Постановлением Главы администрации (Губернатора) Омской области от 30 сентября 1997 г. N 427-п настоящее постановление признано утратившим силу
Рассмотрев состояние архивной службы в области с учетом требований российского законодательства "Об Архивном фонде РФ и архивах" и на основании постановления Правительства Российской Федерации от 23 августа 1993 года N 838 "О реализации государственной политики в архивном деле", постановляю:
1. Программу развития и совершенствования архивного дела в Омской области на 1994-1996 гг. (приложения NN 1-6) и структуру Государственной архивной службы Омской области (приложение N 7) утвердить.
2. Главам администраций г. Омска и районов области, руководителям отделов, комитетов и управлений администрации области и всех хозяйственных объектов, независимо от формы собственности, принять меры по выполнению данной программы и в течение 1994 г. создать необходимые условия для обеспечения сохранности документов (включая документы по личному составу), образующиеся в процессе деятельности (приложения NN 3-6).
3. Преобразовать архивный отдел администрации области в архивное управление администрации области.
4. Создать при архивном управлении администрации области государственную архивную инспекцию по контролю за исполнением законодательства по архивному делу в составе 3 человек.
5. Реорганизовать районные (городские) государственные архивы в архивные отделы администрации районов (городов) в соответствии со ст. 10 Основ законодательства РФ "Об Архивном фонде РФ и архивах".
6. Принять к сведению, что главой администрации г. Омска (Рощупкин В.П.) готовится постановление о создании архивного отдела администрации г. Омска и решается вопрос о выделении помещений под муниципальный архив документов по личному составу ликвидированных организаций г. Омска.
7. Начальнику финансового управления администрации области (Пайор В.А.) предусмотреть дополнительные расходы на Программу развития и совершенствования архивного дела в Омской области на 1994 - 1996 годы.
8. Архивному управлению администрации области (Ипатова Г.М.):
8.1. Подготовить в течение 1 полугодия 1994 года организационно-нормативные документы:
- Положение об архивном фонде Омской области и архивах;
- Положение об архивном управлении администрации Омской области;
- Положение об областной архивной инспекции;
- Положение о межотраслевой комиссии по развитию архивного дела в области.
9. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителей главы администрации области, в целом - на управляющего делами администрации области Харламова А.Е.
Глава администрации Л.К. Полежаев
к постановлению главы
администрации области
от 15.03.94 г. N 119-п
Программа
Архивный фонд области представляет собой многосторонний комплекс источников по истории Сибирского края, Омской области, города Омска и районов области. Хронологически - это документы с 1716 г., фотодокументы с 1822 г., киновидеодокументы с 1992 г. по настоящее время.
Предметом широкой гласности становятся ранее недоступные общественности документы, относящиеся к деятельности КПСС, КГБ и материалы органов государственного управления с грифом "Секретно" и др.
Своеобразным катализатором интереса к архивам послужила сама возможность их широкого использования.
Главная задача сегодня состоит в вовлечении невостребованного информационного потенциала архивного фонда области в развитие научно-технического, культурного и других направлений общественного прогресса.
Постоянно возрастает социальная значимость архивного дела: сохраняя документацию по личному составу учреждений, архивная служба выступает гарантом социальной защищенности граждан, их пенсионного обеспечения.
Названные причины вызывают постоянный рост целевых обращений граждан, общественности к архивным фондам. Так, если в 1987 г. их совокупный объем приближался к 3 тыс., то в 1993 поступило 46 тыс. запросов. За этот же период по отдельным направлениям потребность в документах увеличилась в 4-6 раз.
Принятие Основ законодательства Российской Федерации "Об Архивном фонде РФ и архивах", постановления Совета Министров Правительства Российской Федерации от 23 августа 1993 г. N 838 "О реализации государственной политики в архивном деле" явилось новым важным этапом реформирования архивного дела на демократических началах.
Расширились правовые возможности совершенствования деятельности учреждений Государственной архивной службы области по решению годами копившихся, а также новых проблем, затрудняющих обеспечение сохранности и пополнение Архивного фонда Российской Федерации, сдерживающих использование архивных документов.
Опираясь на помощь и поддержку местных органов власти, в последние годы удалось осуществить ряд значительных мероприятий по улучшению деятельности государственных архивов, укреплению их материально-технической базы, финансового положения и социальной защищенности работников архивных учреждений.
1991-1993 гг. принята серия постановлений и распоряжений главы администрации области, благодаря которым увеличены государственные инвестиции в развитие архивной отрасли.
