связи с этим в лесхозах прекратилось обновление основных фондов, износ техники достиг 80%. Заработная плата лесников ниже средней заработной платы по области в 3,5 раза и составила в 1997 году (в ценах 1998 года) 266,6 руб.
В соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации в Программе учтены новый порядок распределения и использования средств, получаемых при взимании платежей за пользование лесным фондом, и финансирование лесного хозяйства.
В соответствии со ст. 108 Лесного кодекса Российской Федерации финансирование расходов на содержание территориальных органов управления лесным хозяйством, национальных парков, в том числе на капитальный ремонт зданий и сооружений, осуществление мероприятий по охране лесов и борьбе с лесными пожарами, вредителями и болезнями леса, выполнение работ по строительству лесохозяйственных дорог, осушению лесных площадей, устройству оросительных сетей, их содержанию и ремонту, семеноводство, ведение мониторинга лесов, ведение государственного лесного кадастра и государственного учета лесного фонда, лесоустройство, научно-исследовательские, опытно-конструкторские и проектные работы в области лесного хозяйства, создание противоэрозийных и пастбищезащитных насаждений федерального значения, подготовку кадров для лесного хозяйства, обеспечение форменным обмундированием работников лесного хозяйства, а также капитальные вложения в охрану и защиту лесов, развитие социальной сферы лесного хозяйства будет осуществляться за счет средств федерального бюджета.
Расходы на воспроизводство лесов: лесовосстановление, рубки ухода за молодняками, прореживание, рубки обновления и переформирования финансируются за счет средств субъектов Российской Федерации.
Федеральной службой лесного хозяйства России разработаны нормативы затрат на мероприятия по лесовосстановлению и уходу за лесами по регионам и лесорастительным зонам, на основе которых в области определены необходимые расходы на воспроизводство лесов.
На основании ст. 106 Лесного кодекса Российской Федерации в федеральный бюджет поступает 40% от лесных податей и арендной платы в размере минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню, в бюджеты субъектов Российской Федерации - 60%.
Платежи, поступившие в областной бюджет, направляются на финансирование расходов на воспроизводство лесов Омскому управлению лесами Федеральной службы лесного хозяйства России и Омскому производственному объединению "Омскмежхозлес" Минсельхозпрода РФ в соответствии с суммой податей, взимаемой лесхозами управления и объединения.
Лесные подати и арендная плата за исключением минимальных ставок платы за древесину поступают лесхозам управления и объединения, приравниваются к бюджетным средствам и используются для нужд лесного хозяйства.
Величина ставок платы за древесину, отпускаемую на корню, на территории области установлена с учетом сохранности наиболее ценных лесных пород, реликтовых насаждений и стимулирования рационального использования лесозаготовителями деловой древесины.
Прогноз отпуска древесины на корню по годам и поступлений платежей за пользование древесиной приведены в таблице.
┌═════════════════════════════════════════┬═════════┬═════════┬═════════‰
│ Показатели │ 1998 год│ 1999 год│ 2000 год│
├═════════════════════════════════════════┼═════════┼═════════┼═════════┤
│Отпуск древесины на корню по главному │ │ │ │
│пользованию, тыс. куб. м │ 650 │ 710 │ 820 │
├═════════════════════════════════════════┼═════════┼═════════┼═════════┤
│Платежи за древесину по минимальным │ │ │ │
│ставкам, поступающие в федеральный │ │ │ │
│бюджет, тыс. руб. │ 2626,0 │ 2868,4 │ 3312,8 │
├═════════════════════════════════════════┼═════════┼═════════┼═════════┤
│Платежи за древесину по минимальным │ │ │ │
│ставкам, поступающие в областной │ │ │ │
│бюджет, тыс. руб. │ 3939,0 │ 4302,6 │ 4969,2 │
├═════════════════════════════════════════┼═════════┼═════════┼═════════┤
│Поступает лесхозам от разницы стоимости │ │ │ │
│древесины, отпускаемой на корню по │ │ │ │
│конкретным и минимальным ставкам, │ │ │ │
│тыс. руб. │ 4875,0 │ 5325 │ 6150,0 │
└═════════════════════════════════════════┴═════════┴═════════┴═════════…
Финансирование планируемого объема программных мероприятий будет осуществляться в пределах средств, предусматриваемых в областном бюджете на соответствующий бюджетный год и реально поступивших на счета лесхозов.