ГУБЕРНАТОР ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

УКАЗ

от 29 июля 2002 года N 189

О КОНЦЕПЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

(в редакции Указа Губернатора Омской области от 18.08.2004 N 175)  


Понимая значимость малого предпринимательства в экономическом развитии Омской области, в соответствии с решением Общественного консультативного совета по предпринимательству при Губернаторе Омской области от 18 июня 2002 года постановляю:

1. Утвердить Концепцию государственной политики развития малого предпринимательства в Омской области (приложение N 1).

(пункт 1 в ред. Указа Губернатора Омской области от 18.08.2004 N 175)

2. Министерству экономики Омской области:

(абзац 1 в ред. Указа Губернатора Омской области от 18.08.2004 N 175)

2.1. Обеспечить координацию действий органов исполнительной власти Омской области по выполнению плана реализации Концепции государственной политики развития малого предпринимательства в Омской области;

(подпункт 2.1 в ред. Указа Губернатора Омской области от 18.08.2004 N 175)

2.2. Обеспечить взаимодействие с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти и объединениями предпринимателей по выполнению плана реализации Концепции государственной политики развития малого предпринимательства в Омской области.

3. Рекомендовать органам местного самоуправления Омской области принять меры по реализации Концепции государственной политики развития малого предпринимательства в Омской области на территориях соответствующих муниципальных образований.

4. Контроль за выполнением настоящего Указа возложить на заместителя Председателя Правительства Омской области, Министра экономики Омской области Е.М. Вдовина.

(пункт 4 в ред. Указа Губернатора Омской области от 18.08.2004 N 175)


Губернатор Омской области
Л.К.Полежаев


Приложение N 1
к Указу
Губернатора Омской области
от 29 июля 2002 года N 189

КОНЦЕПЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

(в ред. Указа Губернатора Омской области от 18.08.2004 N 175)


Введение


Настоящая Концепция государственной политики развития малого предпринимательства в Омской области (далее - Концепция) представляет собой систему взглядов на процессы и явления, происходящие в малом предпринимательстве, и определяет стратегические цели и приоритеты, а также формы и методы государственной политики Омской области в отношении формирования и развития малого предпринимательства.

Идеология Концепции основана на социальной значимости и инновационной природе предпринимательства и исходит из того, что в сложившихся условиях проблемы развития малого предпринимательства можно разрешить только объединенными усилиями и согласованными действиями предпринимателей, их объединений и органов государственной власти Омской области.

При разработке Концепции использованы материалы Концепции государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства в Российской Федерации, материалы Омского областного комитета государственной статистики, мировой опыт развития малого предпринимательства, социально - экономические исследования состояния малого предпринимательства в Российской Федерации, предложения и замечания объединений предпринимателей, федеральных органов исполнительной власти, структурных подразделений Правительства Омской области и органов местного самоуправления Омской области.

1. Состояние и роль малого предпринимательства в экономике Омской области. Проблемы и перспективы развития


Сегодня в Омской области происходит становление малого предпринимательства как эффективного сектора региональной экономики. Его дальнейшее развитие имеет важное социально-экономическое значение при формировании среднего класса как основы социальной стабильности в Омской области.

За последнее десятилетие в Омской области достигнут значительный прогресс в становлении малого предпринимательства. Создана нормативная правовая база, регулирующая предпринимательскую деятельность. Формируются элементы современной инфраструктуры, предоставляющей субъектам малого предпринимательства образовательные, информационные, консультационные и финансовые услуги. Ежегодно увеличивается количество индивидуальных предпринимателей. Субъекты малого предпринимательства осваивают новые виды деятельности, расширяют свое присутствие во всех отраслях экономики. Созданы профессиональные союзы и объединения предпринимателей.

Все это способствует созданию благоприятного делового климата во всех сферах экономики Омской области.

Сегодня в малом предпринимательстве Омской области занято свыше 200 тысяч человек, что составляет 18 процентов от экономически активного населения, на 1000 жителей в среднем приходится 5 малых предприятий.

После экономического кризиса 1998 года численность малых предприятий стабилизировалась и на конец 2001 года составила 10,9 тыс. единиц, выросла среднесписочная численность работников малых предприятий, количество индивидуальных предпринимателей имеет устойчивую тенденцию к росту (таблица 1).


