ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 октября 1996 года N 504-п
Об Омской региональной программе конверсии военно-промышленного комплекса на 1996-1998 годы
(второй этап конверсии)
______________________________________________
Утратило силу на основании Указа Губернатора
Омской области от 15 декабря 2003 г. N 232
______________________________________________
В целях структурной перестройки и диверсификации предприятий промышленности, создания на базе научно-технического, производственного и кадрового потенциалов ВПК производства конкурентоспособной продукции, обеспечивающей импортозамещение, а также расширение экспортных возможностей предприятий области, постановляю:
1. Одобрить разработанную экономическим комитетом Администрации области совместно с комитетом по промышленности, транспорту и связи Администрации области и согласованную с Омской региональной ассоциацией промышленников и предпринимателей Омскую региональную программу конверсии военно-промышленного комплекса на 1996-1998 годы (второй этап конверсии), именуемую в дальнейшею Программа (прилагается).
2. Экономическому комитету Администрации области (Вдовин Е.М.) направить Программу в Законодательное Собрание Омской области для рассмотрения и утверждения.
3. Экономическому комитету, финансовому управлению Администрации области (Пайор В.А.) предусматривать ежегодные ассигнования из областного бюджета по направлению "Затраты на реализацию Омской региональной программы конверсии военно-промышленного комплекса на 1996-1998 годы (второй этап конверсии)".
4. Экономическому комитету, комитету по промышленности, транспорту и связи Администрации области (Лаврентьев Н.Я.) в соответствии с протоколом совещания у Первого заместителя председателя Правительства Российской Федерации В.В. Каданникова в г. Омске от 17 мая 1996 года N КД-П11-23 пр (пункт 5) представить на рассмотрение в установленном порядке в Минэкономики России, Миноборонпром России и другие министерства и ведомства Программу для определения возможных источников финансирования из федерального бюджета и придания ей статуса федеральной программы.
5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителей Главы Администрации (Губернатора) области Луппова Л.Н. и Вдовина Е.М.
Первый заместитель Главы
Администрации (Губернатора) области
В.А. Третьяков
Наименование Программы Омская региональная программа конверсии
военно-промышленного комплекса
на 1996-1998 годы (второй этап конверсии).
Дата принятия решения Протокол совещания у Первого заместителя
о разработке Программы Председателя Правительства Российской
Федерации В.В. Каданникова от 17 мая 1996 г.
N КД-П11-23пр.
Генеральный заказчик Администрация Омской области.
Программы
Государственные заказчики Минэкономики России,
Программы Миноборонпром России,
Минтопэнерго России,
Минпром России,
Российское космическое агентство.
Основные исполнители Конверсируемые предприятия и организации
оборонного комплекса области.
Основные разработчики Экономический комитет Администрации области,
Комитет по промышленности, транспорту
и связи Администрации области,
Предприятия, НИИ и КБ ВПК.
Основная цель Программы Создание на базе научно-технического,
производственного и кадрового потенциалов
ВПК производства конкурентоспособной по
технико-экономическим характеристикам
и качеству изготовления гражданской
продукции, обеспечивающей импортозамещение,
а также расширение экспортных возможностей
предприятий области.
Важнейшие целевые показатели Сохранение и ввод в действие дополнительных
производственных мощностей по выпуску
продукции гражданского назначения:
авиационной техники, оборудования для
топливно-энергетического комплекса,
сельскохозяйственной техники, аппаратуры
систем связи, медицинского оборудования
и товаров народного потребления на сумму
2092 млрд. руб, (в ценах 1996 года),
в том числе:
1996 год - 470 млрд. руб.
1997 год - 610 млрд. руб.
1998 год - 1012 млрд. руб.
В 1996-1998 годах мероприятиями Программы
предусмотрено:
- создание мощностей по производству крыла
для комплектации многоцелевых самолетов
типа АН-74 в 1999 году;
- изготовление авиационных двигателей -
168 шт.;
- производство оборудования, систем приборов
для топливно-энергетического комплекса на
сумму 376 млрд.руб.;
- производство современной медицинской тех-
ники около 30 наименований;
- производство сельскохозяйственной техники
(трактора, кормоуборочного комбайна,
сенокосилки и др.) на сумму 456 млрд. руб.;
- производство средств связи на сумму
173 млрд. руб.;
- товаров народного потребления на сумму
97 млрд. руб.
Программа обеспечивает сохранение, поддержа-
ние и создание свыше 15000 рабочих мест.
Примечание: важнейшие целевые показатели по
Программе производства конкурентоспособного
импортозамещающего нефтепромыслового обору-
дования приведены в разделе II настоящей
Программы.
Сроки реализации Программы 1996-1998 годы.
Управление и контроль за Администрация Программы, образуемая совмест-
исполнением Программы ным постановлением Законодательного Собрания
Омской области и Главы Администрации (Губер-
натора) Омской Области.
