Социально-экономическая ситуация в области в 1993 году характеризовалась спадом производства во всех отраслях народного хозяйства области, снижением инвестиционной активности, с одной стороны, институциональными изменениями - с другой. Доминировали в экономике области и внешние факторы, задаваемые общим ходом экономических процессов.
Либерализация цен на топливо, энергоносители, продукцию базовых отраслей привела к резкому ограничению платежеспособного спроса, нехватке оборотных средств предприятий большинства отраслей материального производства. Все это вылилось в проблему неплатежей - наиболее острую и сложно решаемую проблему года.
Вместе с тем, проходящее в 1993 году трансформирование государственной формы собственности, коммерциализация сферы производства, торговли и услуг придали экономике новый облик. Фактор спроса начал менять структуру выпускаемой продукции в нефтеперерабатывающей, машиностроительной, лесоперерабатывающей, легкой промышленности. Появились предпосылки к осуществлению одной из главных целей реформирования экономики - структурной перестройки, важным аспектом которой явились изменения в способе производства, переход к многоукладности, многообразию форм собственности.
В промышленности приватизировано 47,6 процента от общего числа предприятий, в строительстве негосударственными предприятиями в 1993 году выполнено 73 процента подрядных работ, в торговле на их долю пришлось 51,2 процента товарооборота, действует 20 тысяч юридических лиц, 92,7 процента из которых - предприятия с негосударственной формой собственности.
Все большую роль предприятия негосударственной формы собственности играют в формировании бюджета области, доля платежей в бюджет г. Омска в 1993 году предприятий негосударственного сектора увеличилась с 35,6 до 55,2 процента.
Развивается в области рыночная структура: действуют 4 биржи, 11 банков, 9 чековых инвестиционных фондов, 29 коммерческих и 4 государственные страховые компании, 19 аудиторских фирм. Формируется рынок недвижимости.
Институциональные изменения, происходящие в 1993 году, становятся реальной базой для реформирования.
Прогноз социально-экономического развития области на 1994 год базировался на реальной оценке условий, созданных в экономике области в 1993 году.
Определяющим в развитии промышленности области в 1994 году явится характер проблем, которые можно обобщить в три группы.
Первая группа - проблемы финансового характера, которые оказывают негативное влияние на все стороны экономики, к ним относятся проблемы неплатежей и недостаток оборотных средств.
Вторая группа проблем связана с диспропорциями спроса и предложения.
Третья группа - проблемы конкретного предприятия. Решение этих проблем находится в рамках реализации селективной структурной политики области и осуществляется путем введения в действие механизма отбора предприятий либо для поддержки, либо для реорганизации.
В 1994 году на предприятиях нефтепереработки прогнозируется объем производства на уровне 98,3 % к 1993 году. Производство светлых нефтепродуктов несколько возрастет за счет сокращения производства мазута.
Производство электроэнергии в 1994 году прогнозируется в объеме 8,2 млрд. кВт.-часов против 8.7 млрд. кВт.-часов в 1993 году.
В отрасли проводится государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию, что позволяет устанавливать тарифы на электрическую и тепловую энергию через региональную энергетическую комиссию с учетом самофинансирования предприятий, не допуская включения в себестоимость продукции неоправданных затрат. Этот механизм прогнозируется сохранить и в 1994 году.
Выпуск продукции предприятиями химической и нефтехимической промышленности в 1994 году сократится на 3 процента против уровня 1993 года. Уменьшится производство синтетических каучуков и латексов на 2 процента, технического углерода - на 2 процента, грузовых шин - на 3 процента. Производство полистирола намечается на уровне 1993 года.
Характерной особенностью прогнозируемого периода является осуществление целенаправленных структурных преобразований в отраслях оборонной промышленности. Прогнозируется рост производства новой авиационной техники (АН-74 и АН-2) на ПО "Полет", универсальных пропашных тракторов класса 1,4 в ПО "Завод транспортного машиностроения", медицинской техники в ПО "Автоматика", промышленного холодильного оборудования в АПО "Сибкриотехника".