Таблица 1

Динамика показателей, характеризующих развитие малого предпринимательства в Омской области

 Показатели               

1998
год   

 1999
 год  

 2000
 год  

 2001
 год  

Количество малых предприятий, тыс. ед.  

 12,0

 10,7

 10,9

 10,9

Среднесписочная численность работников
малых предприятий, тыс. чел.            


 116,7


 101,0


 103,7


 103,3

Количество предпринимателей, тыс. чел.  

 80,6

 83,3

 89,2

<*>

Количество крестьянско-фермерских
хозяйств, тыс. ед.                      


 7,3


 6,9


 6,7


 6,4

Объем произведенной малыми предприятиями
продукции, млн. рублей                  


2530,8


3685,6


5734,9


6939,1

Доля объема продукции малых предприятий
в объеме промышленного производства,
процентов                               



 2,8



 3,1



 5,1



<*>

Валовой сбор зерна в крестьянско-
фермерских хозяйствах Омской области,
тыс. тонн                               



 202,2



 235,6



 313,1



 312,7

Налоговые поступления от малых
предприятий в бюджеты всех уровней
(в процентах от общей суммы налоговых
поступлений)                            


 4,5


 6,8


 9,6


 9,9

Инвестиции в основной капитал малых
предприятий, млн. рублей                


 136,7


 125,3


 223,6


 611,2

Доля инвестиций в основной капитал малых
предприятий в общем объеме инвестиций
Омской области, процентов               



 3,7



 2,7



 4,3



 7,0

________________

<*> данные уточняются


Растут показатели экономической эффективности деятельности малых предприятий. Так, производительность труда на малых предприятиях в 2001 году составила 67 тыс. рублей в год на одного работающего, что почти в 3 раза больше, чем в 1998 году. Валовой сбор зерна в расчете на одно крестьянско-фермерское хозяйство увеличился в 2001 году по сравнению с 1998 годом в 1,77 раза.

О повышении роли малого предпринимательства в целом в экономике Омской области свидетельствует тот факт, что доля произведенной субъектами малого предпринимательства продукции в 2000 году в общем объеме товарного производства составила 5,1 процента, увеличившись за последние два года почти в два раза. Как результат этого, доля налоговых поступлений от деятельности субъектов малого предпринимательства в общем объеме налоговых поступлений увеличилась с 4,5 процента в 1998 году до 9,6 процента в 2000 году, рост составил 1,74 раза.

Положительная динамика отмечается и в рентабельности малых предприятий. В 2001 году малыми предприятиями получено 495 млн. рублей прибыли, в том числе в строительстве - 36 процентов от общего объема полученной прибыли, в промышленности - 31 процент, в торговле и общественном питании - 15 процентов. Положительный финансовый результат от хозяйственной деятельности отмечается у 62 процентов действующих малых предприятий.

Для субъектов малого предпринимательства сегодня характерны низкая потребность в стартовом капитале, мобильность, высокая степень ликвидности, способность к быстрой переориентации своей деятельности. Не имея возможности конкурировать с крупными фирмами, субъекты малого предпринимательства зачастую идут на коммерческий риск, находятся в постоянном поиске производственных, финансовых и технических идей. Как подтверждение этому, в Омской области отмечается положительная тенденция увеличения инвестиций в основной капитал малых предприятий. Только в 2001 году объем инвестиций составил 611,2 млн. рублей (7 процентов инвестиций в основной капитал Омской области), что в 4,5 раза выше уровня 1998 года. Наибольшая инвестиционная активность отмечена в организациях промышленности (32 процента), торговли и общественного питания (26 процентов), строительства (24 процента).

Расширение влияния малого предпринимательства на всю экономическую структуру Омской области обусловило повышение конкурентности рыночной системы региона, позволило качественно изменить имеющийся производственно-технический и кадровый потенциал. Деятельность малого предпринимательства заметна в каждой отрасли экономики Омской области.

В химической и нефтехимической промышленности субъектами малого предпринимательства производятся неформовые резинотехнические изделия (94 процента от общего выпуска этих изделий по Омской области), лакокрасочные материалы, разовая посуда из пластика, упаковка для пищевых продуктов.

