______________________________________________
Утратило силу на основании Указа Губернатора
Омской области от 17 апреля 2002 г. N 106
______________________________________________
1. Одобрить "Концепцию развития регионального рынка ценных бумаг в Омской области", разработанную региональной комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку Омской области при участии Омского регионального отделения Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг РФ (прилагается).
2. Региональной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку Омской области (Сараев А.Р.) совместно с экономическим комитетом Администрации области (Вдовин Е.М.) и финансовым управлением области (Коротков А.П.) в двухмесячный срок представить на утверждение "Программу выпуска областных займов на 1998-2000 годы", а также предложения по механизму реализации данной Программы.
3. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Главы Администрации (Губернатора) области, председателя региональной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку Омской области Сараева А.Р.
Глава Администрации
(Губернатор) области Л.К. Полежаев
1. Анализ состояния регионального рынка ценных бумаг
в Омской области.
1.1. Факторы, определяющие состояние регионального рынка
ценных бумаг в Омской области.
1.2. Омская область в рейтингах инвестиционной привлекательности
регионов России.
1.3. Эмитенты и ценные бумаги.
1.4. Профессиональные участники рынка ценных бумаг.
1.5. Инвесторы на территории Омской области.
1.6. Регулирование рынка ценных бумаг в Омской области.
2. Цели, задачи и принципы развития регионального рынка
ценных бумаг в Омской области.
3. Направления развития регионального рынка ценных бумаг
в Омской области.
3.1. Повышение инвестиционной привлекательности Омской области
и муниципальных образований.
3.2. Выпуск ценных бумаг Омской области и муниципальных
ценных бумаг.
3.3. Дополнительные выпуски корпоративных ценных бумаг.
3.4. Формирование развитой инфраструктуры рынка.
3.5. Формирование системы регулирования и контроля на рынке
ценных бумаг. Саморегулирование на рынке ценных бумаг.
3.6. Развитие коллективных форм инвестирования.
3.7. Защита прав инвесторов (акционеров, вкладчиков).
3.8. Обеспечение открытости информации.
3.9. Образовательные программы и популяризация рынка ценных бумаг.
3.10. Законодательное обеспечение развития регионального рынка
ценных бумаг в Омской области. Выработка предложений
для Российской Федерации и формирование регионального
законодательства в рамках общих принципов.
4. Первоочередные программы и проекты развития регионального
рынка ценных бумаг в Омской области.
4.1. Эмиссионная программа.
4.2. Инфраструктурная программа.
4.3. Программа "Коллективные инвестиции".
Проект Концепции подготовлен рабочей группой Региональной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку Администрации Омской области при участии Омского Регионального отделения ФКЦБ РФ, представителей профессиональных участников рынка ценных бумаг и ученых-экономистов, с учетом предложений Главного управления ЦБ РФ по Омской области, Финансового управления Администрации области, Омского антимонопольного управления, Департамента ценных бумаг и инвестиций г. Омска, Комитета по правам акционеров Омской области.
К основным факторам, определяющим состояние регионального рынка ценных бумаг в омской области, относятся:
1. Общероссийские факторы (Макроуровень):
Рынок ценных бумаг является составной частью финансового рынка. В то же время финансовый рынок (финансовые ресурсы и крупные финансовые институты) сконцентрирован в г. Москве. Региональное расположение Омска сказывается на рискованности вложений в ценные бумаги Омских эмитентов, затрудненности общения с иностранными консультантами, сложности получения информации об экономическом положении региона и отдельных предприятий, их конкурентоспособности. Кроме того, столичные финансовые структуры регулируют движение крупных инвестиций в регионы с учетом своих интересов.
Следует также отметить следующие факторы:
- отсутствие четкой государственной политики (на федеральном и региональном уровне) по основным аспектам развития инвестиционного процесса в целом и по отдельным отраслям промышленности;
- неблагоприятный инвестиционный климат (экономический кризис, инфляция, политическая нестабильность), что проявляется в низком уровне инвестиционного интереса как у зарубежных, так и у российских инвесторов. Это связано с обстоятельствами, порождающими инвестиционный риск, включая следующие:
слабое развитие законодательной базы как на федеральном, так и на региональном уровне по вопросам привлечения и гарантирования инвестиций;
отсутствие в России мировых стандартов бухгалтерского учета, затрудняющее формирование выводов о целесообразности инвестиций;
отсутствие четких граней со стороны государства по вопросам защиты частной собственности и инвестиций;
отсутствие четкой координации органов, регулирующих деятельность на рынке ценных бумаг, что проявляется в возможности появления "финансовых пирамид" и т.д.;
- отсутствие стимулирующих факторов для развития рынка ценных бумаг, например, льгот по налогообложению;
- наличие системного инвестиционного риска;
- менталитет, а именно засилье в недавнем прошлом государственной собственности сказывается на отсутствии опыта инвестирования у населения, желании получить мгновенную отдачу от вложенных средств, чрезмерное доверие к различного рода обещаниям скорого обогащения. Отсутствие быстрых результатов и прямой обман привели к недоверию населения и нежеланию вкладывать средства на фондовом рынке;
- слабое развитие телекоммуникаций и современной инфраструктуры фондового рынка.
2. Региональные факторы (Микроуровень):
- специфика Омской области, выражающаяся в отсутствии достаточных инвестиционных ресурсов.
