Омская область к 1990 г. занимала важное место в системе общегосударственного территориального разделения труда в сферах машиностроения, нефтепереработки и нефтехимии, сельскохозяйственного производства и пищевой промышленности.
В начале 90-х годов на оборонных предприятиях, образующих ядро машиностроительного комплекса области, производилась почти четверть всей продукции ВПК Сибири. Рассматривая совокупность предприятий оборонного комплекса Омского региона как неотъемлемую часть народного хозяйства России, в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 10 апреля 1992 г. N 726-Р была разработана одной из первых в России региональная программа конверсии ВПК.
Развитие экономических процессов в промышленности носит сложный и противоречивый характер. Существенно изменилась отраслевая структура промышленного производства. Так, объем производства к уровню 1990 г. составил 51,6%, в машиностроении 31,2%. В структуре промышленного производства доля машиностроения снизилась с 33,3% до 7,4%. Сохраняется тенденция углубления структурных диспропорций промышленного производства. Экономика области стала зависимой от результатов деятельности только одного предприятия - Омского нефтеперерабатывающего завода, доля которого в общем объеме промышленности области увеличилась с 17% в 1990 г. до 50% в 1995 г.
На фоне значительного износа основных фондов промышленности (45,2%) и сокращения инвестиций существенно замедлился процесс реорганизации промышленного комплекса.
Анализ ситуации, сложившейся в настоящее время в экономике и на региональном рынке труда, свидетельствует о снижении доходов населения, нарастании негативных тенденций в сфере занятости населения и росте социальной напряженности в обществе.
На состояние занятости населения области и развитие ситуации на рынке труда области оказывали воздействие, главным образом, следующие факторы: финансовое состояние предприятий (убыточность, неплатежеспособность), низкая инвестиционная активность предприятий, многократная разница между минимальной и максимальной заработной платой и др.
В мае 1996 г. численность экономически активного населения области составила 1013,5 тыс. чел, из них 936,0 тыс. чел. (92,4%) были заняты всеми видами экономической деятельности, 77,5 тыс. чел. (7.6%) не имели работы и активно ее искали.
Отсутствие денежных средств у предприятий вызывает социальную напряженность, в первую очередь, на предприятиях машиностроения и ВПК. При среднемесячной зарплате по промышленности 781,8 тыс. руб, в машиностроении она составляет 572,2 тыс. руб. (по итогам 5 месяцев 1996 г.)
Увеличивается количество простаивающих предприятий. В основном простаивают предприятия машиностроения (предприятий - 75,7%, потери - 18,9% рабочего времени).
Предприятия, допустившие наибольшие потери рабочего времени: МПО имени Баранова, завод "Сибирские приборы и системы", АООТ "Релеро", ПО "Иртыш", АООТ "Омский агрегатный завод", АООТ "Сатурн", ПО "Полет", завод имени Козицкого, завод имени борцов революции, ПО "Завод транспортного машиностроения".
На сегодняшний день доля скрытой безработицы достигает социально опасного уровня. Учитывая, что обеспечение права на труд способствует не только реализации многих других прав человека, но и повышению среднедушевого дохода населения. Администрация Омской области принимает максимально возможные в современных условиях меры, обеспечивающие трудовую занятость граждан.
Внедрение мероприятий по урегулированию взаимозачетов (векселей, казначейских обязательства, товарных зачетов) позволило замедлить рост сумм задолженностей. При активном содействии администрации приняты на Правительственном уровне:
- Постановление Правительства РФ от 31 августа 1992 г. N 648 "О мерах по реализации Омской региональной программы конверсии ВПК";
- Постановление Правительства РФ от 10 декабря 1992 г. N 953 "Об организации производства универсально-пропашных тракторов класса 1.4 в Омском производственном объединении "Завод транспортного машиностроения имени Октябрьской революции";
- Постановление Правительства РФ от 3 июня 1992 г. N 374 "О серийном производстве самолетов АН-74";
- Постановление Совета Министров-Правительства РФ от 30 мая 1993 г. N 506 "О переоборудовании самолетов АН-2 в самолет АН-3".
- Протоколы совещаний с мероприятиями по стабилизации положения в экономике области от 23 ноября 1995 г. N ОС-П7-пр; от 10 декабря 1995 N ОС-П7 73пр, от 17 мая 1996 г. N КД-ПII-23пр, от 27 июня 1996 г. N ОП-П11-2пр.
В целях развития промышленного потенциала области было принято Постановление Главы Администрации области "О программе развития промышленного производства в 1996-2000 годах и концепции экономического развития на период до 2005 года", в которой намечены следующие направления:
- реализация первоочередных мер по стабилизации промышленного производства:
- структурная перестройка промышленности;
- конверсия и диверсификация оборонных производств;
- создание новых рабочих мест и подготовка (переподготовка) кадров в промышленности;
- финансово-кредитная и налоговая политика и другие направления экономической политики области.
К сожалению, сдерживает реализацию основных направлений, утвержденных на уровне Правительства РФ, недостаточное и несвоевременное финансирование и кредитование.
Несмотря на принимаемые меры, область не располагает необходимыми финансовыми ресурсами для реализации намеченных направлений структурной перестройки промышленности и увеличения занятости населения.
Для получения масштабных изменений в сфере занятости необходимо начать осуществлять структурную перестройку экономики региона с учетом специфики территории: ее природно-климатического положения, сложившегося размещения производительных сил в городе и сельской местности (промышленный областной центр и районы с сельскохозяйственной направленностью), сосредоточения в регионе крупнейшего в России специализированного высокотехнологичного машино- и приборостроения, ориентированного на выпуск оборонной продукции, наличие неосвоенных природных ресурсов (торфа, циркон-ильменитовых песков, нефти, газа, сапропеля), исторически сложившихся особенностей региона.
Формирование благоприятных условий для трудовой занятости населения возможно только при государственной поддержке процесса инвестирования средств на создание рабочих мест.
В качестве инструмента регулирования и управления приоритетной концентрацией ресурсов для решения неотложных, первоочередных территориальных проблем в сжатые сроки определена целевая социально-экономическая региональная инвестиционная программа создания рабочих мест в Омской области с учетом региональной специфики.
Для обеспечения согласованности и комплексности решения региональных задач, планирования инвестиционного процесса при финансировании мероприятий по поддержанию занятости в области организован процесс отбора неотложных территориальных проблем в сфере занятости населения, подлежащих решению на программно-целевой основе.