Недействующий

О состоянии и мерах по улучшению инвестиционного климата и повышению эффективности госкапвложений в Омской области (снято с контроля) (утратило силу - Указ Губернатора Омской области от 8 июля 2003 г. N 124)

 повышению эффективности госкапвложений в Омской области  

Проблема инвестиций является ключевой проблемой развития. В ней, как в фокусе пересекаются линии всех существующих сегодня экономических и социальных проблем. Уровень регионального внутреннего продукта, количество рабочих мест, состояние денежного обращения, наполняемость бюджетов всех уровней налогами, все эти желанные цели экономической политики тесно увязаны и зависят в полной мере от качества воспроизводственного процесса в реальном секторе экономики.

Областная Администрация всегда уделяла этой сфере большое внимание и даже в сложнейших условиях экономической реформы, острейшего дефицита средств искала пути сохранения инвестиционного потенциала и мобилизации его на цели развития.

В составе областного бюджета была впервые утверждена инвестиционная программа на общую сумму 255,2 млрд. рублей, включая поддержку коммерческих проектов, имеющих высокую бюджетную эффективность. И хотя, ввиду недостатка средств она профинансирована не полностью, доля бюджета области в сумме инвестиций в основной капитал составила 18,4 процента против 11,6 процента в 1996 году и 11,7 процента в гораздо более благоприятном 1995 году.

Средства направлялись на реализацию социальных программ, решение проблем транспорта и связи, топливно-энергетического комплекса. Существенную поддержку области получили и производственные проекты, такие, к примеру, крупные и известные, как реконструкция в Лузинском свинокомплексе, производство телевизоров в АО "Релеро", приобретение автобусов для г. Омска и т.д.

Формой поддержки инвестиционных проектов в области были не только прямые финансовые вложения, но и гарантии бюджетов всех уровней по кредитам хозяйствующих субъектов. Всего за последние два года Администрацией выдано таких гарантий на сумму около 100 млрд. рублей и 2,7 млн. долларов США. В последние годы с помощью органов власти в области бурно развивались нетрадиционные для страны, прямо связанные с рыночными механизмами, виды инвестиционной деятельности. Фактически, в кратчайшие сроки создана новая, принципиально иная инфраструктура для их осуществления. В регионе действуют 28 финансовых и инвестиционных компаний, 28 акционерных коммерческих банков и филиалов банков-нерезидентов, 1 бизнес-центр, 7 независимых реестродержателей, 1 депозитарий, 3 специализированных чековых инвестиционных фонда приватизации, 2 негосударственных пенсионных фонда, 43 страховых компании и т.д. Создано региональное отделение федеральной комиссии по ценным бумагам 11 областная комиссия по ценным бумагам.

Общее количество зарегистрированных в регионе акционерных обществ по состоянию на 01.07.97 г. (без учета банков, инвестиционных, финансовых и страховых компаний) составило 3061, в том числе открытого типа - 805. Акционерные общества, образованные в процессе приватизации, составляют 557, в том числе открытого типа - 463.

Операции с ценными бумагами стали набирать обороты.

Наиболее ликвидными (активно торгуемыми) корпоративными ценными бумагами (акции, облигации, векселя), находящимися в обращении в регионе являются бумаги:

- омских эмитентов - ОАО "Сибнефть", ОАО "ОНПЗ", ОАО "Омскшина", Омскнефтепродукт, АК "Омскэнерго", Омская электросвязь, Завод технического углерода;

- иногородних эмитентов - Сургутнефтегаз, РАО Газпром, Сбербанк РФ, РАО ЕЭС России, Юганскнефтегаз.

Общая сумма долгосрочных финансовых вложений в этой сфере выросла за 1996 год с 219 до 418 млрд. рублей, почти в 2 раза. Сумма краткосрочных финансовых вложений в паи предприятий, акции выросла с 12,5 млрд. рублей до 67,2 млрд. рублей, больше чем в 5 раз.

