Недействующий


ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 ноября 1995 года N 585-п

Об утверждении Программы создания и развития инжинирингсети Омской области

____________________________________________________________________

Утратило силу на основании Указа Губернатора
Омской области от 9 января 2004 г. N 2

____________________________________________________________________

 

В целях выявления и активизации научно-технических ресурсов, внедрения перспективных технологий, создания эффективного механизма научно-технических нововведений Омской области для структурной перестройки и перевооружения экономики в соответствии с федеральной инновационной программой "Инжинирингсеть России" (постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 1994 г. N 332 и распоряжения Главы администрации Омской области от 17 июня 1994 г. N 272-р,

постановляю:  

1.Утвердить:

- региональную программу создания и развития инжиниринговой сети научно-технических нововведений Омской области "Омская инжинирингсеть" (прилагается);

- координационный научно-технический совет программы "Омская инжинирингсеть" (приложение 1 к программе);

- положение о координационном совете "Омская инжинирингсеть" (приложение 2 к программе.  

2. Экономическому комитету Администрации области (Сараев А.Р.) обеспечить взаимодействие программы "Омская инжинирингсеть" с комплексной программой "Омский регион" и региональной программой конверсии.  

3. Финансовому управлению (Пайор В.А.):

- выделить из бюджета области на создание региональных банков данных Омской инжинирингсети 25 млн. руб.;

- перечислить указанную сумму Омскому региональному центру "Омск-инжиниринг" на р/с 000467831 в Омском филиале АКБ "Авиабанк" МФО 227292, к/с 700161079 в Омском сельском РКЦ, код по г. Омску 871/779.  

4. Контроль за выполнение программы и целевым расходованием средств возложить на экономический комитет Администрации области (Сараев А.Р.).  

            Первый заместитель
            Главы Администрации
 В.А. Третьяков

 

Согласовано                                        Утверждено
Генеральный директор                               постановлением главы
федеральной инновационной                          администрации Омской
программы "Российская                              области от 17.11.95 г.
инжиниринговая сеть                                N 585-п
технических нововведений"
("Инжинирингсеть России").
_______________В.Г.Колосов
"___"__________1995 г.

Государственные заказчики программы:               Девиз программы:
- министрерство экономики Российской               "К благосостоянию -
  Федерации;                                       через активизацию
- Администрация Омской области                     научно-технического
                                                   ресурса"


 Региональная программа

 создания и развития инжиниринговой сети

 научно-технических нововведений Омской области

 "Омская инжинирингсеть"

 
является составной частью Федеральной инновационной программы

 "Российская инжиниринговая сеть технических нововведений":

 "Инжинирингсеть России"  

Федеральная программа "Инжинирингсеть России" создана в соответствии с постановлением Правительства РФ от 13.07.91 N 396, согласована Министерством финансов, Министерством науки и технической политики, Государственным комитетом по оборонным отраслям промышленности, Государственным комитетом по высшей школе и Комитетом по машиностроению РФ и утверждена постановлением Правительства РФ от 15.04.95 N 322.  

Функции Генеральной дирекции программы исполняет Ассоциация Центров Инжиниринга и Автоматизации (АЦИА) России г. Санкт-Петербург.  

 Введение  

Основанием для разработки и реализации настоящей Региональной программы являются следующие Федеральные и региональные документы:

- постановление Правительства РФ от 15.04.94 г. N 332 "О федеральной инновационной программе "Российская инжиниринговая сеть технических нововведений";

- федеральная инновационная программа "Российская инжиниринговая сеть технических нововведений" ("Инжинирингсеть России") часть II, раздел "Создание инжинирингсететей регионов" (Омская область - п. 3.7);

- распоряжение главы администрации Омской области от 17.06.94 г. N 272-р "О создании Омского регионального центра научно-технических нововведений России "Омск-инжиниринг";

- техническое задание на создание объектов региональной инжиниринговой сети Омской области, согласованное администрацией области 29 марта 1995 г. и утвержденное Генеральной дирекцией федеральной программы "Инжинирингсеть России" 16 апреля 1995 г.

Создание распределенной по регионам инфраструктуры научно-технических нововведений вызвано очевидной необходимостью структурных преобразований экономики на основе развития и активизации научно-технического потенциала, а также реализации его в конкретных региональных формах.

Формирование научно-технической политики на уровне региона в первую очередь должно быть направлено на достижение максимальной эффективности прикладной науки.

В настоящее время существуют условия для действия рыночных факторов как в области прикладной науки при выполнении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) по заказам предприятий - субъектов рыночных отношений, так и в сфере ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ при доведении результатов НИОКР до конкретной продукции и технологий, пользующихся спросом на рынке.

