Недействующий

О мерах по рациональному использованию минерально-сырьевой базы Омской области (утратило силу - Указ Губернатора Омской области от 25 января 2002 г. N 29)

 "О мерах по рациональному использованию минерально-сырьевой базы
 Омской области"

____________________________________________
Утратило силу на основании Указа Губернатора
Омской области от 25 января 2002 г. N 29

____________________________________________

 

Омская область располагает промышленными запасами отдельных видов строительных материалов (пески, глины, суглинки), значительными запасами органо-минерального сырья (торф, сапропель, природные торфяно-карбонатнофосфатные смеси), гидроминеральных ресурсов, циркон-ильменитовых россыпей, открыты месторождения нефти и газа. Имеющиеся природные ресурсы, отличаясь большим разнообразием, позволяют применять их в растениеводстве, животноводстве, медицине, биологии, строительстве, химии, металлургии и многих других направлениях, что может стать базой для создания в области новых отраслей промышленной специализации.

В целях обеспечения рационального использования потенциала материально-сырьевой базы создана областная координационная комиссия по недропользованию, утвержден порядок недроиспользования на территории области. Проводится работа по инвентаризации месторождений полезных ископаемых и лицензированию на право пользования недрами.

Согласно Закону Российской Федерации "О недрах", в бюджеты различных уровней взимаются платежи за право пользования недрами и на воспроизводство минерально-сырьевой базы. За первое полугодие 1994 г. в федеральный фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы поступило от недропользователей Омской области 55,023 млн. руб., в областной бюджет и бюджеты районов - 49,5 млн. рублей.

Вместе с тем на территории области имеют место нарушения установленного порядка рационального использования и охраны недр: самовольное пользование недрами, низкий технологический уровень добычных работ, неполное извлечение сырья из недр, загрязнение недр в местах накопления промышленных и бытовых отходов, сброса сточных вод, застройка площадей залегания полезных ископаемых, не обеспечивается приведение участков земли и других природных объектов, нарушенных при пользовании недрами, в состояние, пригодное для их дальнейшего использования. В области недостаточно уделяется внимания вовлечению минерально-сырьевой базы в промышленное производство, обеспечению полноты геологического излучения, рационального комплексного использования и охраны недр.

В целях совершенствования механизма недроиспользования и охраны недр, рационального использования и эффективного вовлечения минерально-сырьевой базы в экономику области постановляю:  

1. Утвердить перечень месторождений строительных материалов и кадастр целевых торфяных фондов Омской области, застройка которых недопустима без согласования с экономическим комитетом администрации области и территориальным комитетом по геологии и использованию недр Новосибирской и Омской областей (Центросибгеолком) (прилагается).  

2. Главам администраций районов, экономическому комитету области (Сараев А.Р.), комитету по земельным ресурсам и землеустройству Омской области (Баскаков А.Г.), областному комитету по охране природы (Семеняк В.Т.), Омскому отделению Центросибгеолкома (Измайлов Ю.В.), Омскому территориальному комитету водного хозяйства:

- не допускать выделения земельных участков под застройку и размещение производственных объектов на площадях залегания полезных ископаемых, за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством. При рассмотрении заявок на предоставление земельного отвода руководствоваться кадастрами целевых торфяных фондов, перечнем строительных материалов;

- обеспечить контроль за соблюдением установленных норм и правил по охране недр, атмосферного воздуха, земель, лесов, поверхностных и подземных вод и других объектов окружающей природной среды, а также зданий и сооружений от вредного влияния работ, связанных с пользованием недрами;

- требовать от недропользователей выполнения стандартов по технологии ведения работ, а также приведения участков земли, водных и других природных объектов, нарушенных при пользовании недрами, в состояние, пригодное для дальнейшего использования;

- обеспечивать сохранность геологической или иной документации, получаемой в процессе геологического изучения недр и их использования;

- обеспечить предоставление в экономический комитет администрации области ежегодных отчетов о разведанных и вовлеченных в производство месторождений, извлекаемых и оставляемых в недрах запасах полезных ископаемых, содержащихся в них компонентах, а также об использовании недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых.

