ГУБЕРНАТОР ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

УКАЗ

от 10 июня 2003 г. N 103


О Концепции развития производства легкой промышленности в Омской области

(с изменениями на 24 августа 2004 г.)

_____________________________________________________                                               
     Документ с изменениями, внесенными:                                    
     Указом Губернатора Омской области от 24 августа 2004 г. N 180

_____________________________________________________     


В целях создания условий для устойчивого развития производства легкой промышленности в Омской области:

1. Утвердить прилагаемую Концепцию развития производства легкой промышленности в Омской области.

2. Рекомендовать органам местного самоуправления Омской области принять участие в реализации Концепции развития производства легкой промышленности в Омской области.

3. (пункт исключен Указом Губернатора Омской области от 24 августа 2004 г. N 180, - см. предыдущую редакцию)


Губернатор Омской области
 Л.К. Полежаев


Приложение
к Указу Губернатора Омской области
от 10 июня 2003 г. N 103

Концепция
развития производства легкой промышленности в Омской области


1. Введение

Настоящая Концепция развития производства легкой промышленности в Омской области (далее - Концепция) определяет стратегию действий и приоритеты экономической политики Правительства Омской области в сфере легкой промышленности. (абзац в редакции, введенной в действие Указом Губернатора Омской области от 24 августа 2004 г. N 180, - см. предыдущую редакцию)

Легкая промышленность в Омской области представляет производственный комплекс, в состав которого входят следующие подотрасли: швейная, текстильная, кожевенная, меховая и обувная.

В 1991 году легкая промышленность занимала одно из ведущих мест в структуре промышленного сектора экономики Омской области: по итогам 1991 года ее доля составляла 16,1 процента.

При переходе к работе в новых экономических условиях из-за несбалансированности по рынкам сырья, отсутствия необходимой рыночной инфраструктуры, недостатка оборотных средств, высокой степени износа технологического оборудования, низкой конкурентоспособности большинства видов продукции, снижения уровня рентабельности в связи с ростом затрат при сдерживании цен товаропроизводителями ситуация в отраслевых организациях значительно ухудшилась.

Активные усилия конкурентов из других субъектов Российской Федерации и иностранных государств по продвижению своей продукции на потребительском рынке Омской области обусловили падение потребительского спроса на продукцию товаропроизводителей Омской области, что обусловило уменьшение объемов продаж и ухудшение финансового состояния организаций отрасли. Отдельные организации отрасли признаны несостоятельными (банкротами).

Прослеживалась тенденция разукрупнения отраслевых организаций, перехода их в сферу малого предпринимательства, а также создания вновь организуемых хозяйствующих субъектов, в том числе субъектов малого предпринимательства, осуществляющих деятельность в сфере легкой промышленности (далее - хозяйствующие субъекты).

Современное состояние легкой промышленности в Омской области не соответствует ее потенциальным возможностям. В качестве предпосылок для устойчивого и динамичного развития легкой промышленности Омской области следует рассматривать следующее.

Отраслевые преимущества:

1) значительная емкость непрерывно развивающегося внутреннего рынка сбыта, обеспеченного устойчивой потребностью в выпускаемой продукции и платежеспособным спросом;

2) высокая оборачиваемость и относительно быстрая окупаемость вложенных средств;

3) относительно низкая капиталоемкость производства.

Специфические региональные преимущества отрасли:

1) наличие трудовых ресурсов и системы образовательных учреждений, способных обеспечить потребности организаций отрасли в высококвалифицированных кадрах необходимых специальностей;

2) признанный высокий уровень дизайнерской школы Омской области;

3) возможность развития в имеющихся природно-климатических условиях региональной сырьевой базы (льна-сырца, шерсти, кожевенно-мехового сырья) для нужд легкой промышленности;

4) наличие отраслевых организаций (закрытое акционерное общество "Сибшерсть" - первичная переработка шерсти, закрытое акционерное общество "Сибирь" - производство перчаточных изделий, закрытое акционерное общество "Луч" - производство обуви специального назначения), не имеющих конкурентов на территории Сибири и Дальнего Востока.

Благоприятная конъюнктура мирового рынка льносодержащей продукции бытового, технического и медицинского назначения является дополнительным стимулом для возрождения и расширения текстильного производства в Омской области на основе углубленной переработки льна-сырца.

2. Цель, задачи и принципы реализации Концепции

Целью реализации Концепции является создание условий для устойчивого развития легкой промышленности в Омской области на основе выпуска конкурентоспособной продукции, позволяющей удовлетворить спрос на внутреннем рынке и усилить позиции на внешнем рынке.

Достижение поставленной цели потребует решения следующих основных задач:

1) выявление приоритетных направлений развития легкой промышленности в Омской области;

2) определение направлений технической и технологической модернизации производства;

3) создание условий для организации новых производств на основе внедрения инноваций;

4) создание условий для развития технологических процессов по переработке сырья при усилении ориентации на использование сырьевой базы Омской области (лен-сырец, кожевенное сырье, шерсть);

5) содействие осуществлению институциональных преобразований в легкой промышленности на основе интеграции и усиления корпоративных принципов функционирования отраслевых организаций, производителей сырья, субъектов малого предпринимательства;

6) содействие формированию эффективной системы продвижения и сбыта продукции на внутреннем и внешнем рынках;

7) формирование механизмов по повышению инвестиционной привлекательности хозяйствующих субъектов;

8) определение форм государственной поддержки органами исполнительной власти Омской области хозяйствующих субъектов.

