4.1. Определение объекта и субъекта управления
4.4.1. Государственное унитарное предприятие - юридическое лицо, имеющее самостоятельный баланс и осуществляющее свою коммерческую деятельность на базе государственного имущества, переданного ему на праве хозяйственного ведения.
4.4.2. Государственное учреждение - организация, созданная для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера на базе закрепленного за ней на праве оперативного управления имущества и финансируемая государством полностью или частично.
4.4.3. Передача государственного имущества государственным унитарным предприятиям и государственным учреждениям в соответствии с ГК РФ осуществляется путем заключения соответствующих договоров:
- хозяйственного ведения;
- оперативного управления;
- безвозмездного пользования;
- аренды.
4.4.4. Основным уполномоченным органом, осуществляющим управление имуществом государственных унитарных предприятий и государственных учреждений, является комитет по управлению имуществом Омской области.
4.2. Цели и задачи управления государственными унитарными предприятиями и государственными учреждениями
4.2.1. Цель управления государственными унитарными предприятиями - создание условий для развития материально-технической базы государственного сектора и на этой основе получение максимальной прибыли.
Цель управления государственными учреждениями - стабильная работа в условиях рыночной экономики и уменьшение затратности.
4.2.2. Поставленная цель достигается с помощью решения следующих задач:
а) учет и контроль за эффективным использованием государственного имущества;
б) анализ и прогноз финансового состояния государственных унитарных предприятий и государственных учреждений;
в) обеспечение оптимальной доли государственного сектора в экономике Омской области;
г) формирование системы государственной поддержки государственных унитарных предприятий и государственных учреждений;
д) создание условий для развития финансово-кредитных и инвестиционных механизмов, а также создания новых источников финансирования процессов замены устаревшего оборудования и технологий для обеспечения рынка конкурентноспособными отечественными товарами и услугами.
4.3. Порядок управления государственными унитарными предприятиями и государственными учреждениями
4.3.1. Учет государственных унитарных предприятий и государственных учреждений ведется комитетом по управлению имуществом Омской области в соответствующем реестре.
4.3.2. В соответствии с требованиями законодательства РФ комитет по управлению имуществом Омской области разрабатывает типовые нормативные документы (устав государственного унитарного предприятия, контракт с руководителем государственного унитарного предприятия, договоры хозяйственного ведения, оперативного управления и безвозмездного пользования государственным имуществом).
Заключение договоров безвозмездного пользования должно осуществляться в том случае, когда иным путем невозможно обеспечить сохранность и эксплуатацию государственного имущества.
4.3.3. В соответствии с Законом РФ "О бухгалтерском учете" государственные унитарные предприятия ежеквартально представляют в комитет по управлению имуществом Омской области и территориальное агентство Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве) предприятий по Омской области бухгалтерские отчеты и балансы.
Аналогичную бухгалтерскую отчетность ежеквартально представляют в комитет по управлению имуществом Омской области государственные учреждения.
Комитет по управлению имуществом Омской области и территориальное агентство Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве) предприятий по Омской области на основании данных отчетов проводят анализ эффективности использования государственного имущества.
В случае, если по окончании финансового года стоимость чистых активов государственного унитарного предприятия оказывается меньше размера уставного фонда, то комитет по управлению имуществом Омской области в порядке, установленном действующим законодательством РФ, производит уменьшение уставного фонда.
Территориальное агентство Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве) предприятий по Омской области на основе анализа платежеспособности предприятий в соответствии с системой критериев для определения неудовлетворительной структуры баланса неплатежеспособных предприятий, утвержденной постановлением Правительства РФ от 20.05.94 г. N 498, может принять решение о признании предприятия неплатежеспособным, что является основанием для реализации в установленном действующим законодательством РФ порядке следующих мероприятий:
- сдача в аренду имущественного комплекса на конкурсной основе;
- реорганизация и реструктуризация предприятия;