При формировании бюджета на 1998 год использованы основные направления бюджетной политики, которая заключалась в сокращении бюджетных расходов, приведением их в соответствие с имеющимися источниками доходов, уменьшении образовавшегося бюджетного дефицита, постепенном отказе от инфляционных методов финансирования и замене их внутриобластными займами и вексельной формой обращения. Такой подход к формированию бюджета вызван снижением реальной базы платежей в бюджет из-за сокращения объемов производства товаров и услуг.
Проект областного бюджета на 1998 год сформирован с учетом жесткого режима экономии в отраслях хозяйства области, подлежащих финансированию.
Доходы бюджета увеличены за счет:
- введения новых видов налогов;
- сокращения льгот по налогу на прибыль, налогу на добавленную стоимость, налогу на имущество;
- повышения и дифференциации ставок акцизов по алкогольной и табачной продукции;
- повышения максимальной ставки налога на имущество до 2,0 процентов;
- расширения налогооблагаемой базы по подоходному налогу с физических лиц;
- уточнения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль в связи с отменой ряда местных налогов и изменением размера отчислений в социальные фонды.
Нормативы отчислений от федеральных налогов в бюджет области предусмотрены:
- от налога на добавленную стоимость - 25 процентов от суммы налога;
- от налога на прибыль предприятий и организаций по ставке 22 процента;
- от подоходного налога с физических лиц - 100 процентов;
- от акцизов на спирт, водку, ликере - водочные изделия, произведенные в Российской Федерации - 50 процентов;
- по акцизам от остальных подакцизных товаров, произведенных в Российской Федерации (за исключением акцизов на минеральное сырье и акцизов по товарам, ввозимым на территорию Российской Федерации) - 100 процентов;
- по экологическому налогу - 100 процентов (по нормативу 90 процентов и 10 процентов подлежит передаче в федеральный экологический фонд);
- по земельному налогу сохраняется действующий в 1997 году порядок централизации средств в федеральный бюджет.
По расходам расчет производился по методике Минфина Российской Федерации на базе отчетных данных 1991 года, доведенных до уровня 1995 года через индексы роста цен и с учетом дополнительных расходов, вызванных Постановлениями и Законами, принятыми за этот период на федеральном уровне.
Уточненная сумма расходов в результате вышеуказанных корректировок распределяется на заработную плату с начислением и материальные затраты. Заработная плата дополнительно проиндексирована на коэффициент 1,2 и материальные затраты на 1,13.
В расчеты проекта бюджета области на 1998 год включены расходы на реализацию Закона РФ "О ветеранах", детские пособия, содержание объектов жилья и соцсферы, принятых в муниципальную собственность в 1993-1997 годах.
При определении доли муниципальных образований в фонде финансовой поддержки использованы среднедушевые нормативы доходов и расходов, при этом все районы и города распределены по группам зон, где учтено население территории, географическое положение, длительность отопительного сезона и другие экономические показатели. Также применены поправочные коэффициенты на душу населения.
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 4.08.97 г. N 822 " Об изменении нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен " областной бюджет составлен в деноминированных российских рублях.