Статья 38. Подсчет голосов
После заявления председателя участковой комиссии об окончании голосования участковая комиссия подсчитывает и погашает все неиспользованные бюллетени, о чем составляется протокол.
Вносить изменения в списки граждан, имеющих право на участие в референдуме, после начала подсчета голосов запрещается.
На основании списков для голосования подсчитывается общее число граждан, получивших бюллетени. Количество избирателей, проголосовавших вне избирательного участка, учитывается при определении общего количества избирателей, принявших участие в референдуме.
Затем проверяется целостность печатей на ящиках для голосования, после этого они вскрываются и устанавливается число граждан, принявших участие в голосовании (по количеству обнаруженных в ящиках бюллетеней). Вначале производится подсчет бюллетеней, находящихся в переносных ящиках. При этом количество бюллетеней в них не должно превышать количества письменных подтверждений от избирателей о проведении голосования вне избирательного участка.
В случае обнаружения в переносных ящиках большего количества бюллетеней, чем письменных подтверждений избирателей, все бюллетени признаются участковой комиссией недействительными, о чем составляется акт с указанием фамилий членов участковой комиссии, обеспечивающих голосование вне избирательного участка. Акт прилагается к протоколу о результатах референдума.
Участковая комиссия устанавливает и отражает в протоколе:
- число граждан, внесенных в списки для голосования;
- общее число бюллетеней, полученных комиссией;
- число бюллетеней, выданных гражданам в помещении участка для референдума;
- число бюллетеней, выданных гражданам, проголосовавшим вне помещения участка референдума;
- число погашенных бюллетеней;
- число бюллетеней, содержащихся в переносных ящиках для голосования (за исключением бюллетеней неустановленной формы);
- число бюллетеней, содержащихся в стационарных ящиках для голосования (за исключением бюллетеней неустановленной формы);
- число извлеченных из ящиков для голосования бюллетеней неустановленной формы;
- число действительных бюллетеней;
- число бюллетеней для голосования, признанных недействительными (в том числе отдельной строкой - число бюллетеней для голосования, не содержащих отметок ни по одной из позиций);
- число голосов, поданных за вопрос, вынесенный на референдум;
- число голосов, поданных против вопроса, вынесенного на референдум.
В случае вынесения на референдум альтернативных вариантов решения вопроса в протокол вносятся все варианты и число голосов граждан, принявших участие в референдуме, поданных за каждый из вариантов, а также число голосов, поданных против всех вариантов.
Недействительными бюллетенями считаются листы, в которых зачеркнуты, поставлены знаки в квадраты под словами "за" и "против" либо ни один из квадратов не отмечен каким-либо знаком, бюллетени неустановленной формы, оборотная сторона бюллетеней, не помеченных печатью участковой комиссии либо подписями членов участковой комиссии. В случае сомнений в действительности бюллетеня решение принимает участковая комиссия.
Итоги подсчета голосов заносятся в протокол, составленный в трех экземплярах, и подписываются всеми членами участковой комиссии, заверяются печатью. Если проводилось несколько референдумов, по каждому из них отдельно ведется подсчет голосов и составляются отдельные протоколы.
Члены участковой комиссии, не согласные с протоколом в целом или отдельными его положениями, вправе приложить к протоколу особое мнение.
Участковая комиссия регистрирует и указывает в протоколе поступившие в комиссию жалобы и заявления и принятые по ним решения.
Погашенные бюллетени, недействительные бюллетени, бюллетени, обнаруженные в ящиках для голосования, упаковываются и опечатываются отдельно.
Все документы сдаются в территориальную комиссию по проведению референдума. Печать и по одному экземпляру протоколов остаются у секретаря участковой комиссии до истечения срока ее полномочий.
Порядок, сроки хранения бюллетеней и другой документации определяются Избирательной комиссией Омской области, территориальной избирательной комиссией.
По ходатайству любого члена комиссии, наблюдателя, журналиста секретарь участковой комиссии представляет возможность сделать выписки из протоколов участковой комиссии.
Не допускается заполнение протокола об итогах голосования карандашом и внесение в него каких бы то ни было исправлений. При выявлении ошибок, несоответствий в протоколе участковой комиссии по проведению референдума об итогах голосования, а также при сомнении в правильности составления указанного протокола территориальная комиссия по проведению референдума вправе принять решение о повторном подсчете голосов соответствующей участковой комиссией. Повторный подсчет голосов граждан производится участковой комиссией в присутствии не менее трех членов территориальной комиссии по проведению референдума.