Решение поставленных задач возможно через совершенствование механизмов финансирования и управления здравоохранением, реформирования, прогрессивной кадровой политики.
Главным принципом в финансовой политике - финансирование Омского здравоохранения на основе государственных минимальных социально-экономических стандартов и дифференцированных подушевых нормативов. При этом важно ввести механизм законодательного утверждения бюджета здравоохранения, бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования, территориальной программы государственных гарантий по бесплатному медицинскому обеспечению жителей области, включая базовую территориальную программу обязательного медицинского страхования и перечень принимаемых к финансированию территориальных целевых программ.
Система бюджетного и страхового финансирования медицинских учреждений должна развиваться в форме договора по "Государственному заказу", с ежегодной корректировкой дифференцированных шкал поправочных коэффициентов к единым нормативам подушевого финансирования и тарифам медицинских услуг.
Основным направлением реализации государственной политики в области лекарственной помощи гражданам должно быть лекарственное, в том числе льготное, обеспечение населения при оказании медицинской помощи в рамках программ государственных гарантий.
Проводится социально и экономически оправданная, рациональная перепрофилизация сельских участковых больниц, стационарных, амбулаторных и других учреждений под реальные потребности населения в соответствии со сложившейся в области структурой заболеваемости. При этом создаются нестандартные учреждения нового типа: больницы медико-социальной реабилитации, хосписы, больницы сестринского ухода, гериатрические центры, реабилитационные центры, стационарные центры краткосрочной интенсивной помощи и другие.
Предусматривается последовательное приведение к оптимальному соотношению числа коек круглосуточного и дневного пребывания - 3:1, при сложившемся факте 10:1.
На уровне муниципальных систем здравоохранения используются федеральные стандарты соотношения численности общемуниципального коечного фонда по степени интенсификации (в процентах): 20,0 - интенсивного лечения; 45,0 - восстановительного лечения; 20,0 - длительного лечения больных хроников; 15,0 - медико-социальной помощи.
Развивается процесс разделения амбулаторно-поликлинической помощи по уровням: первичной медико-санитарной помощи; консультативно-диагностической; специализированной амбулаторной помощи в форме центров амбулаторной хирургии, бальнеофизиолечения и др. В амбулаторно-поликлинических учреждениях стимулируются прогрессивные формы организации первичной медико-санитарной помощи. Стимулировать открытие стационаров "одного дня", стационаров на дому. В качестве альтернативы участковой службы, вводятся система общей практики и институт семейных врачей. В целях комплексного решения проблем охраны материнства и детства организуются структурные объединения в форме акушерско-терапевтическо-педиатрических комплексов.
За счет преобразования стационарной и амбулаторно-поликлинической помощи произойдет снижение среднегодовой занятости койки, сроков лечения больного на койке: уровень госпитализации на койку с круглосуточным пребыванием.
Совершенствуется система целенаправленной подготовки высококвалифицированных кадров для всех звеньев отрасли. Для этого сформирована многоуровневая система подготовки и переподготовки кадров. Расширяются права профессиональных медицинских ассоциаций по вопросам аттестации специалистов. Многоуровневая система подготовки переориентирована на местные базы, что экономически выгоднее и позволяет повысить квалификацию без отрыва специалиста от дома, вводится подготовка специалиста по правовым вопросам в здравоохранении, маркетингу, управлению персоналом. Занятие должности руководителя структурного подразделения в лечебном учреждении предполагается проводить на конкурсной и контрактной основе.
Совершенствуется механизм взаимодействия с Омской государственной медицинской академией, средними специальными медицинскими учебными заведениями и другими образовательными учреждениями, имеющими соответствующие лицензии по вопросам подготовки кадров для здравоохранения и всей системы охраны здоровья населения. Принципиально пересматривается подготовка специалистов в Академии. Она разделена на два этапа - додипломная и постдипломная. Учитывая региональные различия северных и южных районов Омской области, на додипломном этапе подготовки специалиста осуществляются целевые наборы для работы в северной зоне. Проводится подготовка врачей общей практики и укрепляется цикл подготовки организаторов здравоохранения. На постдипломном этапе усовершенствования специалиста - работать по принципу целевого заказа. Вводится система распределения специалиста по форме "Государственный заказ".
Управление системой здравоохранения осуществляется в строгом соответствии федеральным законам, законам Омской области, правовым актам Правительства Российской Федерации, Министерства здравоохранения Российской Федерации, Администрации Омской области. На муниципальном уровне решения по вопросам здравоохранения принимаются совместно с администрацией местного самоуправления.
Приводятся в соответствие положения федерального законодательства по охране здоровья к специфике условий нашей области. Повышается инициативность органов управления здравоохранением всех уровней по подготовке законов Омской области в части актуальных проблем охраны здоровья.
Разделение полномочий между всеми участниками системы охраны здоровья населения и управления здравоохранением продолжится на основе двух-четырех-сторонних соглашений.
Для координации единой политики, сравнительной оценки стратегии и тактики управления здравоохранением будет укрепляться взаимодействие с ассоциацией "Здравоохранение Сибири".
Медицинским учреждениям предоставляется широкая свобода выбора видов медицинской деятельности, условий их организации и обеспечения. Но при этом усиливаются все виды контроля за соблюдением федеральных и областных стандартов и на основании нормативно-правовой базы вводится единый порядок их контроля.
Развивается единое информационное поле по всем вопросам здравоохранения. Осуществляется переход на системные методы управления отраслью. Информационное обеспечение определяется на основе государственного порядка учета и отчетности. Информация по вопросам здоровья населения в территориальные органы управления предоставляется медицинскими учреждениями всех форм собственности. Внедряются системы, основанные на использовании средств вычислительной техники и современных телекоммуникаций. Сохраняется система подотчетности государственных и муниципальных учреждений за результаты деятельности перед территориальными органами управления здравоохранения "снизу вверх".
На основе показателей государственной статистической отчетности и утвержденных стандартов органами управления здравоохранения всех уровней ежегодно утверждаются критерии для оценки итоговой деятельности подчиненных медицинских учреждений.
Ежегодно от учреждений с негосударственными формами собственности, имеющих лицензии на медицинскую деятельность и частных медицинских практик, в территориальные органы управления здравоохранением предоставляется информация только в части согласованных сведений государственной статистики, по вопросам здоровья обратившихся пациентов.
Органы управления здравоохранением всех уровней укрепляют тесное рабочее взаимодействие с общественными организациями, в разрешении проблем охраны здоровья.
Реализация концепции рассчитана на 4 года, в течение которых на территории Омской области предполагается снижение показателя младенческой смертности; снижение уровня материнской смертности; минимизация числа запущенных форм специфических и неспецифических заболеваний, дающих высоких процент инвалидности; изменение показателей с учетом программ планирования семьи в сторону увеличения прироста населения области; снижение уровня смертности населения трудоспособного возраста от предотвратимых причин; снижение до единичных случаев возникновения вакциноуправляемых инфекционных заболеваний.
Утвержден
постановлением Главы
Администрации (Губернатора)
области
от 12.05.98 г. N 161-п