Многофункциональная система общего и профессионального образования, переподготовки и повышения квалификации кадров переживает сложный период перестройки. Во многом перемены в системе образования неадекватны переменам на рынке труда.
Недостаточная ориентация на изменение в спросе и предложении рабочей силы ведет к росту рассогласованности спроса и предложения на образовательные услуги в профессионально-квалификационном разрезе.
Для обеспечения высокого качества новой рабочей силы и снижения риска безработицы среди выпускников образовательных учреждений необходима качественная перестройка системы начального, среднего, высшего и дополнительного профессионального образования. Реформа системы начального профессионального образования будет ориентирована, прежде всего, на удовлетворение потребностей населения в профессионально-образовательных услугах и учитывать тенденции развития областного рынка труда.
Для решения этой задачи в 1998-2000 гг.. предусматривается на основе результатов мониторинга и прогнозирования потребности в кадрах:
- ориентировать систему профессиональной подготовки на обучение по профессиям и специальностям, которые соответствуют потребностям экономики и обеспечивают конкурентоспособность работника на рынке труда;
- согласовывать объемы и профили подготовки рабочих и специалистов в учреждениях начального, среднего, высшего и дополнительного профессионального образования;
- перейти на региональный принцип планирования потребности в подготовке рабочих и специалистов в учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования.