Законодательное Собрание Омской области
ЗАКОН ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
от 28 июня 1995 года N 26-ОЗ
О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Омской области
____________________________________________________________________
Фактически не применяется в связи с
вступлением в силу Закона Омской области от 4 ноября 2000 г. N 257-ОЗ
____________________________________________________________________
Принят
Законодательным Собранием Омской области
26 июня 1995 года
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Основные понятия
В настоящем Законе используются следующие понятия:
1. Бюджетная система - представляет собой совокупность областного бюджета Омской области, внебюджетных и валютных фондов, городских бюджетов городов и районных бюджетов районов Омской области.
2. Бюджетное устройство - организация бюджетной системы.
3. Бюджетный процесс - регламентированная законодательством деятельность областных органов власти, городских и районных в области органов самоуправления по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов. Составной частью бюджетного процесса является бюджетное регулирование, представляющее собой частичное перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами разных уровней - областным, городскими и районными бюджетами.
4. Бюджет - форма образования и расходования денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти и местного самоуправления области.
5. Консолидированный бюджет области - свод областного, городских и районных бюджетов, используемый для анализа и расчетов.
6. Областной бюджет - бюджет, предназначенный для реализации функций органов государственной власти Омской области.
7. Местный бюджет - бюджет административно-территориальной единицы, входящей в Омскую область.
8. Закрепленные доходы - доходы, которые полностью или в твердо установленной доле (в процентах) на постоянной или долговременной основе в установленном порядке поступают в соответствующий бюджет.
9. Регулирующие доходы - доходы, которые в целях сбалансирования доходов и расходов поступают в соответствующий бюджет в виде процентных отчислений от налога и других платежей по нормативам, утвержденным в установленном порядке на следующий финансовый год.
10. Расходы бюджетов - расходы бюджетов всех уровней, включаемые в бюджет текущих расходов и в бюджет развития. В бюджет развития включаются ассигнования на финансирование инвестиционной и инновационной деятельности и другие затраты, связанные с расширенным воспроизводством. В бюджет текущих расходов включаются все другие расходы, не вошедшие в бюджет развития.
11. Бюджетная смета - финансовый план организации, находящейся на бюджетном финансировании, в котором раскрываются цели финансирования, источники доходов и направление расходов.
12. Специальные фонды - фонды, образуемые по решению Законодательного Собрания области и представительных органов местного самоуправления для финансирования целевых программ.
Средства целевых фондов могут быть использованы на цели, не соответствующие назначению фонда.
13. Дотация - сумма, выделяемая из бюджета вышестоящего уровня в случаях, если закрепленных и регулирующих доходов недостаточно для формирования минимального местного бюджета. Одним из видов дотаций является компенсация - сумма, выделяемая из бюджета под определенные обязательства ее получателя на возмещение разницы в ценах на продукцию, товары и услуги, имеющие особо важное значение для населения.
14. Субвенция - сумма, выделяемая из бюджета вышестоящего уровня на конкретные цели для выравнивания социально-экономического развития административно-территориальной единицы.
15. Заемные средства - денежные средства, привлекаемые на возвратной основе исполнительным органом власти для покрытия дефицита бюджета.
16. Дефицит бюджета - превышение расходов над доходами, выраженное в абсолютной и относительной величинах. Предельный уровень дефицита устанавливается законодательным (нормативным) актом.
17. Секвестр расходов - пропорциональное снижение бюджетных расходов по всем незащищенным статьям в течение оставшегося времени текущего финансового года. Секвестру не подлежат защищенные статьи, состав которых устанавливается представительным органом власти при принятии бюджета.
18. Среднеобластная бюджетная обеспеченность - сумма денежных средств в консолидированном бюджете области, приходящаяся в расчете на одного жителя области.
19. Минимальные социальные и финансовые нормативы - устанавливаемые соответствующими органами власти удельные показатели минимально необходимых расходов бюджета по обеспечению важнейшими жилищно-бытовыми, социально-культурными и другими услугами.
20. Минимальный бюджет - расчетный объем доходов бюджета нижестоящего территориального уровня, покрывающих гарантированные вышестоящими органами власти минимально необходимые расходы, рассчитанные по установленным социальным и финансовым нормативам.
21. Сводный финансовый баланс - совокупность финансовых ресурсов территории, отражающая их образование, распределение и использование. Сводный финансовый баланс является составной частью прогноза экономического и социального развития территории. Финансовые ресурсы территории включают в себя прибыль предприятий, амортизационные отчисления, налоги и обязательные платежи, уплачиваемые за счет себестоимости, отчисления в федеральные внебюджетные фонды, дотации и субвенции, получаемые из федерального бюджета, долгосрочные кредиты для финансирования капитальных вложений, экспортно-импортные пошлины, доходы от приватизации и собственности и другие источники доходов.
22. Контрольные цифры консолидированного бюджета области - основные предпроектные показатели областного и местных бюджетов, предназначенные для разработки методики формирования бюджетов, включая определение среднеобластной бюджетной обеспеченности, проектируемых нормативов отчислений от регулирующих доходов, дотаций и субвенций в местные бюджеты и иных целей.
23. Бюджетно-финансовая политика - установление приоритетных функций областного и местных бюджетов, разработка мер по сбалансированности бюджетов и определение соотношений между федеральным, областным и местными бюджетами.
24. Внебюджетный фонд - фонд денежных средств, образуемый представительным органом государственной власти области или органом местного самоуправления, средства которого используются по целевому назначению. Положение о внебюджетном фонде утверждается соответствующим представительным органом.
25. Валютный фонд - фонд, образуемый представительным органом государственной власти области или местного самоуправления в порядке или на условиях, установленных законодательством Российской Федерации. Положение о валютном фонде утверждается соответствующим представительным органом.
26. Свободные бюджетные средства - свободный остаток средств бюджета, образовавшийся на начало очередного финансового года, доходы бюджета, дополнительно полученные в ходе исполнения бюджета, суммы превышения доходов над расходами, образующиеся в результате увеличения поступлений в бюджет или экономии в расходах.
Статья 2. Принципы построения бюджетов
Для оптимального исчисления ожидаемых доходов и расходов бюджетов, входящих в бюджетную систему области, бюджеты должны соответствовать требованиям единства, достоверности, самостоятельности, сбалансированности и гласности.
1. Принцип единства бюджета означает формирование его на основе единой утвержденной классификации доходов и расходов, включающих в себя функциональную (по разделам) и предметную (по параграфам и статьям) систематизацию доходов и расходов, а также единых экономически обоснованных социальных и финансовых нормативов расчета бюджетов, установленных соответствующими органами власти.
2. Принцип достоверности бюджета предусматривает надежность показателей прогноза развития территории, правильность выбора бюджетно-финансовой политики, точность расчета доходов и расходов и полноту информации (обратной связи) об исполнении бюджета.
3. Принцип самостоятельности заключается в самостоятельном рассмотрении, утверждении и исполнении органами государственной власти и органами местного самоуправления области соответствующих бюджетов и обеспечивается наличием собственных источников доходов и правом определять направления их использования. Уровень самостоятельности определяется отношением собственных доходов (закрепленных и регулирующих) к сумме всех доходов бюджета.
4. Принцип сбалансированности бюджета заключается в равенстве доходов и расходов бюджета с учетом установленного предельного дефицита бюджета и принимаемых мер по его покрытию.
5. Принцип гласности бюджета означает информирование населения о состоянии формирования и исполнения бюджета в установленные настоящим Законом сроки.
Статья 3. Продолжительность бюджетного процесса
Общая продолжительность бюджетного процесса в области составляет 2 года, в том числе:
первая стадия: прогнозирование экономического и социального развития и определение бюджетно-финансовой политики на следующий год (май-июль текущего года);
вторая стадия: формирование и утверждение бюджета (июль-декабрь текущего года);
третья стадия: исполнение бюджета (январь-декабрь отчетного года;
четвертая стадия: завершение операции по исполнению бюджета, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета за отчетный год (январь - апрель года следующего за отчетным).
