Недействующий

О прогнозе социально-экономического развития Омской области и плане действий Администрации области на 1998 год (утратило силу)

 области на 1998 год  

Прогноз социально-экономического развития Омской области на 1998 год основывается на принципиальных положениях Послания Президента Российской Федерации "Порядок во власти - порядок в стране (О положении в стране и основных направлениях политики Российской Федерации)" и программы Правительства Российской Федерации "Структурная перестройка и экономический рост в 1997-2000 годах", а также на региональных нормативных актах и программах.

В 1998 году пройдут выборы нового состава Законодательного Собрания Омской области. Дальнейшее развитие получит областное законодательство. В новый этап вступят реформы социальной сферы, предполагается принятие Федеральным Собранием Российской Федерации ряда социальных законов. Будут действовать Указ Президента Российской Федерации ,"Об основных направлениях реформы местного самоуправления в Российской Федерации" и Закон Российской Федерации "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации".

Прогнозные расчеты учитывают тенденции, сложившиеся в экономике области в 1997 году, и ожидаемый эффект от реализации планов Администрации области на 1998 год. Предполагается, что в налоговую систему будут внесены принципиальные изменения, предусматривающие ее упрощение и снижение налогового бремени для предприятий. Предусматривается, что в 1998 году будет продолжено регулирование цен на продукцию естественных монополий. Учтен эффект о комплекса федеральных и областных мер по повышению собираемости налогов, включая меры по переходу на международные стандарты бухгалтерского учета, усилению борьбы с теневой экономикой, ужесточению контроля за движением наличных денег. В соответствии с принимаемыми мерами в 1998 году появится возможность дальнейшего снижения инфляции.

Будет продолжена работа по структурной перестройке экономики области на основе прогнозируемого объема инвестиций и повышения эффективности использования бюджетных средств. Будут создаваться условия для оживления промышленного производства, развития малого предпринимательства и повышения экспортного потенциала области, что создаст основу для повышения жизненного уровня населения области и снижения социальной напряженности.

На экономику области в прогнозируемом периоде окажут влияние существующие проблемы в бюджетной сфере и задолженность по выплате заработной платы, низкая инвестиционная активность и взаимные неплатежи.

При разработке прогноза были использованы указания и нормативы Минэкономики России, экспертные оценки ученых Сибирского отделения Российской Академии наук и омских экономистов, методы экстраполяции. Базой прогноза являются статистические данные и оценки развития экономики области в 1997 году, данные о намерениях предприятий, а также индексы-дефляторы, как предложенные Минэкономики РФ, так и рассчитанные экономическим комитетом Администрации области.

Основные показатели прогноза социально-экономического развития Омской области в 1998 году выполнены в двух вариантах, которые отличаются степенью реализации поставленных целей, остротой воздействия неблагоприятных факторов экономического развития.

Первым (основным) вариантом предусмотрена полная реализация мер Федеральной и областной программ по стабилизации и оживлению экономики, плана действий Администрации области на 1998 год.

Второй вариант прогноза на 1998 год учитывает возможные неблагоприятные условия реализации программ, которые отодвинут по срокам достижение намеченных ориентиров. Трудности могут быть связаны с опозданием в принятии предусмотренных федеральных Законов и нормативных актов, невыполнением Правительством РФ своих обязательств перед областью, а также с возможным разрывом между наполнением бюджета области и принимаемыми и накопленными обязательствами, сопротивлением влиятельных экономических и социальных групп, интересы которых будут затронуты в результате дальнейшего проведения реформ.

Совокупное воздействие этих факторов может привести к сохранению высокого уровня неплатежей, не позволит заметно уменьшить уровень инфляции. Это может снизить основные показатели на 3-6%. Более значительные отклонения параметров менее реальны.

Предполагается, что экономика области в 1998 году будет развиваться на фоне дальнейшего снижения инфляции, по первому варианту прирост потребительских цен составит 7,4%, а по второму - 12,7% за год.

Стабилизация промышленного производства в 1998 году обеспечивается отраслями топливно-энергетического комплекса, машиностроением, химической и нефтехимической промышленностью, промышленностью строительных материалов.

По первому варианту прогноза 1998 года объем промышленного производства составит 100,5% к уровню 1997 года. Доля малых и совместных предприятий увеличится до 6,4%.

