УКАЗ
от 29 июля 2002 года N 189
О КОНЦЕПЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
(в редакции Указа Губернатора Омской области от 18.08.2004 N 175)
Понимая значимость малого предпринимательства в экономическом развитии Омской области, в соответствии с решением Общественного консультативного совета по предпринимательству при Губернаторе Омской области от 18 июня 2002 года постановляю:
1. Утвердить Концепцию государственной политики развития малого предпринимательства в Омской области (приложение N 1).
(пункт 1 в ред. Указа Губернатора Омской области от 18.08.2004 N 175)
2. Министерству экономики Омской области:
(абзац 1 в ред. Указа Губернатора Омской области от 18.08.2004 N 175)
2.1. Обеспечить координацию действий органов исполнительной власти Омской области по выполнению плана реализации Концепции государственной политики развития малого предпринимательства в Омской области;
(подпункт 2.1 в ред. Указа Губернатора Омской области от 18.08.2004 N 175)
2.2. Обеспечить взаимодействие с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти и объединениями предпринимателей по выполнению плана реализации Концепции государственной политики развития малого предпринимательства в Омской области.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления Омской области принять меры по реализации Концепции государственной политики развития малого предпринимательства в Омской области на территориях соответствующих муниципальных образований.
4. Контроль за выполнением настоящего Указа возложить на заместителя Председателя Правительства Омской области, Министра экономики Омской области Е.М. Вдовина.
(пункт 4 в ред. Указа Губернатора Омской области от 18.08.2004 N 175)
Губернатор Омской области
Л.К.Полежаев
КОНЦЕПЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
(в ред. Указа Губернатора Омской области от 18.08.2004 N 175)
Настоящая Концепция государственной политики развития малого предпринимательства в Омской области (далее - Концепция) представляет собой систему взглядов на процессы и явления, происходящие в малом предпринимательстве, и определяет стратегические цели и приоритеты, а также формы и методы государственной политики Омской области в отношении формирования и развития малого предпринимательства.
Идеология Концепции основана на социальной значимости и инновационной природе предпринимательства и исходит из того, что в сложившихся условиях проблемы развития малого предпринимательства можно разрешить только объединенными усилиями и согласованными действиями предпринимателей, их объединений и органов государственной власти Омской области.
При разработке Концепции использованы материалы Концепции государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства в Российской Федерации, материалы Омского областного комитета государственной статистики, мировой опыт развития малого предпринимательства, социально - экономические исследования состояния малого предпринимательства в Российской Федерации, предложения и замечания объединений предпринимателей, федеральных органов исполнительной власти, структурных подразделений Правительства Омской области и органов местного самоуправления Омской области.
Сегодня в Омской области происходит становление малого предпринимательства как эффективного сектора региональной экономики. Его дальнейшее развитие имеет важное социально-экономическое значение при формировании среднего класса как основы социальной стабильности в Омской области.
За последнее десятилетие в Омской области достигнут значительный прогресс в становлении малого предпринимательства. Создана нормативная правовая база, регулирующая предпринимательскую деятельность. Формируются элементы современной инфраструктуры, предоставляющей субъектам малого предпринимательства образовательные, информационные, консультационные и финансовые услуги. Ежегодно увеличивается количество индивидуальных предпринимателей. Субъекты малого предпринимательства осваивают новые виды деятельности, расширяют свое присутствие во всех отраслях экономики. Созданы профессиональные союзы и объединения предпринимателей.
Все это способствует созданию благоприятного делового климата во всех сферах экономики Омской области.
Сегодня в малом предпринимательстве Омской области занято свыше 200 тысяч человек, что составляет 18 процентов от экономически активного населения, на 1000 жителей в среднем приходится 5 малых предприятий.
После экономического кризиса 1998 года численность малых предприятий стабилизировалась и на конец 2001 года составила 10,9 тыс. единиц, выросла среднесписочная численность работников малых предприятий, количество индивидуальных предпринимателей имеет устойчивую тенденцию к росту (таблица 1).
Таблица 1
Показатели | 1998 | 1999 | 2000 | 2001 |
Количество малых предприятий, тыс. ед. | 12,0 | 10,7 | 10,9 | 10,9 |
Среднесписочная численность работников |
|
|
|
|
Количество предпринимателей, тыс. чел. | 80,6 | 83,3 | 89,2 | <*> |
Количество крестьянско-фермерских |
|
|
|
|
Объем произведенной малыми предприятиями |
|
|
|
|
Доля объема продукции малых предприятий |
|
|
|
|
Валовой сбор зерна в крестьянско- |
|
|
|
|
Налоговые поступления от малых |
|
|
|
|
Инвестиции в основной капитал малых |
|
|
|
|
Доля инвестиций в основной капитал малых |
|
|
|
|
________________
<*> данные уточняются
Растут показатели экономической эффективности деятельности малых предприятий. Так, производительность труда на малых предприятиях в 2001 году составила 67 тыс. рублей в год на одного работающего, что почти в 3 раза больше, чем в 1998 году. Валовой сбор зерна в расчете на одно крестьянско-фермерское хозяйство увеличился в 2001 году по сравнению с 1998 годом в 1,77 раза.
О повышении роли малого предпринимательства в целом в экономике Омской области свидетельствует тот факт, что доля произведенной субъектами малого предпринимательства продукции в 2000 году в общем объеме товарного производства составила 5,1 процента, увеличившись за последние два года почти в два раза. Как результат этого, доля налоговых поступлений от деятельности субъектов малого предпринимательства в общем объеме налоговых поступлений увеличилась с 4,5 процента в 1998 году до 9,6 процента в 2000 году, рост составил 1,74 раза.
