Законодательное Собрание Омской области
ЗАКОН ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
от 1 июля 1999 года N 202-ОЗ
О профилактике наркомании и токсикомании на территории Омской области
(с изменениями на 4 октября 2002 г.)
____________________________________________________________________
Утратил силу с 24 мая 2008 г. на основании
Закона Омской области от 6 мая 2008 года N 1032-ОЗ
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Законом Омской области от 4 октября 2002 г. N 396-ОЗ (газета "Омский вестник" от 11 октября 2002 г. N 15)
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
В тексте Закона слова "Глава Администрации (Губернатор) Омской области" в соответствующем падеже заменены словами "Губернатор Омской области" в соответствующем падеже с 11 октября 2002 г. Законом Омской области от 4 октября 2002 г. N 396-ОЗ, - см. предыдущую редакцию
____________________________________________________________________
Принят
Законодательным Собранием Омской области
24 июня 1999 года
Настоящий Закон регулирует отношения в сфере профилактики наркомании и токсикомании, организации лечения, социальной и психической реабилитации лиц, страдающих данными заболеваниями, имеет целью прекращение роста незаконного потребления наркотических, токсических средств и психотропных веществ гражданами, проживающими на территории Омской области, в особенности несовершеннолетними, а в последующем, сокращение числа заболеваний наркоманией и токсикоманией, связанных с ними правонарушений.
В настоящем Законе используются следующие понятия:
1) наркомания - заболевание, обусловленное зависимостью от наркотического средства или психотропного вещества;
2) наркотические средства - вещества синтетического и естественного происхождения, препараты, растения, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ, подлежащих контролю в Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, в том числе Единой конвенцией о наркотических средствах (1961);
3) психотропные вещества - вещества синтетического и естественного происхождения, препараты, растения, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, в том числе Конвенцией о психотропных веществах (1971);
4) токсикомания - болезненное состояние характеризующееся влечением и привыканием к приему лекарственных средств и других веществ, не относимых к наркотическим согласно Единой конвенции о наркотических средствах (1961), Конвенции о психотропных веществах (1971), сопровождающееся хронической интоксикацией, наличием синдромов психической и физической зависимости;
5) аддиктивное поведение - стремление к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния посредством употребления наркотических, токсических средств и психотропных веществ с нелечебной целью;
6) группа риска - группа лиц с аддиктивным поведением;
7) социальная адаптация - процесс активного приспособления индивида к социальной среде;
8) девиантное поведение - поведение, отклоняющееся от общепринятых стандартов, обусловленное психическим заболеванием или асоциальными установками субъекта, проявляющееся как конфликтное;
9) ремиссия - ослабление явлений болезни.
Задачами настоящего Закона являются:
1) определение основных направлений деятельности органов государственной власти Омской области, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц в сфере профилактики наркомании и токсикомании;
2) определение основных направлений правового регулирования отношений, возникающих в сфере профилактики наркомании и токсикомании;
3) прекращение роста незаконного потребления наркотических, токсических средств и психотропных веществ на территории Омской области;
4) пресечение роста незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ на территории Омской области;
5) создание механизма, обеспечивающего условия, препятствующие появлению наркомании и токсикомании.
Основными направлениями государственного регулирования в сфере профилактики наркомании и токсикомании являются:
1) информирование населения о причинах возникновения наркомании, пропаганда здорового образа жизни и формирование в обществе негативного отношения к наркомании и токсикомании;
2) охрана здоровья человека, в том числе психического;
3) создание правовых гарантий для системы профилактики наркомании и токсикомании, в том числе путем обеспечения гарантированного бюджетного финансирования;
4) определение полномочий и ответственности органов государственной власти Омской области, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц в сфере профилактики наркомании и токсикомании; правовое регулирование отношений в данной области;
5) создание для граждан, употребляющих наркотические, токсические средства и психотропные вещества, условий для коррекции и социальной адаптации на основе правовых, медицинских и педагогических методов;
6) подготовка, переподготовка и повышение квалификации специалистов в сфере профилактики наркомании и токсикомании.
