Рынок труда Омской области характеризуется гибкостью, невысоким уровнем официально зарегистрированной безработицы при значительных размерах скрытой незанятости, ростом застойной и хронической безработицы, особенно в сельской местности.
Областной рынок труда находится в начале развития. Ограничивают возможности решать проблемы трудоустройства граждан и проводить активную политику на рынке труда области такие качественные показатели реформированности трудовой сферы Омской области, как:
- неопределенность статуса занятости и незанятости, гипертрофированные масштабы скрытой безработицы;
- деформированная связь между трудовым вкладом работника и его доходами, невыплаты заработной платы;
- наличие наряду с открытым "теневого" рынка труда (стихийный перелив рабочей силы в неформальный сектор экономики: на селе - занятость в подсобном хозяйстве, в г. Омске - в сфере торговли и обслуживания);
- сохранение большого количества малоэффективных и низкооплачиваемых рабочих мест, крайне медленное их обновление;
- диспропорции в отраслевой структуре занятости;
- высокое предложение квалифицированной рабочей силы в областном центре, в большей части с предприятий оборонного комплекса;
- ориентация половины трудоспособных граждан на стабильное рабочее место даже при низкой и не вовремя выплачиваемой зарплате;
- сформировавшийся среди занятых огромный слой неэффективных работников, негативно влияющих на все социально-экономические процессы и, прежде всего, на рост эффективности труда, структурные сдвиги, повышение уровня оплаты труда.
Для того, чтобы трудовая сфера не была тормозом экономического развития, в 1998-2000 годах Администрация области направит свои усилия на ускорение рыночных преобразований в ней, разумно сочетая при этом экономические и социальные приоритеты. В практической деятельности выбор этого направления в качестве стратегического означает последовательную реструктуризацию занятости (переток рабочей силы по отраслям, территориям и видам занятости) в сочетании с необходимостью оказания гарантированной государством социальной поддержки безработных граждан.
Стратегическая цель политики на рынке труда Омской области - достижение полной и продуктивной занятости трудоспособных граждан - на сегодняшний день нереальна, но должна быть ориентиром в постановке первоочередных задач и в практической деятельности органов власти всех уровней. Главная же цель в переходный к развитому рынку труда период 1998-2000 гг. - взвешенность в областной политике занятости, направленной на сдерживание безработицы на социально допустимом уровне и при этом непрепятствование высвобождению излишней рабочей силы.
На 1998-2000 годы приоритеты областной политики занятости определены с учетом:
- общефедеральной стратегии занятости;
- принципа активности по отношению к условиям занятости рабочим и учебным местам, высвобождаемым работникам и незанятому населению и пассивности по отношению к открытому рынку труда области и движению рабочей силы;
- специфики развития экономики и финансовых возможностей Омской области;
- складывающихся в Омской области тенденций и актуальных проблем в сфере труда и занятости.
В условиях структурных преобразований в экономике и общего финансового кризиса политика на рынке труда Омской области будет направлена на отказ от дорогостоящих мер по упреждению безработицы и решение главных задач по ускорению реформ в социально-трудовой сфере;
- повышение эффективности труда и использования имеющихся рабочих мест, качества рабочей силы;
- информационно-консультационное обслуживание открытого и внутрифирменных рынков труда;
- содействие трудовой активизации безработных граждан, повышение их профессионально-квалификационной и территориальной мобильности;
- материальная поддержка безработных и граждан, находящихся под риском увольнения с исключением социальных иждивенцев и "мнимых" безработных граждан из числа получателей пособий по безработице;
- предотвращение критической ситуации на локальных рынках труда;
- финансовое обеспечение политики занятости;
- устранение (насколько это возможно) структурных несоответствий спроса и предложения рабочей силы.
С целью проведения сбалансированной социально-экономической политики Администрация области усилит интеграцию областной политики занятости в общую схему управления социально-экономическим развитием Омский области. Выполняя роль координатора, комитет труда и занятости населения Администрации области все чаще будет привлекать к решению проблем занятости заинтересованные структуры органов власти области и муниципальных образований, объединения работодателей, профсоюзы и общественные организации.
Особое внимание при реализации политики занятости в Омской области в среднесрочный период будет уделено:
- малоконкурентным категориям безработных граждан (молодежь в возрасте до 29 лет; женщины, имеющие детей дошкольного возраста; длительно безработные граждане, граждане предпенсионного возраста; беженцы и вынужденные переселенцы; военнослужащие, уволенные из Вооруженных сил; освободившиеся из мест лишения свободы);
- работникам, высвобождаемым с реформируемых или ликвидируемых предприятий (ПО "Полет", Омское моторостроительное предприятие им. П.И. Баранова (далее - ОМП им. П.И. Баранова), ЗАО "Омскхимпром", завод подъемных машин, ОАО "Омский нефтеперерабатывающий завод", ОАО Авиакомпания "Омск-Авиа" (Омский аэропорт), Иртышская РЭБ флота, ОАО "Релеро", ПО "Сибирские приборы и системы" и др.);