От качества выполнения данной стадии проектирования в решающей степени зависит конечная социально-экономическая эффективность создания ПФО.
Основные этапы предпроектного анализа целесообразности создания ПФО могут быть следующими:
1. Выявление актуальности и возможности создания ПФО в конкретной сфере промышленной деятельности, формирование (в наиболее общем виде) основного замысла создания и функционирования объединений.
2. Получение предварительных согласий (заявок) на участие в будущем ПФО, формирование первоначального перечня участников ПФО, получение необходимой экономической информации по его деятельности.
3. Экспертиза предварительного состава участников ПФО с точки зрения их экономического потенциала, степени возможной кооперации, соответствия имеющимся законодательным ограничениям, необходимости для реализации основного замысла ПФО.
4. Принятие предварительного решения о направлениях специализации деятельности ПФО, основных видах выпускаемой и создаваемой продукции.
5. Получение маркетинговой информации о состоянии рынка по направлениям специализации и группам изделий ПФО. Анализ соответствия проектируемой номенклатуры изделий ПФО:
- нуждам области и государства;
- текущим и перспективным потребностям отечественных и зарубежных рынков.
6. Выявление слагаемых потенциальной эффективности будущего ПФО, связанных:
- с возможностью создания (за счет расширения кооперационных связей) новых конкурентоспособных изделий;
- с ускорением реализации продукции у потребителей;
- с образованием нового финансово-инвестиционного механизма, обеспечивающие дополнительные ресурсные возможности от совместной деятельности.
7. Анализ возможности обеспечения управляемости объединений и их совокупной ответственности налаживания механизма согласования интересов банковских, промышленных и других структур, реализации единой стратегии хозяйствования.
8. Формулирование основных положений концепции деятельности будущего ПФО, их согласование с потенциальными учредителями. Принятие решения о целесообразности разработки проекта ПФО.
При формировании основного замысла создания и функционирования ПФО инициаторы разработки проекта исходят из общей необходимости такой интеграции участников, при которой были бы созданы реальные механизмы самофинансирования деятельности, наращивания инвестиционных ресурсов для создания новых высокоэффективных производств.
* Целесообразно также предварительно определить на основе каких предприятий (промышленных, торговых, банковских структур) будет формироваться ПФО, а также используемый тип интеграции (вертикальная, горизонтальная).
Предварительное определение круга потенциальных участников ПФО может осуществляться в различных вариантах:
- открытом, когда информация о предстоящем создании ПФО доводится до широкого круга всех возможных кандидатур участников (число которых будет значительно превышать реальный состав будущего ПФО);
- закрытом, когда приглашаются к совместной деятельности заранее намеченные предприятия (организации), достаточно хорошо известные инициатору;
- смешанном, когда одна часть участников приглашается по закрытому, а другая - по открытому варианту (например, дается информация о создании ПФО по широкому перечню коммерческих банков, при этом состав промышленных предприятий - участников более менее ясен инициаторам).
Первоначальная (инициативная) информация о создании ПФО должна включать сведения об области, целях и задачах деятельности ПФО, требованиях, предъявляемых к ее участникам. Данная информация может быть доведена как до потенциальных отечественных, так и зарубежных участников ПФО.
Предприятия, заявившие о возможности своего участия в ПФО, подлежат экспертной оценке с привлечением информации о:
- возможных формах и направлениях совместной деятельности;
- величине вклада в уставной капитал создаваемого головного акционерного общества;
- наличии денежных средств (в кассе, на расчетных счетах, валютных счетах);
- величине краткосрочных обязательств предприятий объединения (сумма краткосрочных кредитов банков, кредитов банков для работников, краткосрочных займов);
- размере собственных средств;
- величине просроченной задолженности перед бюджетом, кредиторской и дебиторской задолженности;