Успешно внедряются автоматизированные архивные технологии с применением компьютеров, начато оснащение областных архивов современной оргтехникой, продолжалось строительство здания архива в г. Таре, все районные государственные архивы (РГА) оснащены охранно-пожарной сигнализацией, выделено 19 вторых штатных единиц в сельские районные госархивы, издан сборник "Омский хлеб" и подготовлены к изданию сборники "400-летие г. Тары" и "Письма войны". Только за 1993 год опубликовано 69 статей и подборок документов, подготовлено 46 документальных информаций, сделано 37 радио и телепередач.
Вместе с тем, состояние архивного дела еще не отвечает объективным потребностям общества.
Особую тревогу вызывает состояние архива и документов в г. Таре, где ОКС облисполкома должен был еще в 1991 году ввести в строй новое здание архива (решение облисполкома N 331 от 26.12.90 г.) и завершение строительства которого в настоящее время грозит быть замороженным из-за непоступления средств.
Техническая оснащенность областных госархивов и ряда районных нуждается в улучшении.
Задачи развития архивов в области самым тесным образом связаны с обеспечением их новыми помещениями и спецоборудованием. В каждом втором райгосархиве хранилища заполнены на 100%, в половине из них дела не закартонированы, ни один РГА не имеет фотоаппарата, магнитофона, диктофона. В Москаленском и Таврическом районах нет отдельных рабочих комнат для заведующих РГА.
Важнейшей областью деятельности архивов является пополнение архивного фонда области, г. Омска и районов новыми документами.
В этой связи особую актуальность приобретает собственное, инициативное документирование работниками архивов главных событий в жизни горожан и селян. Наиболее перспективными в этой области являются видео- и фотосъемка, фонозапись очевидцев основных событий истории.
Развитие этого направления связано с обеспечением архивов современным видео- и фотооборудованием, транспортом.
Из-за отсутствия средств не в полной мере задействованы такие формы документальной пропаганды, как издательская, выставочная, историко-краеведческая деятельность, не реализуется возможность поступления в областной фонд исторически ценных личных архивов, документальных, книжных и фотоколлекций.
Дальнейшее развитие должна получить автоматизация областных госархивов в плане создания единой межобластной архивно-информационной сети и вестись должна она как по линии углубления в состав и содержание документов, так и в направлении расширения системы пользователей.
Реализация этих задач связана с необходимостью увеличения государственных инвестиций в архивное дело.
Дополнительных ассигнований потребует и другая, не менее важная область, - социально-бытовая и кадровая работа.
Учитывая женский состав коллективов, относительно невысокий уровень заработной платы архивных работников, принципиальное значение приобретает система материального поощрения через создание дополнительного устойчивого премиального фонда.
Совершенствование документальной базы областного фонда неотделимо от уровня деятельности ведомственных архивов.
Состояние же ведомственной архивной службы в области неудовлетворительное.
Большинство ведомственных архивов размещены в тесных, подвальных и полуподвальных помещениях с водопроводными, канализационными коммуникациями или не имеют совсем помещений.
Как правило, ведомственные архивы не оборудованы охранной и противопожарной сигнализацией, недостаточны штаты архивных работников, низок уровень их заработной платы, ряд ведомств имеет задолженность по описанию документов и передаче их на государственное хранение.
Все это приводит к недопустимым фактам гибели и утраты документов в Горьковском, Крутинском, Любинском, Нововаршавском, Оконешниковском, Седельниковском, Усть-Ишимском районах, областной конторе пчеловодства, АО "Омсксервис", проектном институте "Омскагростройпроект", Омском мясокомбинате, отделе народного образования Ленинского района и др. В результате повышается процент отказов гражданам в подтверждении трудового стажа.
Нарастание негативных явлений в работе с ведомствами связано с процессом разгосударствления. Все больше видна роль негосударственных структур, которая должна найти отражение в документальной части истории области.
Необходимо обеспечить сохранность документов по личному составу ликвидированных и реорганизуемых организаций. Для обеспечения законных интересов граждан и во исполнение соответствующих распоряжений главы администрации области в 20 районах созданы районные архивы (филиалы) документов по личному составу, а в 11 районах еще и не приступали к этой работе.
В результате, ситуация в работе с негосударственными структурами в отдельных районах перестает контролироваться.
Требует нормативного закрепления обязанность коммерческих, общественных и других негосударственных структур проводить соответствующую работу. В этих целях целесообразно фиксировать в уставах создающихся организаций при их государственной регистрации обязательств по должному ведению делопроизводства, обеспечению сохранности документов по личному составу, передаче отдельных видов документации (не затрагивающих коммерческой тайны) в государственные архивы.