Источники и направления | На период | 1996 год | 1997 год | 1998 год |
ВСЕГО | 1668,871 | 279,420 | 725,601 | 663,850 |
- федеральный бюджет | 53,000 | - | 18,000 | 35,000 |
КАПИТАЛЬНЫЕ ВЛОЖЕНИЯ, | 543,940 | 81,110 | 270,690 | 192,140 |
- федеральный бюджет | 17,847 | - | 5,127 | 12,720 |
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ | 531,883 | 138,320 | 198,673 | 194,890 |
- федеральный бюджет | 25,600 | - | 6,519 | 19,081 |
ПРОЧИЕ ТЕКУЩИЕ РАСХОДЫ, | 593,048 | 59,990 | 256,238 | 276,820 |
- федеральный бюджет | 9,553 | - | 6,354 | 3,199 |
Примечание: расчетные объемы и планируемые источники финансирования по Программе производства конкурентоспособного импортозамещающего нефтепромыслового оборудования приведены в разделе II настоящей Программы.
Настоящая Омская региональная программа второго этапа конверсии военно-промышленного комплекса разработана на период 1996-1998 годов и базируется на прогнозных оценках Минэкономики России возможности стабилизации и вероятном увеличении объемов промышленного производства в этот период. Программа предусматривает комплексное использование мощностей конверсируемых предприятий в интересах структурной перестройки экономики области и значительное обновление ассортимента выпускаемой продукции. Успех реализации представленной Программы в значительной степени определится возможными решениями по объемам государственного оборонного заказа, объемам сохраняемых мобилизационных мощностей, порядку содержания социальной сферы предприятий, размеру планируемых государственных субсидий на конверсию, перспективному позитивному изменению в области налогообложения.
Принятая на правительственном уровне в 1992 году Омская региональная программа конверсии ВПК создала предпосылки для ряда позитивных сдвигов в машиностроении. Перепрофилирование производственных мощностей на выпуск необходимых видов гражданской продукции и товаров народного потребления обеспечило освоение производства самолетов АН-74, пропашных тракторов класса 1,4, авиадвигателей ТВ7-117, новых средств связи, медицинской техники, оборудования для агропромышленного и топливноэнергетического комплексов, мотор-компрессоров для холодильной техники, криогенного, навигационного, гидравлического оборудования, автошин новых типоразмеров и конструкций, широкого спектра товаров народного потребления.
Оценивая итоги первого этапа конверсии, следует отметить, что реализация Программы осуществлялась на фоне экономических реформ и в отсутствии единой государственной промышленной политики:
- сокращение производства и разработок военной техники без проведения соответствующей подготовительной работы на местах;
- нескоординированность региональных программ конверсии;
- отсутствие целенаправленной стратегии сочетания технологических возможностей различных предприятий ВПК, должной координации их действий и оптимальной кооперации;
- неудовлетворительное финансирование по утвержденным программам;
- ориентация на внутренний рынок потребления, обусловившая недостаточно высокий технический уровень осваиваемой продукции.
Вследствие указанных причин наблюдается:
- сокращение оборонного производства, не компенсируемое увеличением объемов гражданской продукции практически на всех предприятиях ВПК области;
- неполная реализация конверсионной продукции на внутренних рынках региона и Российской Федерации, которая, как правило, не обладает достаточным уровнем конкурентоспособности для рынков зарубежных стран;
- отсутствие структурных изменений в промышленности.
1995 год стал переходным периодом в совершенствовании подходов к решению вопросов конверсии, связанных с рядом существенных изменений как в общеэкономической ситуации, так и в положении конверсируемых предприятий оборонного комплекса, а именно:
- дальнейшим сокращением государственного оборонного заказа 1996 году (уровень загрузки мощностей по производству оборонной продукции - от 3 до 20 %);
- решением задач, предусмотренных программой Правительства Российской Федерации "Реформы и развитие российской экономики в 1995-1997 годах";
- проведением реструктуризации оборонной промышленности.
Изменение подходов нашло отражение в разработанном проекте Омской региональной программы конверсии военно-промышленного комплекса на 1996-1998 годы (второй этап конверсии).
В частности, программно-целевые мероприятия включают:
- бюджетное финансирование на возвратной основе (целевой кредит) конверсионных проектов;
- выделение бюджетных дотаций по фонду оплаты труда, на содержание объектов социальной инфраструктуры и частичное поддержание недозагруженной части уникального оборудования;
- развитие смешанного кредитования конверсионных проектов предприятий с участием государства и частных инвесторов.
При решении вопросов финансирования предполагается концентрация государственных средств на реализации проектов, обеспечивающих импортозамещение и расширяющих экспортные возможности региона.
Основной целью проводимой в области конверсии является обеспечение эффективного использования уникального комплекса производственных мощностей, научно-технического и кадрового потенциалов оборонных предприятий для решения экономических и социальных задач в интересах благосостояния населения региона и Российской Федерации.
Для достижения указанной цели необходимо в ближайшее время решить следующие приоритетные задачи:
а) произвести изменения структуры промышленности, включая изменение ее организационно-правовых форм, для достижения кратчайшего и экономного пути от разработки новых изделий до их постановки на производство и реализации готовой продукции;
б) сосредоточить усилия оборонных предприятий на создании наукоемких приборов, машин и оборудования для гражданских нужд, производстве товаров народного потребления при сохранении на минимально-достаточном уровне мобилизационных возможностей региона;
в) уделить особое внимание созданию и развитию производства конкурентоспособного импортозамещающего нефтепромыслового оборудования, систем приборов для топливно-энергетического комплекса;
г) продолжить работы по расширению номенклатуры выпуска новых видов медицинской техники.