Это связано с несколькими обстоятельствами:
с особенностями формирования бюджета (большая часть собственных доходов области формировалась за счет налоговых отчислений одного предприятия (Омского нефтеперерабатывающего завода), бюджет является дотационным, сильно зависящим от центра);
с отсутствием достаточных для крупных портфельных инвестиций средств у юридических лиц (своеобразие хозяйственного комплекса заключается в наличии большого числа предприятий военно-промышленного комплекса);
появление ликвидных государственных ценных бумаг привело к оттоку из области инвестиционных ресурсов финансовых институтов. Критерием работы банков на рынке местных корпоративных ценных бумаг являются только по сути политические факторы - лояльность к местным органам власти;
отсутствие инвестиционных программ регионального масштаба, имеющих достаточную проработку и обеспеченность ресурсами;
- инвестиционная непривлекательность значительного числа Омских предприятий выражается в том, что:
среди АО, созданных на базе приватизированных предприятий, не вызывают большого интереса те, у которых государственная доля находится в федеральном или областном управлении,
отсутствует прибыль, отсутствует возможность быстрой отдачи от вложений,
существует большая доля сельских АО, имеющих свои специфические особенности реорганизации, а также необходимость затраты значительных средств для развития в сельской местности инфраструктуры ценных бумаг;
- недостаточная активность региональных властей в защите омского финансового рынка в период массовой приватизации (так, акции местных предприятий не были сконцентрированы в местных ЧИФах, как организованных и подконтрольных коллективных инвесторах);
- региональные особенности приватизации, когда, во-первых, часть ценных бумаг вообще не попадает на рынок ценных бумаг вследствие закрепления пакетов акций в государственной собственности и продления сроков этого закрепления, во-вторых, передачи этих пакетов в доверительное управление определенным лицам. На территории Омской области в 1996 году в государственной собственности закреплены акции 182 приватизированных предприятий, срок закрепления продлен в соответствии с Постановлением Главы Администрации Омской области N 194-п "О продлении сроков закрепления в государственной собственности акций приватизированных предприятий";
- "провинциальность" (информационная ограниченность) местных инвесторов, их неагрессивность на финансовом рынке области;
- слабая связь с сибирскими региональными и российским рынками ценных бумаг;
- упадок активности инвестиционных институтов и институциональных инвесторов после окончания чековой приватизации;
- отсутствие телекоммуникаций и развитой инфраструктуры фондового рынка сказывается на отсутствии доступной информации о котировках, спросе и предложении на ценные бумаги тех или иных эмитентов в различных регионах, сложности проведения сделок с ценными бумагами, особенно эмитентов, находящихся не в областном центре. Отсюда вытекает сложность общения акционера с иногородним эмитентом и его регистратором, невозможность защиты прав таких акционеров. Сюда же можно отнести отсутствие доступной информации о формах коллективного инвестирования;
- отсутствие вторичной эмиссии (боязнь у руководства АО потерять сложившееся равновесие сил, сложности с размещением, в результате чего практикуется только закрытое размещение ценных бумаг под заранее известного инвестора, отсутствие специалистов и средств для разработки инвестиционных проектов в АО);
- отсутствие образовательных и просветительских программ (для эмитентов и инвесторов).
Первый в России рейтинг инвестиционной привлекательности регионов журнала "Эксперт" (1996 г., N 47) был составлен с целью не только выявления "аутсайдеров" инвестиционного процесса, но и для определения приоритетов деятельности каждого из 89 субъектов Федерации по повышению инвестиционной активности.
Инвестиционная привлекательность, т.е. благоприятность инвестиционного климата оценивалась на основе данных Госкомстата РФ за 1994-1996 г.г., а также анализа около тысячи нормативных актов, регулирующих инвестиционную деятельность Федерации в целом и отдельных ее субъектов.
Инвестиционный климат включает в себя две такие категории как объективные возможности региона - инвестиционный потенциал, и условия действия инвестора - инвестиционный риск.
Инвестиционный потенциал включает в себя следующие составляющие (в скобках дан рейтинг Омской области по каждому параметру - с 1-го по 89-е место):
средневзвешенная обеспеченность балансовыми запасами основных видов природных ресурсов, т.е. ресурсно-сырьевая составляющая (69 место).
производственная, подразумевающая под собой совокупный результат хозяйственной деятельности в регионе (20 место). По данной составляющей у Омской области наиболее высокий результат. Это делает регион достаточно привлекательным для "недорогих" инвестиционных проектов, нацеленных не на "подъем" производства в целом, а на его развитие и инновационную деятельность.
потребительская, т.е. совокупная покупательная способность населения региона (25 место).
инфраструктурная составляющая: экономико-географическое положение региона и его инфраструктурная обустроенность (61 место).
институциональная, т.е. степень развития основных институтов рыночной экономики (27 место).
инновационная, характеризующая уровень внедрения достижений научно-технического прогресса в регионе (34 место).
интеллектуальная составляющая характеризует образовательный уровень населения (56 место).
По совокупности этих показателей Омская область занимает 49-е место.
Аналогичным образом в рейтинге обозначены и виды рисков:
экономический риск, характеризующий тенденции в экономическом развитии региона (44 место).
поляризацию политических симпатий населения по результатам последних парламентских выборов показывает величина политического риска (57 место). социальный риск - это уровень социальной напряженности (11 место).
уровень загрязнения окружающей среды - экологический риск (64 место).