Действующий

Об областной целевой программе "Содействие занятости населения Омской области на 1998-2000 годы"

 Основные показатели рынка труда Омской области  

┌════════════════════┬═══════┬══════┬══════┬════════════════════┬═══════‰
│ Показатели         │Единица│1997  │1998  │  1999 г. - прогноз │2000 г.│
│ (в среднем за год) │измере-│ г.   │ г.   ├═════════┬══════════┤прогноз│
│                    │ния    │      │      │I вариант│II вариант│       │ 
├════════════════════┼═══════┼══════┼══════┼═════════┼══════════┼═══════┤ 
│Трудовые ресурсы    │ тыс.  │1256,5│1268.3│ 1281.5  │ 1281.5   │ 1296.9│
│                    │ чел.  │      │      │         │          │       │ 
│                    │       │      │      │         │          │       │ 
│Занято в экономике  │ тыс.  │ 930.0│ 927.0│  929.0  │  927.0   │  936.0│
│                    │ чел.  │      │      │         │          │       │ 
│                    │       │      │      │         │          │       │ 
│Незанятое население,│ тыс.  │ 104.0│ 113.0│  117.0  │  119.0   │  113.0│
│из них имеющие ста- │ чел.  │      │      │         │          │       │ 
│тус безработного    │       │  26.1│  27.4│   28.7  │   32.0   │   30.0│
│                    │       │      │      │         │          │       │ 
│Уровень реальной    │    %  │  10.0│  10.9│   11.2  │   11.4   │   10.8│
│безработицы         │       │      │      │         │          │       │ 
│                    │       │      │      │         │          │       │ 
│Уровень официальной │    %  │   2.5│   2.6│    2.7  │    3.1   │    2.8│
│безработицы         │       │      │      │         │          │       │ 
└════════════════════┴═══════┴══════┴══════┴═════════┴══════════┴═══════… 


Отдельным блоком в разделе представлена информация о ключевых проблемах в сфере труда и занятости населения Омской области: неудовлетворительное качество рабочей силы и рабочей среды, структурные несоответствия спроса и предложения рабочей силы, наличие критических зон на рынке труда, реальная безработица, дефицит средств для финансового обеспечения политики занятости населения.

Здесь же дана конкретная информация о территориальных (северные районы области, населенные пункты с моноэкономической структурой и высоким уровнем реальной безработицы) и отраслевых (предприятия военно-промышленного комплекса, легкой, лесной и деревообрабатывающей промышленности, сельского хозяйства) проблемах занятости, а также о проблемах занятости малоконкурентных на рынке труда категорий граждан.  

Раздел 3. "Основные направления областной политики занятости по комплексному решению проблем в сфере занятости"  

Информация, представленная в данном разделе, отражает новые направления в областной политике занятости населения:

- формирование эффективной занятости через повышение качества рабочей силы и рабочей среды (увеличение слоя работников и управленцев "нового типа", восстановление системы повышения квалификации на производстве и производственной практики учащейся молодежи, повышение эффективности использования имеющихся рабочих мест, рассасывание накопленного потенциала скрытой безработицы, внедрение гибких режимов работы, восстановление роли заработной платы, усиление контроля за соблюдением норм трудового права, внедрение гибких режимов работы, усиление охраны труда, содействие в формировании благоприятной инвестиционной среды, поддержка предпринимательства);

- социальное сопровождение структурных изменений в экономике (координация действий по созданию и сохранению рабочих мест на территории Омской области, формирование областной схемы создания, сохранения и размещения рабочих мест, проведение социальной экспертизы проектов и программ по влиянию на рынок труда);

- развитие внутренних рынков труда предприятий и организаций на основе согласования действий работодателей с действиями службы занятости в вопросах регулирования массового высвобождения работников и проведения кадровой политики.

В данном разделе отражен комплексный подход к решению вопросов регулирования трудовой миграции. Изыскивая возможности трудоустройства излишней рабочей силы Омской области, в 1998-2000 гг. предстоит интенсивнее осваивать рынки труда сопредельных с Омской областью территорий России и Казахстана, ближнего и, по возможности, дальнего зарубежья.

Отдельным подразделом освещен в программе территориальный аспект областной политики занятости населения (расставлены приоритеты и приведены основные направления и мероприятия в территориальном разрезе - г. Омск, сельская местность, северные районы области, населенные пункты с моноструктурной экономикой, районные центры).

В этом же разделе представлена деятельность Администрации области по предотвращению критической ситуации на областном рынке труда (реализация мер по предупреждению роста безработицы в северных районах области, выполнение отраслевой целевой "Программы занятости высвобождаемых работников Омского отделения Западно-Сибирской железной дороги на 19982000 годы", мониторинг проблемных объектов в сфере занятости Омской области, рассмотрение наиболее сложных вопросов по борьбе с безработицей в рамках социального партнерства и, при необходимости, областной и районных комиссий по предотвращению критической ситуации на рынке труда).

Включение подраздела "Информационная поддержка рынка труда" в данный раздел показывает важность решения проблемы качественного и полного информирования всех заинтересованных сторон о состоянии на рынке труда, возможностях занятости и профобучения, создании и сохранении рабочих мест и т. д. (ежеквартальный мониторинг рынка труда, формирование доступной для широкого круга информационной сети, обеспечение информацией через средства массовой информации, выпуск аналитических сборников по рынку труда).

Наиболее значимым в данном разделе является подраздел "Социальное партнерство на рынке труда", т. к. успешное решение проблем занятости и безработицы возможно только при консолидации усилий и ресурсов всех заинтересованных сторон. В 1998-2000 гг. предстоит отработать механизмы партнерства в рамках коллективно-договорного сотрудничества по всем вопросам труда и занятости (включение раздела "Занятость" в соглашения, коллективные договоры, трудовые контракты, инвестиционные проекты и программы, бюджеты и пр).  

Раздел 4. "Традиционные направления политики занятости по поддержке незанятого населения"  

В разделе отражаются направления деятельности службы занятости, регламентированные Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" и другими нормативными правовыми актами, регулирующими реализацию активных и пассивных форм политики занятости.