В период нестабильной экономической и политической жизни в стране нарастает социальная и эмоциональная напряженность, особо остро проявляются негативные явления, меняются взаимоотношения между людьми, идет переоценка ценностных ориентаций и взглядов на происходящие жизненные явления.
Глубина и масштабность кризисных явлений особенно ярко проявляются по отношению к подрастающему поколению, поскольку именно оно сегодня является наименее социально защищенной и наименее адаптированной к жизни в новых условиях частью нашего общества.
Анализ основных показателей развития образования в Омской области в 1991 году свидетельствует о том, что по сравнению с прошлыми годами имеет место тенденция снижения успеваемости в школах, растет агрессивность по отношению к окружающим, практически не функционирует общегосударственная система трудоустройства.
Сокращается количество учащихся, поступающих в Х-ХI класс (- 956 по сравнению с 1990 годом).
Отчисление подростков в возрасте 11-14 лет из общеобразовательных школ приводит к тому, что они оказываются не работающими и не учащимися. На 1.11.92 их количество составило 1545 человек, что на 67,3% больше соответствующего периода прошлого года.
Продолжается рост преступности среди несовершеннолетних. По данным УВД Омской области за 10 месяцев текущего года подростками совершено 4748 правонарушений, причем наблюдается рост преступности по таким видам, как убийство на 450%, разбой - на 200%, хранение оружия - на 127.8%, грабеж - 69,4%.
Растет заболеваемость детей психическими расстройствами. По данным областного Управления здравоохранения на диспансерном учете состоит более 11130 детей с различными формами психических расстройств, более 3732 детей с болезнями нервной системы и органов чувств.
Очевидно, что у этой категории детского населения процессы социальной адаптации будут протекать значительно тяжелее, чем у детей, не имеющих отклонений в состоянии здоровья.
Ежегодно более 800 детей в области остаются без попечения родителей, под опекой и попечительством находятся сегодня 2779 детей, 6200 детей воспитываются в детских домах и школах-интернатах для детей-сирот. Серьезные отклонения в психическим развитии детей подтверждает тот факт, что за 1991 год в медико-психолого-педагогическую комиссию обратилось 1618 детей, а за 8 месяцев текущего года эта цифра составила 1260 человек.
Таким образом, школа испытывает сегодня значительные трудности. Одна из причин в том, что обучение и воспитание слабо опирается на комплекс имеющихся психологических знаний о развитии ребенка и формировании его личности. Педагогическая практика требует сегодня более тесной взаимосвязи с психологической наукой, что предполагает создание целой системы социально-психологической службы, которая должна стать необходимым звеном системы образования, обеспечивающим развитие личностного, интеллектуального и профессионального потенциала общества и заслуживает приоритетного внимания, заботы и помощи со стороны всех государственных и общественных организаций и их руководителей.