Недействующий

О бюджете и программе содействия занятости населения Омской области в 1994 году (утратило силу - Указ Губернатора Омской области от 22 апреля 2003 г. N 62)

 Рынок труда - реальность и прогнозы  

Прогнозная оценка ситуации на рынке труда области в 1994 году рассматривалась в обстановке, характеризующейся высокой степенью неопределенности внешне-политических, экономических и социальных факторов, что повлекло за собой необходимость в многовариантности расчетов рынка труда. Основываясь на анализе итогов прошедшего и первых шагах нового года, наиболее реальной может быть ситуация, когда на рынке труда окажется до 200 тысяч человек. Уровень безработицы превысит 1% трудовых ресурсов, численность безработных достигнет 25 тысяч человек (в 1993 году - 16,5 тысяч человек). Ожидаемая численность занятых в области составит 930,0 тысяч человек против 1 миллиона в истекшем 1993 и 1 млн. 20 тыс. человек в 1992 году.

Прогнозы социально-экономического развития области, г. Омска на 1994 год показывают, что в предстоящем периоде будут усиливаться процессы высвобождения работников. Основной выброс рабочей силы на рынок труда будут производить те предприятия, чье экономическое положение уже сейчас крайне нестабильно. Согласно социологических исследований, проведенных сотрудниками службы занятости, о предстоящем высвобождении заявляют 47% государственных предприятий, 58% акционерных обществ открытого типа и 46% закрытого типа. Увольнение "лишних" рассматриваться ими как один из способов удержаться "на плаву".

По оценке специалистов ФСЗ России на неплатежеспособных предприятиях, находящихся на грани развала и банкротства, возможно высвобождение работающих от 15 до 30 процентов.

Прогнозные расчеты специалистов экономического комитета показывают, что в 1994 году продолжится падение объемов промышленного производства, возможно темпы его несколько замедлятся. Ожидаемое падение промышленного производства продукции по 1 варианту - 2%, по 2 варианту - 8%, по 3 варианту - 16%. Наибольшее снижение объемов производства ожидается в машиностроении, химической и нефтехимической, легкой промышленности от 2% по 1 варианту до 20% в 3 варианте.

Государственная санация предприятий возможно частично стабилизирует финансовое состояние отрасли машиностроения, где занято более 56% численности промышленно-производственного персонала области.

Важным фактором, влияющим на состояние занятости населения является процесс приватизации, в 1994 году он будет решающим на предприятиях торговли, общественного питания и предприятиях бытового обслуживания.

Очень тревожная ситуация в сельском хозяйстве области, где форсированная реорганизация колхозов и совхозов значительно осложняет положение на рынке труда. По данным социологических исследование ни один сельский работодатель не видит перспективы развития своего предприятия, а угрозу стать в скором времени банкротом признает каждый второй.

При сохранении тенденции разрушения старой системы финансирования научных организаций и падении объемов производства основных потребителей разработок возможно сокращение до 5,2 тыс. человек в научных учреждениях. В прогнозируемом периоде возможно возникновение трех различных (альтернативных) ситуаций на рынке труда, результаты проведенных расчетов обобщены в таблице 1.

Вариант первый предполагает дальнейшую либерализацию экономики, активизацию экономических процессов:

уровень безработицы составит менее 1% трудовых ресурсов, темпы роста числа безработных будут умеренными, ожидаемая численность безработных 14 тыс. человек.

Второй вариант составлен на экспертных оценках специалистов экономических и кадровых служб предприятий и организаций, а также основан на фактически сложившихся тенденциях в экономике области:

уровень безработицы превысит 1% трудовых ресурсов, темпы роста численности безработных будут нарастающими, численность безработных возможна 19 тыс. человек.

Третий вариант основан на прогнозе функционирования народного хозяйства в условиях жесткой финансовой политики, предполагает массовое высвобождение работающих:

уровень безработицы увеличится до 3%, ожидаемая численность безработных - 30 тыс. человек.

Исходя из принятых рабочих гипотез, определены меры государственного регулирования, обеспечивающие занятость населения в области в 1994 году.

В числе основных направлений, обеспечивающих занятость населения в 1994 году определены:

- повышение качества рабочей силы, предлагающей услуги на рынке труда;

- сохранение рабочих мест и предупреждение массовых увольнений;

- поддержка предпринимательской инициативы, развитие самозанятости и создание рабочих мест с привлечением средств фонда занятости;

- организация оплачиваемых общественных работ;

- квотирование рабочих мест для слабозащищенных категорий населения; - стимулирование активных поисков работы, содействие трудоустройству слабозащищенных категорий населения.

В соответствии со статьей 22 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" и постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 8 июня 1993 года N 5132-1 "Об утверждении Положения о Государственном фонде занятости населения РФ".

Государственный фонд занятости населения Российской Федерации является государственным внебюджетным фондом и предназначен для финансирования мероприятий, связанных с разработкой и реализацией государственной политики занятости населения органами Федеральной государственной службы занятости.

В 1994 году основным источником поступлений в фонд занятости являются поступления от страховых взносов работодателей в размере 2% от средств, направленных на оплату труда по всем основаниям (по области в сумме 20629241,0 тыс. рублей).

Основные направления расходования фонда занятости следующие:

- на оказание социальной помощи безработным;

- на компенсационные выплаты частично безработным;

- на обучение граждан по направлениям службы занятости;

- на организацию общественных работ;