1. Профилактика наркомании и токсикомании - система адекватных мер, направленных на предотвращение появления причин, прекращение роста и снижение уровня незаконного потребления наркотических, токсических средств, психотропных веществ гражданами, проживающими на территории Омской области; предупреждение совершения правонарушений лицами, употребляющими наркотические, токсические средства и психотропные вещества, оказание им необходимой медицинской и реабилитационной помощи; осуществление государственного контроля за изготовлением, хранением, транспортировкой и реализацией наркотических средств и психотропных веществ, пресечение их незаконного оборота на территории Омской области.
2. Объектами профилактики наркомании и токсикомании являются:
1) граждане, не имеющие опыта аддиктивного поведения, в том числе несовершеннолетние;
2) граждане, склонные к аддиктивному поведению, в том числе несовершеннолетние правонарушители, состоящие на учете в органах внутренних дел, как потребители наркотических, токсических средств и психотропных веществ;
3) организации, занимающиеся производством, транспортировкой, хранением и реализацией наркотических средств и психотропных веществ, в соответствии с федеральным законодательством;
4) граждане, причастные к незаконным операциям с наркотиками;
5) граждане, употребляющие наркотические средства и состоящие на диспансерном учете в наркологических учреждениях.
3. Система профилактики наркомании и токсикомании включает:
1) разработку и реализацию областных и муниципальных программ в сфере профилактики наркомании и токсикомании:
2) деятельность органов государственной власти Омской области, органов местного самоуправления и организаций различных форм собственности, в том числе общественных объединений, по профилактике наркомании и токсикомании.
Омской области и местного самоуправления, задачи иных организаций
в сфере профилактики наркомании и токсикомании
К полномочиям Законодательного Собрания Омской области в сфере профилактики наркомании и токсикомании относятся:
1) законодательное регулирование в сфере профилактики наркомании и токсикомании;
2) контроль за исполнением областного законодательства в сфере профилактики наркомании и токсикомании;
3) утверждение областных целевых программ и объемов финансовых средств, направленных на реализацию мероприятий по профилактике наркомании и токсикомании;
4) иные полномочия в сфере профилактики наркомании и токсикомании в соответствии с федеральным и областным законодательством.
К полномочиям Губернатора Омской области в сфере профилактики наркомании и токсикомании относятся:
1) обеспечение исполнения областных законов в сфере профилактики наркомании и токсикомании;
2) определение основных направлений деятельности исполнительных органов государственной власти Омской области, органов местного самоуправления, органов внутренних дел, юридических и физических лиц в области профилактики наркомании и токсикомании;
3) разработка областных целевых программ по профилактике наркомании и токсикомании;
4) создание координационного совета по вопросам профилактики наркомании и токсикомании;
5) координация деятельности исполнительных органов государственной власти Омской области и органов местного самоуправления, организаций, реализующих программы по профилактике наркомании и токсикомании.
6) создание и реализация экономических и правовых механизмов, стимулирующих у населения интерес к сохранению здоровья, здоровому образу жизни.
К компетенции органов исполнительной власти Омской области в сфере профилактики наркомании и токсикомании относятся:
1) организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов органов и организаций, реализующих программы по профилактике наркомании и токсикомании;
2) осуществление систематического контроля за хранением и использованием наркотических и психотропных средств, сильнодействующих и ядовитых веществ в организациях здравоохранения, медицинской, фармацевтической и химической промышленности в соответствии с федеральным законодательством;
3) организация разработки и внедрения новых эффективных методов лечения и реабилитации больных наркоманией и токсикоманией, а также использования современных научных достижений в этой области;
4) содействие развитию и поддержка антинаркотической пропаганды;
5) создание реабилитационных центров и отделений, рассчитанных на длительное пребывание в них пациентов, страдающих наркоманией и токсикоманией;
6) разработка и реализация мероприятий по предупреждению немедицинского потребления наркотических, токсических средств и психотропных веществ, раннему выявлению больных наркоманией и токсикоманией и привлечению их к лечению;
7) обеспечение контроля за деятельностью органов и организаций здравоохранения в сфере профилактики и лечения наркомании и токсикомании;
8) иные полномочия в сфере профилактики наркомании и токсикомании в соответствии с федеральным и областным законодательством.
К компетенции органов местного самоуправления в сфере профилактики наркомании и токсикомании относятся:
1) разработка и реализация муниципальных программ по профилактике наркомании и токсикомании;
2) координация деятельности организаций, реализующих программы по профилактике наркомании и токсикомании на территории местного самоуправления;