В машиностроении и металлообработке организациями малого предпринимательства в основном оказываются услуги по ремонту автомобильных двигателей, капитальному ремонту автомобилей, ремонту машин и оборудования, производится нестандартное оборудование и запасные части. Только организациями этого сектора экономики выпускаются центробежные насосы и тракторные косилки.

В лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности организациями малого предпринимательства изготавливается 68 процентов металлопластиковых окон и дверей, 38 процентов деревянных дверных и оконных блоков, 27 процентов мебели.

В легкой промышленности 98 процентов чулочно-носочных изделий и 20 процентов швейных изделий выпускаются организациями малого предпринимательства.

В пищевой промышленности Омской области субъектами малого предпринимательства производится 97 процентов рыбной продукции, 38 процентов майонеза, 11 процентов мясных полуфабрикатов, 10 процентов хлеба и хлебобулочных изделий, 6 процентов цельномолочной продукции.

В обороте розничной торговли доля субъектов малого предпринимательства составляет свыше 80 процентов товарооборота.

Распределение малого предпринимательства Омской области по формам собственности показывает, что наиболее развита частная форма собственности: на ее долю приходится 96 процентов от общего числа малых предприятий. Предприятиями частной собственности произведено 93 процента общего объема продукции и услуг малых предприятий. На долю частных предприятий приходится 95 процентов розничного товарооборота малых предприятий, 97 процентов оборота общественного питания, 93 процента прибыли, 98 процентов инвестиций в основной капитал, 96 процентов объема платных услуг (таблица 2).


Таблица 2

Структура малых предприятий в разрезе форм собственности


     (в процентах)

           ┌═════════════════════════┬═══════┬═══════‰
           │Вид собственности        │1999 г.│2000 г.│
           ├═════════════════════════┼═══════┼═══════┤
           │Всего                    │100    │100    │
           ├═════════════════════════┼═══════┼═══════┤
           │Частная                  │ 96,0  │ 96,2  │
           ├═════════════════════════┼═══════┼═══════┤
           │Смешанная российская (без│       │       │
           │иностранного участия)    │  3,6  │  3,3  │
           ├═════════════════════════┼═══════┼═══════┤
           │Иностранная              │  0,1  │  0,2  │
           ├═════════════════════════┼═══════┼═══════┤
           │Смешанная с российским и │       │       │
           │иностранным участием     │  0,3  │  0,3  │
           └═════════════════════════┴═══════┴═══════…

Вместе с тем, несмотря на отмеченные позитивные результаты, деятельность организаций малого предпринимательства пока не оказывает заметного влияния на объемы валового регионального продукта, прибыли, величины средней заработной платы, а также других экономических показателей Омской области.

В отраслевой структуре продолжает доминировать непроизводственная сфера деятельности (прежде всего оптовая и розничная торговля) - более 45 процентов от общего числа малых предприятий.

В сфере промышленного производства доля субъектов малого предпринимательства продолжает оставаться чрезвычайно низкой - менее 14 процентов. Ими производится около 4 процентов от общего объема промышленной продукции Омской области.

Такая диспропорция сложилась, прежде всего, из-за большей эффективности вложения ресурсов в сферу обращения. Недостаточно малое предпринимательство представлено в таких перспективных видах деятельности, как сфера услуг, жилищно-коммунальное хозяйство, наука, сельскохозяйственное производство (таблица 3).


Таблица 3

Распределение числа малых предприятий по отраслям экономики в 2001 году

Количество
 (единиц)

 В процентах к общему
числу малых предприятий

Всего                               

 10856   

 100           

Промышленность                      

 1504   

 13,9         

Сельское хозяйство (без крестьянских
фермерских хозяйств)                


 143   


 1,3         

Транспорт и связь                   

 226   

 2,1         

Строительство                       

 1897   

 17,5         

Торговля и общественное питание     

 4927   

 45,4         

Общая коммерческая деятельность     

 1005   

 9,2         

Наука                               

 226   

 2,1         

Другие отрасли                      

 928   

 8,5         


Высока теневая часть деятельности субъектов малого предпринимательства. Несмотря на значительное число зарегистрированных субъектов малого предпринимательства, на протяжении последних лет стабильно осуществляли хозяйственную деятельность лишь 30 процентов зарегистрированных малых предприятий.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»