Главной задачей развития промышленности в 1998 году станет достижение прогрессивных структурных сдвигов на основе развития эффективных конкурентоспособных производств, позволяющих увеличить в соответствии со спросом рынка выпуск продукции с более высокими потребительскими свойствами.

В нефтеперерабатывающей промышленности за счет более глубокой переработки нефтяного сырья до 81-82% увеличится выход автомобильного бензина, в том числе высокоактанового неэтилированного, пользующегося спросом на внешнем рынке.

В 1998 году на СП "Матадор-Омскшина" планируется увеличение выпуска до 0,6 млн. штук легковых радиальных шин. С привлечением инвестиций АО "Запсибгазпром" в ОАО "Омский каучук" намечено начать реализацию проекта по производству полиэтилена.

С целью создания условий для развития на базе предприятий ВПК высокотехнологичных, наукоемких производств предусматривается продолжить работу со структурной перестройке оборонного комплекса области, реализации проектов программ "СибВПКнефтегаз-2000" и конверсии ВПК на 1996-1998 годы. Предполагается изготовить и поставить нефтегазовое оборудование для ОАО "Юганскнефтегаз", ОАО "Ноябрьскнефтегаз" и других нефтегазодобывающих предприятий Сибири, выполнить работы в рамках военно-технического сотрудничества.

В электроэнергетике приоритетами будут устойчивое обеспечение потребностей экономики и населения в энергоресурсах и реализации мероприятий по предупреждению энергетического кризиса.

В стройиндустрии намечен выпуск современных изделий для жилищного строительства, поиск и освоение новых технологий производства материалов, снижающих стоимость строительства.

Учитывая спрос населения и требования рынка, ЗАО "Восток" будет производить с использованием льна не только технические ткани, но и пряжу для производства трикотажных изделий.

В условиях второго варианта прогноза объем промышленной продукции снизится по сравнению с 1997 годом и составит 97%.

В сельском хозяйстве ожидается, при благоприятных агроклиматических условиях, сохранение существующего уровня объемов (100,1). Ведущую роль должны сыграть крупные сельскохозяйственные предприятия. Производство зерна прогнозируются на уровне текущего года. Производство скота и птицы во всех категориях хозяйств на 1998 год предполагается в количестве 220 тыс. тонн, молока - 1010 тыс. тонн, что составит к ожидаемому уровню 1997 года соответственно 100% и 103,1%. Производство яиц останется на уровне текущего года.

Второй вариант прогноза просчитан из условий неблагоприятного сельскохозяйственного года и ограниченных возможностей оказания поддержки сельскому хозяйству из областного и федерального бюджетов. При такой ситуации валовая продукция сельского хозяйства к ожидаемому уровню текущего года может составить до 95%.

Основной вариант прогноза предполагает сокращение производства товарной продукции в пищевой промышленности на 6%, а при неблагоприятных сельскохозяйственном и финансовом годе - на 10%. Однако в любых условиях объемы производства муки, крупы, макаронных изделий, масла животного позволят полностью обеспечить потребности населения области.

С учетом динамики производства, грузооборот всех видов транспорта составит по первому варианту прогноза 92% к уровню прошлого года, по второму - 89%. В структуре перевозок возрастет доля железнодорожного транспорта.

При сохранении тенденции снижения общего объема пассажирских перевозок всеми видами транспорта, увеличится пассажирооборот городского автомобильного и электрического транспорта за счет расширения маршрутной сети, обновления парка подвижного состава.

По прогнозным расчетам объем капитальных вложений за счет всех источников финансирования в 1998 году составит по первому варианту 101%, по второму - 94% к уровню 1997 года. Основными источниками финансирования инвестиционной деятельности остаются внебюджетные средства, их доля в общем объеме капитальных вложений предполагается на уровне 80%. Доля собственных средств предприятий и организаций составит 68%. В 1998 году увеличатся капитальные вложения за счет прибыли предприятий.

За счет средств федерального бюджета и федерального фонда финансовой поддержки предусматривается окончание строительства пускового комплекса первой очереди завода золоаглопоритового гравия, опытного производства адсорбентов и катализаторов института катализа, продолжится строительство жилья для военнослужащих, уволенных в запас, и ликвидаторов последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

Капитальные вложения из областного бюджета предполагается преимущественно направить на строительство объектов коммунального назначения и социальной сферы. Средства бюджета развития будут направлены на поддержку эффективных производственных проектов. Ожидается, что активизации инвестиционной деятельности поможет областной Закон "О государственной поддержке инвестиционных проектов".