Основополагающими принципами реализации Концепции являются:

1) социальная направленность развития легкой промышленности (производство потребительских товаров, предназначенных для удовлетворения нужд различных групп населения; увеличение занятости населения, в частности, женщин);

2) реализация совокупности конкурентных преимуществ хозяйствующих субъектов;

3) адресная государственная поддержка хозяйствующих субъектов на основе конкурсного отбора с равными условиями для всех участников.

3. Приоритетные направления развития легкой промышленности
в Омской области

На современном этапе усиление корпоративных принципов функционирования хозяйствующих субъектов является одним из условий развития производства легкой промышленности в Омской области. При осуществлении скоординированных действий всеми участниками процесса производства и продвижения продукции предоставляется возможным:

1) снизить риски в снабжении сырьем и сбыте готовой продукции;

2) уменьшить издержки, не связанные непосредственно с процессом производства продукции;

3) оптимизировать на основе корпоративных интересов порядок управления финансовыми средствами хозяйствующих субъектов в технологической цепочке производства продукции в целях сокращения их потребности в оборотных средствах, а также концентрации финансовых ресурсов для решения общих задач;

4) более эффективно использовать основные производственные фонды хозяйствующих субъектов.

В этой связи приоритетными в развитии легкой промышленности в Омской области являются направления, базирующиеся на интеграции и взаимодействии хозяйствующих субъектов и обеспечивающие стимулирование роста производства в смежных отраслях экономики Омской области (сельское хозяйство, оптовая и розничная торговля).

3.1. Создание вертикально интегрированных объединений
хозяйствующих субъектов

Создание в Омской области вертикально интегрированных объединений хозяйствующих субъектов предполагает формирование замкнутых производственных циклов на основе глубокой переработки региональных и ввозимых сырьевых ресурсов (льна-сырца, кожевенно-мехового сырья, шерсти) для получения готовой продукции.

Реализация данного направления при усилении ориентации на сырьевую базу Омской области позволит реализовать преимущества, присущие корпоративной форме организации производства, и одновременно создать дополнительные рабочие места в сельских районах Омской области.

3.2. Создание горизонтально интегрированных объединений
хозяйствующих субъектов

Осуществление совместных действий отраслевыми хозяйствующими субъектами в рамках единой технологической цепочки является основанием для создания горизонтально интегрированных объединений на основе объединения высокоспециализированных производств.

Для Омской области наиболее актуально развитие данного направления при изготовлении одежды и обуви специального назначения. Создание горизонтально интегрированных объединений хозяйствующих субъектов позволит консолидировать:

1) хозяйствующие субъекты, имеющие производственную базу, оснащенную современным швейным и отделочным оборудованием, используемым при изготовлении одежды и обуви специального назначения;

2) узкоспециализированные хозяйствующие субъекты, осуществляющие разработку фирменного стиля, высокотехнологичных трансформируемых моделей одежды и обуви специального назначения, необходимой конструкторской и технологической документации;

3) производителей фурнитуры и отделочных материалов;

4) сбытовые организации.

Взаимосогласованная деятельность товаропроизводителей в рамках такого объединения позволит осуществить выпуск конкурентоспособной по цене и потребительским свойствам продукции, а также обеспечит комплексность ее поставок.

3.3. Развитие индустрии моды

Использование имеющихся конкурентных преимуществ для развития индустрии моды на основе интеграции высококачественного дизайна в массовое производство одежды и обуви позволит перейти к созданию видов промышленности, которые осуществляют:

1) выпуск недорогой модной одежды и обуви массового производства, разнообразие которой достигается за счет цвета, фактуры материала и элементов декоративной отделки;

2) изготовление модной одежды хорошего вкуса, рассчитанной на серийное и мелкосерийное промышленное производство.

Реализация данного направления создаст условия для разработки и освоения выпуска торговых марок отраслевой направленности. Организация эффективной системы их продвижения укрепит позиции производителей продукции легкой промышленности в Омской области на внутреннем и внешнем рынках.

3.4. Организация новых видов производств
на условиях коммерческой концессии

Мировой опыт развития легкой промышленности свидетельствует об успешном развитии бизнеса на условиях коммерческой концессии.

Создание производств, специализирующихся на изготовлении известных отечественных и зарубежных торговых марок, позволит:

1) освоить выпуск известной потребителю и пользующейся спросом конкурентоспособной продукции;

2) использовать технологии и системы продвижения готовой продукции организаций-правообладателей;

3) сократить расходы на рекламу.

Хозяйствующим субъектам рекомендуется обеспечить выпуск конкурентоспособной продукции при условии:

1) технического переоснащения производства и внедрения инноваций (на основе реализации перспективных инвестиционных проектов);

2) оптимизации затрат посредством снижения материалоемкости выпускаемой продукции;

3) внедрения систем эффективного управления и маркетинга, а также систем качества и их сертификации;

4) применения современных информационных технологий, систем автоматизированного проектирования и раскроя изделий;

5) формирования оптимальной ассортиментной политики;

6) разработки и реализации программных мероприятий по подготовке и переподготовке кадров;

7) введения и развития основных элементов корпоративной культуры, эффективной системы мотивации к труду и создания условий для социальной защищенности работников организаций отрасли.

Ассоциации работников предприятий легкой и текстильной промышленности Омской области рекомендуется:

1) осуществление координации деятельности организаций легкой промышленности, входящих в ассоциацию, в целях усиления внутриотраслевых интеграционных процессов;

2) установление взаимовыгодного сотрудничества с субъектами малого предпринимательства, осуществляющими деятельность в сфере легкой промышленности;

3) установление взаимодействия с отраслевыми научными и образовательными учреждениями.

Органы исполнительной власти Омской области должны обеспечить:

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»