Рыночный оборот результатов НИОКР как объектов интеллектуальной собственности ввиду несовершенства соответствующего законодательства пока находится в процессе формирования. Поэтому особой задачей государственной научно-технической политики (федеральной и региональной) является создание рынка высоких технологий и других объектов интеллектуальной собственности.

В условиях дефицита инвестиций стратегически перспективным является не прямое увеличение объемов товаров и услуг, а создание малозатратных механизмов, обеспечивающих темпы развития научно-технических ресурсов и рост перспективного производства.

Сетевая инфраструктура научно-технических нововведений (инжинирингсеть) предназначена для:

- выявления и активизации научно-технических, технологических, производственных и интеллектуальных ресурсов регионов;

- повышения эффективности структурной перестройки, "прорывного" и устойчивого развития экономики на уровне не ниже мирового;

- диверсификации научной и производственной деятельности;

- ускоренной коммерциализации научных разработок;

- обеспечение многоканальности финансирования и оптимальной кооперации исполнителей;

- сохранение существующих и организации новых рабочих мест в перспективных направлениях науки и производства.  

 I. Цель и основные принципы программы  

1.1. Стратегической целью настоящей программы является стабилизация и развитие экономики Омской области за счет формирования и реализации эффективной региональной инновационной научно-технической политики на основе использования научно-технической и инвестиционно-производственной системы в составе Координационного совета программы, инжинирингового центра "Омск-инжиниринг" и сетевой инфраструктуры.

1.2. Основные принципы в создании и функционировании программы:

- гибкое сочетание творческой инициативы и рыночной предприимчивости субъектов инжиниринга с государственным регулированием (со стороны администрации области и дирекции федеральной программы);

- объединение системного и программного подходов в решении основных задач программы;

- приоритеты новизны и конкурентоспособности, ресурсосбережения, высокой эффективности и минимизации затрат на внедрение научно-технической продукции и инжиниринговые услуги.  

 II. Основные задачи программы  

2.1. Выявление научно-технического, технологического и производственного потенциала региона; формирование и ведение компьютерных банков данных по конкурентоспособной научно-технической продукции, патентам и изобретениям, программам и проектам, новым технологиям, ведущим специалистам (ученые, изобретатели, разработчики, экономисты и пр.), потребностям предприятий в изделиях, реконструкции и техническом вооружении.

2.2. Поддержка и развитие изобретательской и патентно-лицензионной деятельности; формирование, маркетинг и защита конкурентноспособной интеллектуальной собственности региона.

2.3. Установка и развитие узлов электронной почты и программно-технических средств инжинирингсети региона, обеспечение ее интеграции в инжинирингсети России (с вводом региональных банков данных и приемом информации из баз данных российской сети).

2.4. Разработка бизнес-планов, проведение технико-экономического обоснования, маркетинговых исследований и независимой экспертизы программ и проектов.

2.5. Осуществление высококвалифицированной инжиринговой деятельности по доработке и реализации проектов, технологий, реконструкции и техническому перевооружению (в том числе, сдача "под ключ" и сервисное обслуживание) исследовательских участков и производств.

2.6. Выполнение специальных федеральных, межрегиональных и региональных исследований и работ в рамках инновационных инжиниринговых программ.

2.7. Участие в разработке и реализации комплексных и целевых региональных программ различного назначения (в том числе, размещения и развития производительных сил, конверсионных, развитие инженерных школ), обеспечивающих сохранение существующих и организацию новых рабочих мест в перспективных направлениях науки и производства.

2.8. Обеспечение малозатратности и эффективности выполнения проектов за счет оптимальной кооперации исполнителей) и многоканальности финансирования.

2.9. Содействие развитию малых форм предпринимательства в научно-технической сфере и частной инициативной инновационной деятельности.

2.10. Подготовка и переподготовка высококвалифицированных кадров, предоставление консультаций по наукоемкому инжинирингу.  

 III. Социально-экономические предпосылки и показатели программы  

Мировой опыт 90-ых годов свидетельствует о значительном развитии инжиниринговых процессов и фирм, специализирующихся на системной интеграции, в то же время число поставщиков компонентов инновационного цикла остается постоянным.

Это объясняется тем, что только специализированная инжиниринговая фирма-интегратор способна эффективно обеспечивать взаимодействие между многочисленными компонентами элементов внутри систем, такими как: производственные структуры, аппаратные средства, программые продукты, сеть, информация, человек.

Необходимо оптимальным образом сочетать маркетинг, разработку и закупку, изготовление, поставку и сервис, нести ответственность за конечный результат.