Статья 4. Органы государственной власти и местного самоуправления
в бюджетном процессе
1. Разработка и исполнение бюджетов осуществляется администрацией области и исполнительными органами местного самоуправления. Рассмотрение, утверждение, контроль за исполнением бюджетов осуществляют Законодательное Собрание области и представительные органы местного самоуправления.
2. Органы законодательной (представительной) и исполнительной власти области и местного самоуправления участвуют и взаимодействуют на всех этапах бюджетного процесса.
Статья 5. Анализ и оценка состояния экономики области,
разработка прогноза экономического и социального развития
1. Разработка прогноза экономического и социального развития является основой составления проекта бюджета.
2. Администрация области на основе анализа социально-экономической ситуации в области с учетом данных о состоянии сводного финансового баланса, отчетных данных об исполнении консолидированного и областного бюджетов в срок до 15 июля текущего года разрабатывает прогноз экономического и социального развития области и целевые программы на следующий год.
3. Предприятия, организации и учреждения всех форм собственности, расположенные на территории области, включая финансовые органы, налоговые службы и органы статистики, в порядке, установленном законодательством, обязаны предоставлять сведения, необходимые для составления прогноза экономического и социального развития области, сводного финансового баланса и целевых программ.
4. Администрация области на основе установленных федеральными органами минимальных социальных и финансовых нормативов вырабатывает поправочные коэффициенты с учетом изменения цен, тарифов и специфики территорий.
Статья 6. Определение основных направлений бюджетно-финансовой политики
1. Основные направления бюджетно-финансовой политики Омской области определяются администрацией области в соответствии с бюджетно-финансовой политикой Российской Федерации и включают в себя вопросы цен, налогов, кредитов, инвестиций и денежного обращения. Бюджетно-финансовая политика в области проводится согласованно с федеральными органами государственной власти и органами местного самоуправления.
2. В части доходов бюджетно-финансовая политика области выражается:
- в определении темпов роста доходов бюджета области;
- в расчете соотношений между отдельными видами доходов;
- в установлении категорий налогоплательщиков, налогообложение которых может быть ослаблено или усилено;
- в обосновании налоговых ставок по федеральным и областным налогам.
3. В области расходов бюджетно-финансовая политика области выражается:
- в определении темпов роста бюджетных расходов как в целом, так и по отдельным отраслям;
- в установлении приоритетов в расходовании средств и составе защищенных статей бюджета;
- в расчете соотношения текущих расходов и расходов развития;
- в выработке финансовой поддержки местных бюджетов;
- в обосновании выделения бюджетных ассигнований на областные и федеральные программы.
4. Глава администрации области с учетом прогноза экономического и социального развития и основных направлений бюджетно-финансовой политики принимает решение о начале работы по формированию консолидированного бюджета области в срок до 1 июля текущего года.
Статья 7. Составление проектов бюджетов
1. Исполнительные органы государственной власти области и органы местного самоуправления начинают работу над составлением проектов бюджетов за 6 месяцев до начала финансового года.
2. Областные комитеты, отделы и управления представляют в финансовое управление бюджетные сметы, программы и заявки на ассигнования из областного бюджета в срок до 15 июля текущего года.
3. Администрация области при формировании местных бюджетов доводит до органов местного самоуправления методические рекомендации и следующие исходные данные:
- минимальные социальные и финансовые нормативы;
- норматив среднеобластной бюджетной обеспеченности на предстоящий год в расчете на одного жителя области;
- проектируемые нормативы (проценты) отчислений от регулирующих доходов и принятые в их расчет суммы контингентов этих доходов;
- поправочные коэффициенты к минимальным социальным и финансовым нормативам.
4. Органы местного самоуправления на основе полученных исходных данных формируют бюджеты территорий и представляют их в финансовые управления в срок до 15 августа. В случае несбалансированности доходов и минимально необходимых расходов органы местного самоуправления одновременно представляют расчеты для обоснования размеров нормативов отчислений от регулирующих доходов, дотаций и субвенций, перечень доходов и расходов, подлежащих передаче из областного бюджета, а также данные об изменении состава объектов бюджетного финансирования.
5. Финансовое управление администрации области рассматривает:
- бюджетные сметы и программы областных отделов и управлений в срок до 1 августа текущего года;
- расчеты по местным бюджетам.