Возложить на экономический комитет администрации области и Омское отделение Центросибгеолкома анализ, обобщение и подготовку сводного отчета о состоянии и использовании минерально-сырьевой базы Омской области.  

3. Омскому отделению Центросибгеолкома обеспечить в 1995 г. оформление всеми недропользователями лицензий на право использования минеральных ресурсов (геологическое изучение, разведка, добыча и т.д.) с расчетом платы за все виды недропользования, предусмотренные Законом Российской Федерации "О недрах".  

4. Финансовому управлению администрации области (Пайор В.А.) за счет платежей, поступающих в областной бюджет за использование минеральных ресурсов, предусматривать ежегодное выделение средств на проведение детальных геолого-разведочных работ и геологического мониторинга на территории Омской области.  

5. Администрациям районов области упорядочить вопросы недропользования, в части выдачи разрешений и составления соглашений на право пользования недрами сельскими товаропроизводителями, осуществляющими добычу общераспространенных полезных ископаемых, не принадлежащих им (или арендованных) землях непосредственно для своих нужд согласно постановлению главы администрации области от 18.08.93 г. N 306-п "О порядке недропользования на территории области", а также в соответствии с рекомендуемыми формами разрешений и соглашений на право пользования недрами для собственных нужд (приложение N 1 и 2).

Главам администраций районов, Омскому отделению Центросибгеолкома, областному комитету по охране природы, Омскому территориальному комитету водного хозяйства, комитету по земельным ресурсам и землеустройству Омской области обеспечивать контроль за деятельностью предприятий, осуществляющих производство добычных работ для собственных нужд, в частности своевременной рекультивации отработанных карьеров, охраны недр поверхностных и подземных вод от загрязнения.  

6. В связи с ограниченными запасами строительных песков в русле р. Иртыш, сложной экологической и гидрологической обстановкой в долине р. Иртыш, сложившейся после зарегулирования стока каскадом Иртышских ГЭС, а также в целях реализации Соглашения между Россией и Казахстаном по совместному использованию и охране водных объектов бассейна р. Иртыш:

- Омскому отделению Центросибгеолкома (Измайлов Ю.В.) внести в лицензионные соглашения дополнения о жестком ограничении вывоза строительного песка за пределы Омской области;

- Омской геолого-разведочной экспедиции (Дергачев В.Д.) изучить возможность добычи песков методом скважиной гидродобычи с глубин более 50 метров в районах области, удаленных от имеющихся запасов русловых месторождений, и дать свои предложения;

- Омскому территориальному комитету водного хозяйства (Омскоблкомвод, Голубцев С.Н.) совместно с Омскгидрометом (Зайцев Ю.А.) обеспечить проведение постоянного мониторинга твердого стока реки Иртыш в створах с. Татарки и д. Новая Станица для осуществления прогнозов воспроизводства строительных песков в русле реки Иртыш и выработки лимитов добычи данного сырья.  

7. Принимая во внимание значительные запасы, уникальные физико-химические свойства и в целях создания и развития базы по производству высокоэффективных экологически чистых удобрений, кормовых добавок, медицинских препаратов, строительных материалов, коммунально-бытового топлива и т.д. на основе местного органо-минерального сырья:

- управление сельского хозяйства администрации области (Адабир А.Н.) совместно с экономическим комитетом администрации области и районами области разработать программу комплексного использования природных органоминеральных ресурсов в сельском хозяйстве области.

Срок представления программы - декабрь 1994 г.;

- управлению сельского хозяйства области, администрациям районов области оказывать поддержку и инициировать создание предприятий, специализирующихся на добыче и переработке органо-минерального сырья;

- экономическому комитету администрации области изучить возможность производства коммунально-бытового топлива для нужд районов области на основе местных месторождений торфа и дать предложения в срок до 1 декабря 1994 г.;