Назрела система мер, направленных на улучшение управления, усиление контроля за соблюдением архивного законодательства в государственных и ведомственных архивах.
Исходя из основ российского законодательства по архивному делу, необходимо провести реформирование органов управления архивным делом в области, г. Омске и районах и создать областную государственную архивную инспекцию при условии применения штрафных санкций к нарушителям установленного порядка хранения и использования документов.
В последнее время на правительственном уровне принят ряд организационно-распорядительных документов, обеспечивающих государственную поддержку развитию архивного дела.
Осуществление мероприятий, составляющих Программу, в конечном итоге, будет способствовать выполнению правительственных документов, созданию качественной информационной базы по истории Омской области и отвечать интересам омичей в область развития культуры и социальной сферы.
к постановлению главы
администрации области
от 15.03.94 г. N 119-п
Мероприятия
════┬══════════════════════════════════════┬══════┬═══════════════
│ │Срок │
NN │ Мероприятия │испол-│ Ответственный
п/п │ │нения │ исполнитель
════┴══════════════════════════════════════┴══════┴═══════════════
I. Капитальное строительство
1.1. Завершить строительство здания филиала 1994 Эк. комитет и
в г.Таре на 200000 ед. хранения ОКС админ.обл.
II. Эксплуатация имеющихся зданий.
(ГАОО и ЦДНИОО*)
2.1. Произвести ремонт: системы калориферов,1994- Директор ГАОО
крыши, паркета, фасада здания, 1996
читального зала
2.2. Смонтировать новую систему Директор
воздуховодов в архивохранилищах 1995 ЦДНИОО
2.3. Приобрести 2 грузовых автомобиля 1994- Директора
(для ГАОО, ЦДНИОО и Тарского филиала) 1995 архивов
III. Мероприятия по улучшению
физического состояния документов
3.1. Приобрести 30 тыс.коробок (для 1994- Директор РАОО,
картонирования находящихся в связках 1996 ЦДНИОО
дел в архивохранилищах)
3.2. Оборудовать комнаты для обеспыливания 1995 Директор ГАОО,
документов ЦДНИОО
3.3. Оборудовать лабораторию по реставрации 1995 Директор ГАОО
документов в Тарском филиале архива
IV. Пожарные и охранные мероприятия
4.1. Решить вопрос о замене в ГАОО 1995 Архивный отдел
вневедомственной охраны здания админист. обл.
на милицейскую директор ГАОО
4.2. Установить в ЦДНИОО автоматическую 1995 Директор
систему дымовых пожарных извещателей ЦДНИОО
4.3. Установить станцию пожарной сигнали- 1995- Директор
зации, разделяющей сигналы о пожаре и 1996 ЦДНИОО
неисправностях и автоматическую
систему с дистанционным приводом по
дымоудалению и архивохранилищах,
выполнить из негорючих материалов
каркас подвесного потолка в
вестибюле здания
V. Обеспечение техническими средствами,
спецоборудованием и материалами
5.1. Оборудовать селекторную связь в 1994- Директор ГАОО,
архивохранилищах 1995 ЦДНИОО
5.2. Приобрести:
5.2.1. Оборудование для лаборатории: 1994- Директор ГАОО
холодильник для химикатов, 1996
глянцеватель, проявочную машину,
картонно-резальный станок
5.2.2. Оборудование и мебель для кабинетов: 1994- Директор ГАОО,
читательские апартаменты (3шт.), 1996 ЦДНИОО
пишущие машинки с широкой кареткой
(3шт.), металлические стеллажи для
описей дел и фонда пользования (5шт.),
книжные шкафы (8 шт.), стулья (30 шт.)
5.2.3. Технические средства: магнитофон, 1994- Директор ГАОО,
диктофон, видеомагнитофон, 1996 ЦДНИОО
видеокамеру, киноустановку
"Украина", выставочные витрины
5.2.4. Ксерокс для Тарского филиала и 1994- Директор ГАОО,
ЦДНИОО 1996 ЦДНИОО
5.2.5. Приобрести 5 персональных 1994- Директор ГАОО,
компьютеров 1996 ЦДНИОО
VI. Издательская, публикаторская
деятельность
6.1. Предусмотреть выделение средств:
- для подготовки и издания сборников 1995- Финансовое упр.
"Письма войны", "Наш край" (ГАОО) 1996 и архивный
и "Краткий справочник по фондам отдел админи-
центра" (ЦДНИОО) страции области
- на приобретение особо ценных доку- 1994- Финансовое
ментов и фотодокументов, касающихся 1996 управление
истории области из других государ- админист. обл.
ственных (национальных) и частных районные
архивов администрации