Положительная динамика отмечается и в рентабельности малых предприятий. В 2001 году малыми предприятиями получено 495 млн. рублей прибыли, в том числе в строительстве - 36 процентов от общего объема полученной прибыли, в промышленности - 31 процент, в торговле и общественном питании - 15 процентов. Положительный финансовый результат от хозяйственной деятельности отмечается у 62 процентов действующих малых предприятий.
Для субъектов малого предпринимательства сегодня характерны низкая потребность в стартовом капитале, мобильность, высокая степень ликвидности, способность к быстрой переориентации своей деятельности. Не имея возможности конкурировать с крупными фирмами, субъекты малого предпринимательства зачастую идут на коммерческий риск, находятся в постоянном поиске производственных, финансовых и технических идей. Как подтверждение этому, в Омской области отмечается положительная тенденция увеличения инвестиций в основной капитал малых предприятий. Только в 2001 году объем инвестиций составил 611,2 млн. рублей (7 процентов инвестиций в основной капитал Омской области), что в 4,5 раза выше уровня 1998 года. Наибольшая инвестиционная активность отмечена в организациях промышленности (32 процента), торговли и общественного питания (26 процентов), строительства (24 процента).
Расширение влияния малого предпринимательства на всю экономическую структуру Омской области обусловило повышение конкурентности рыночной системы региона, позволило качественно изменить имеющийся производственно-технический и кадровый потенциал. Деятельность малого предпринимательства заметна в каждой отрасли экономики Омской области.
В химической и нефтехимической промышленности субъектами малого предпринимательства производятся неформовые резинотехнические изделия (94 процента от общего выпуска этих изделий по Омской области), лакокрасочные материалы, разовая посуда из пластика, упаковка для пищевых продуктов.
В машиностроении и металлообработке организациями малого предпринимательства в основном оказываются услуги по ремонту автомобильных двигателей, капитальному ремонту автомобилей, ремонту машин и оборудования, производится нестандартное оборудование и запасные части. Только организациями этого сектора экономики выпускаются центробежные насосы и тракторные косилки.
В лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности организациями малого предпринимательства изготавливается 68 процентов металлопластиковых окон и дверей, 38 процентов деревянных дверных и оконных блоков, 27 процентов мебели.
В легкой промышленности 98 процентов чулочно-носочных изделий и 20 процентов швейных изделий выпускаются организациями малого предпринимательства.
В пищевой промышленности Омской области субъектами малого предпринимательства производится 97 процентов рыбной продукции, 38 процентов майонеза, 11 процентов мясных полуфабрикатов, 10 процентов хлеба и хлебобулочных изделий, 6 процентов цельномолочной продукции.
В обороте розничной торговли доля субъектов малого предпринимательства составляет свыше 80 процентов товарооборота.
Распределение малого предпринимательства Омской области по формам собственности показывает, что наиболее развита частная форма собственности: на ее долю приходится 96 процентов от общего числа малых предприятий. Предприятиями частной собственности произведено 93 процента общего объема продукции и услуг малых предприятий. На долю частных предприятий приходится 95 процентов розничного товарооборота малых предприятий, 97 процентов оборота общественного питания, 93 процента прибыли, 98 процентов инвестиций в основной капитал, 96 процентов объема платных услуг (таблица 2).
Таблица 2
(в процентах)
┌═════════════════════════┬═══════┬═══════‰
│Вид собственности │1999 г.│2000 г.│
├═════════════════════════┼═══════┼═══════┤
│Всего │100 │100 │
├═════════════════════════┼═══════┼═══════┤
│Частная │ 96,0 │ 96,2 │
├═════════════════════════┼═══════┼═══════┤
│Смешанная российская (без│ │ │
│иностранного участия) │ 3,6 │ 3,3 │
├═════════════════════════┼═══════┼═══════┤
│Иностранная │ 0,1 │ 0,2 │
├═════════════════════════┼═══════┼═══════┤
│Смешанная с российским и │ │ │
│иностранным участием │ 0,3 │ 0,3 │
└═════════════════════════┴═══════┴═══════…
Вместе с тем, несмотря на отмеченные позитивные результаты, деятельность организаций малого предпринимательства пока не оказывает заметного влияния на объемы валового регионального продукта, прибыли, величины средней заработной платы, а также других экономических показателей Омской области.
В отраслевой структуре продолжает доминировать непроизводственная сфера деятельности (прежде всего оптовая и розничная торговля) - более 45 процентов от общего числа малых предприятий.
В сфере промышленного производства доля субъектов малого предпринимательства продолжает оставаться чрезвычайно низкой - менее 14 процентов. Ими производится около 4 процентов от общего объема промышленной продукции Омской области.
Такая диспропорция сложилась, прежде всего, из-за большей эффективности вложения ресурсов в сферу обращения. Недостаточно малое предпринимательство представлено в таких перспективных видах деятельности, как сфера услуг, жилищно-коммунальное хозяйство, наука, сельскохозяйственное производство (таблица 3).
Таблица 3
Количество | В процентах к общему | |
Всего | 10856 | 100 |
Промышленность | 1504 | 13,9 |
Сельское хозяйство (без крестьянских |
|
|
Транспорт и связь | 226 | 2,1 |
Строительство | 1897 | 17,5 |
Торговля и общественное питание | 4927 | 45,4 |
Общая коммерческая деятельность | 1005 | 9,2 |
Наука | 226 | 2,1 |
Другие отрасли | 928 | 8,5 |
Высока теневая часть деятельности субъектов малого предпринимательства. Несмотря на значительное число зарегистрированных субъектов малого предпринимательства, на протяжении последних лет стабильно осуществляли хозяйственную деятельность лишь 30 процентов зарегистрированных малых предприятий.