Соединение профессиональных навыков выполнения разнородных функций с полной ответственностью за конечный результат в одном юридическом лице обеспечивает эффективность реализации научно-технических нововведений. Профессионализм в выполнении уникальных работ, в системной интеграции и сдаче "под ключ" дает возможность удерживать ключевые позиции на рынке перспективной наукоемкой продукции и помогает быстро реагировать на различные изменения условий.

Концентрация ресурсов на создании инжинирингсети приводит к явно прослеживаемой политике ускорения экономического, социального и экологического прогресса.

Инвестиции в сферу основного производства определяют скорость роста объема материальных благ и ресурсов, а развитие вспомогательной сферы (инжинирингсети) обеспечивает рост основной сфере, т.е. происходит ускорение и оптимизация развития производства и его инфраструктуры.

В реализуемых федеральной программой "Инжинирингсеть России" и интегрируемой в нее региональной программы "Инжинирингсеть Омской области" предусматривается координация действий и концентрация ресурсов на всех уровнях: государства, области, районов, предприятий и физических лиц.

На основе экономических расчетов федеральной программы, а также зарубежного опыта по организации исседовательского и внедренческого процессов научно-технических нововведений, срок окупаемости капитальных вложений в сетевой инжиниринг, вооруженный компьютеризованными проектно-производственными системами, составляет ~ 1 год.

Подобный эффект достигается за счет: сокращения сроков освоения и внедрения нововведений, повышения конкурентноспособности и расширения сбыта новой продукции; повышения качества выполнения НИОКР и научно-технической продукции, возможности адаптации результатов к конкретному рынку, а также за счет наиболее эффективных вариантов внедрения результатов НИОКР в производство; комплексного обслуживания заказчиков, охватывающего все стадии инновационного процесса; устойчивости и адаптивности к конъюнктуре рынка путем максимального использования базовых (уже апробированных отечественной и мировой практикой) высоких технологий и "ноу-хау", позволяющих гибко варьировать номенклатуру, типы и модели выпускаемых изделий; активизации ресурса конверсируемых предприятий ВПК; обеспечения экологической безопасности модернизируемых и реконструируемых производств; инкубации "под ключ" предприятий малого бизнеса в приоритетных направлениях, актуальных для развития региона; подготовки и переподготовки квалифицированных кадров, включая специалистов сопряженных специальностей.

По оценкам французских исследователей индивидуальные затраты на создание научно-технической продукции в рамках структуры, подобной сети инжиниринга для каждой фирмы - субъекта этой сети снижаются на порядок по сравнению с затратами на аналогичную НТП, создаваемую на самостоятельной основе.

Социальная значимость Программы состоит в следующем: стимулируется гармоничное развитие в Омской области научно-технической производственной среды, создающей новые рабочие места; обеспечивается мобильная ресурсосберегающая подготовка производства и всех направлений сферы обслуживания; достигается целевое проведение региональной политики в развитии конкурентноспособной инфраструктуры научно-технических нововведений.  

 IV. Научно-техническая база и новизна программы  

Концепцию экономического возрождения России в первом приближении можно представить в виде согласованной матрицы федеральных приоритетов и возрождения всех регионов. В рамках такой модели инжинирингсеть следует рассматривать как один из инструментариев, обеспечивающих и интегрирующих федеральные и региональные приоритеты, представляющих авангард машино- и приборостроения, базирующего на высоком научно-техническом потенциале ВПК.

Так как инжинирингсеть России содержит свой узел в каждом регионе, то она обеспечивает интеграцию результатов федеральных (отраслевых) приоритетов в целях комплексного развития каждого из этих регионов. Одной из наиболее важной и первоочередных задач является создание адаптивной информационно-управляющей системы, обеспечивающей механизм согласования и реализации общефедеральных и региональных приоритетов.

Программа "Инжинирингсеть России" в совокупности с программами развития инжинирингсетей регионов целевым способом вводит во всех регионах динамическое воздействие по треугольнику "рынок - заказчик - инжиниринг", что является определяющим для структурной перестройки экономики.

В соответствии с программой "Создание и развитие инжинирингсети Омской области" должна быть освоена и развита в Омской области технология нововведений - технология наукоемкого инжиниринга, чтобы в возможно короткие сроки обеспечить полный инновационный цикл: предпроектное обследование проблемы с учетом комплексного программного развития Омской области; маркетинг; технико-экономическое обоснование (бизнес планы); разработку заказной системы, комплексную поставку оборудования и технологий; подготовку кадров (инкубацию) из специалистов сопряженных специальностей; пусконаладку и сертификацию системы; сдачу системы заказчику "под ключ", сервисное сопровождение системы у заказчика.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»