В текущем году Администрация области впервые и масштабно также осуществляла операции с ценными бумагами. Выпущено три облигационных займа на общую сумму 614 млрд. рублей. В том числе, самый большой по объему сельскохозяйственный займ в размере 264 млрд. рублей позволил области рассчитаться по товарному кредиту за прошлые годы, и уже первый его реализованный транш получил высокий рейтинг на общероссийском рынке и привлек в область почти ту же сумму новыми кредитами на финансирование сельскохозяйственной кампании 1997 года и долговременных вложений в виде лизинга через систему банка "СБС-АГРО".

Векселями области профинансированы расходы на 50 млрд. рублей.

Администрация г. Омска выпустила займ под жилищное строительство в сумме 25 млрд. рублей. К сожалению, он был реализован только наполовину, удалось разместить лишь 12,4 млрд. рублей. Активно работает Администрация Омска и с векселями.

За период приватизации фондом имущества области проведено 19 инвестиционных торгов. Наиболее существенный инвестиционный проект был реализован в АО "Омскшина", где предприятие "Корвет", приобретя 15 процентов акций уставного капитала АО "Омскшина", вложило в развитие производства шин 4 млрд. рублей и 200 тыс. долларов США.

В 1996 году по Программе Европейского Союза Тасис (Tacis) был проведен "Анализ тенденций развития регионов России (типология регионов, выводы и предложения)" и определены оценки инвестиционной привлекательности регионов.

По результатам исследования область вошла в группу регионов с индексом инвестиционной привлекательности выше среднего (в диапазоне от 0.4 до 1) наряду с Санкт-Петербургом, Новосибирском, Иркутском, Тверью, Томском (всего 20 территорий).

Конечно, подобные исследования несут в себе много условностей, но при критическом подходе могут служить ориентирами для формирования собственных представлений о приоритетах региональной инвестиционной политики.

Гораздо более точным индикатором является показатель ликвидности эмитируемых субъектом бумаг, интерес к ним профессиональных операторов на финансовом рынке. В этом смысле, область тоже не может считать себя в числе отстающих на основании результатов уже проведенной эмиссии облигаций и поступающих в настоящее время заявок на них.

Вместе с тем следует сказать, что общий экономический кризис затронул эту сферу особенно остро. Последние пять лет область теряла ежегодно от 20 до 30 процентов объемов капитальных вложений.

Госкапвложения, по совершенно понятным причинам, уменьшались, а акционерные общества пока не используют весь свой потенциал и возможности для привлечения средств на собственное развитие.

Сальдо воспроизводственного процесса весь период ухудшалось. Так, в 1996 году амортизационные отчисления предприятий составили около 3,4 трлн. рублей, на капитальные вложения направлены лишь 0,8 трлн. рублей (24 процента).

Объем выпусков акций, облигаций, связанных с инвестициями, остается крайне низким. В 1996 году он составил 8 млрд. рублей, а в первом полугодии текущего года - 5,7 млрд. рублей.

Обязательства инвесторов по инвестиционным конкурсам выполняются меньше, чем наполовину (из 19 реализованных конкурсов только по 8).

Можно констатировать, что, к сожалению, данный сегмент рынка пока находится в периоде становления, и операции на нем носят спекулятивный характер и не влияют прямо на рост инвестиций в материальное производство.

В результате, степень физического износа основных фондов в целом по отраслям экономики составляет свыше 40 процентов, а в некоторых (таких как, нефтеперерабатывающая промышленность) достигает 60 процентов. Реально рынком востребовано сегодня только около 55 процентов основного капитала в промышленности. Остальная часть находится вне спроса в силу его физического и морального износа, несоответствия современным требованиям по составу, цене, технологическим особенностям.

Естественным следствием является общая длительная тенденция сокращения объемов производства, доходов области со всеми вытекающими из этого негативными социально-экономическими последствиями.

Поэтому Администрация не считает, что область в чем-то сильно отстает от общих параметров по стране, соседних или похожих регионов и рассматривает ситуацию в сфере инвестиций как неудовлетворительную, полагая необходимым усиливать свою роль в ее корректировке.

Совершенно очевидно, что в связи с радикальными изменениями в структуре собственности и недостатком средств, роль бюджетов всех уровней в создании финансовой базы инвестиций и заказов на них должна и будет снижаться.