Недействующий

О прогнозе социально-экономического развития Омской области и плане действий Администрации области на 1998 год (утратило силу)

 в 1997 году  

Среднесрочный план действий Администрации Омской области на 1997-2000 годы в основном выполняется. Приняты и реализуются постановления Главы Администрации по важнейшим направлениям социально-экономического развития области, совершенствуются структура и методы управления, вносятся законопроекты в Законодательное Собрание области. Развивается местное самоуправление.

Целенаправленная деятельность Администрации области способствует переходу экономики в стадию относительной стабилизации, позволяет контролировать социально-политическую ситуацию.

В экономике области наблюдается ряд положительных тенденций, макроэкономические и финансовые показатели в основном укладываются в параметры прогноза на 1997 год и сравнимы со средними по России и Западно-Сибирскому экономическому району. На низком уровне находится инфляция, замедлились темпы снижения, а в ряде отраслей стабилизировались объемы производства продукции и услуг, вырос розничный товарооборот.

Продолжена структурная перестройка в промышленности. Удельный вес негосударственного сектора составил 94% в общем объеме промышленной продукции. Объемы промышленного производства государственного сектора, малых и совместных предприятий стали соизмеримы. Положительная динамика производства сложилась в нефтеперерабатывающей, химической и нефтехимической промышленности в результате политики технического перевооружения. На предприятиях этих отраслей увеличивается выпуск продукции повышенного качества. Улучшению ситуации в промышленности способствует реализация программ "СибВПКнефтегаз-2000" и конверсии ВПК на 1996-1998 годы. Работа Администрации области и организаций (далее по тексту предприятия) по расширению рынков сбыта позволяет последовательно наращивать экспортный потенциал, иметь положительный внешнеторговый баланс.

Среди факторов, ограничивающих рост производства, существенное влияние имеют недостаток оборотных средств у предприятий и отсутствие платежеспособного спроса на производимую продукцию. В целом по области стабилизация в промышленном производстве не достигнута. Наибольший спад наблюдается в промышленности стройматериалов, легкой, лесной и деревоперерабатывающей. Возросла задолженность предприятий друг другу, бюджетам всех уровней и внебюджетным фондам. Из общей суммы, поступившей в бюджеты территорий, 65,7% проведены безденежными зачетами. На ряде предприятий до 85-95% промышленного оборота осуществляется по бартеру. Больше стало убыточных предприятий. По итогам года можно ожидать падение объемов промышленного производства на 4,5% от уровня прошлого года.

В 1997 году увеличения инвестиций в основной капитал не произошло, но созданы предпосылки для активизации инвестиционной деятельности в будущем году. Формируется законодательная база, разрабатываются механизмы стимулирования и управления этими процессами. Происходят изменения в структуре капитальных вложений. При осуществлении снижения финансирования из федерального бюджета возросли доли внебюджетных источников и собственных средств предприятий. Наметилась тенденция роста доли капитальных вложений в производственное строительство. Наибольший рост объемов инвестиций у предприятий топливно-энергетического комплекса и транспорта. Значительные сдвиги произошли в газификации районов области. Начато освоение собственных месторождений торфа и газа. За счет средств населения больше построено жилья. Продолжено развитие телефонной сети.

Администрация области продолжила поддержку агропромышленного комплекса в виде значительных бюджетных дотаций и компенсаций за счет различных форм товарного кредита на приобретение минеральных удобрений, горюче-смазочных материалов, прямого бюджетного финансирования. В 1995 году сумма финансирования отрасли составила 363,2 млрд. рублей, в 1996 году - 447,6 млрд. рублей, а в 1997 году составит 487,3 млрд. рублей. Удельный вес этих затрат в расходной части бюджета возрос с 11% до 13%. Собранный в 1997 году урожай позволяет удовлетворить потребность населения области в основных продуктах земледелия и обеспечивает поставки их в региональный и федеральные фонды. Качество зерна намного выше прошлогоднего, больше произведено овощей и картофеля.

В то же время не удалось стабилизировать производство животноводческой продукции. Снижается поголовье крупного рогатого скота и овец в сельскохозяйственных предприятиях и у населения. Из основных продовольственных товаров меньше уровня прошлого года произведено мяса, масла животного, цельномолочной продукции и сыров. Производство валовой продукции сельского хозяйства во всех категориях хозяйств оценивается в объеме 97,2% к уровню прошлого года.

В 1997 году устойчиво растет розничный товарооборот, в том числе за счет приобретения дорогостоящих товаров. Увеличились доходы населения, возросли сбережения граждан во вкладах и ценных бумагах. Уменьшилась численность населения с доходами ниже прожиточного минимума. Величина прожиточного минимума является самой низкой в Западно-Сибирском экономическом районе. В течение года резко сокращена задолженность по зарплате работникам бюджетной сферы. Своевременно получают пенсию пенсионеры. Это подтверждает результативность мер Администрации области по выходу из острого кризиса в социальной сфере.

Вместе с тем, процесс социального расслоения населения продолжается. Существует необоснованное различие в оплате труда между отраслями. Значительными остаются долги промышленных и сельскохозяйственных предприятий по заработной плате. При снижении численности официально зарегистрированных безработных, проблемы реальной и скрытой безработицы остаются острыми.

В центре внимания находятся совершенствование бюджетных отношений, наполнение доходной части бюджета и рациональное использование средств. По сравнению с предыдущим годом на треть увеличились собственные доходы бюджета области. Возросли налоговые поступления в территориальный и федеральный дорожные фонды. От использования государственной и муниципальной собственности в бюджет поступило около 80 млрд. рублей, что в несколько раз больше, чем за весь 1996 год. Сокращено количество просроченных бюджетных ссуд.

Администрация области усилила влияние и контроль на финансовом рынке, рынке ценных бумаг и страховом. Накоплен положительный опыт выпуска областных облигационных займов, для расчетов между предприятиями и по налогам в областной бюджет применяются векселя Администрации области. Создано и действует Омское региональное отделение Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг.

Практика подтвердила необходимость последовательной принципиальной финансово-бюджетной политики, как основы всей деятельности Администрации области.

Однако не все из намеченного в планах Администрации области удалось сделать. Медленно идут преобразования в сфере материального производства. Не достигнута положительная динамика производства товаров и услуг.

Отстают законодательство и нормативная база, в них много пробелов и противоречий на всех уровнях. Острой остается проблема взаимодействия федерального центра, органов власти субъектов Федерации и местного самоуправления.

Анализ социально-экономического положения области и наметившихся тенденций позволяет сформулировать основные цели и приоритеты политики Администрации, уточнить на 1998 год среднесрочный план действий.