Недействующий

О методическом подходе определения размера дохода от ведения личного подсобного хозяйства для упорядочения социальной поддержки малообеспеченных семей ...(утратило силу с 1 января 2002 г. - Указ Губернатора Омской области от 29 декабря 2001 г. N 293)

Справка
о проделанной работе по разработке методического подхода определения размера
дохода от ведения личного подсобного хозяйства для упорядочения социальной
поддержки малообеспеченных семей и категорий граждан

В соответствии с постановлением Главы администрации области от 19 мая 1992 года N 165-п "О программе социальной поддержки малообеспеченных семей и остронуждающихся категорий граждан Омской области на 1992 год" главное управление труда и занятости населения области совместно с экономическим комитетом, управлением сельского хозяйства администрации области и другими областными ведомствами разработало методический подход по определению размера дохода от ведения личного подсобного хозяйства (ЛПХ).

Созданная из представителей областных ведомств временная областная комиссия провела в октябре-ноябре т.г. расчеты по определению размера дохода от ведения личного подсобного хозяйства на основании изучения уровня и структуры личного подсобного хозяйства населения области по материалам обследования бюджетов семей, статистическим данным за ряд лет и специальных исследований в Омском, Черлакском, Крутинском и Большеуковском районах.

Произведены расчеты доходности ЛПХ по каждой структурной единице, по типам и размерам хозяйств. В основу расчетов приняты технологические карты по содержанию одной головы скота, птицы, делового молодняка пушных зверей, одной сотки земли, занятой под овощами, ягодниками, плодовыми насаждениями и цветами.

При расчетах применен комбинированный нормативно-статистический метод, основанный на научно-обоснованных нормах содержания скота, птицы, зверей и одной сотки земли с учетом фактически сложившейся структуры затрат, средней урожайности сельскохозяйственных структур и продуктивности животных в ЛПХ населения области за ряд лет (1986-1991).

В расчетах использованы среднесложившиеся на 1 октября 1992 г. цены по всем направлениям реализации продукции: государственной торговли, потребкооперации, а также колхозного рынка.

Затраты на кормление скота, птицы, пушных зверей определены на основе научно-обоснованных рационов кормления по видам животных, оценены по содержанию кормовых единиц.

Ввиду того, что часть кормов для скота производится в ЛПХ, затраты по скармливанию картофеля и корнеплодов определены по фактической себестоимости, сложившейся в хозяйствах.

Доход от выхода навоза от скота в ЛПХ взят в половинном размере от нормы.

Затраты на выращивание овощных, плодовоягодных культур и цветов определены по научно-обоснованным нормам ВАСХНИЛ.

Затраты на хозяйственные постройки, внешнее и внутреннее обустройство земельных участков оценены с учетом амортизационных отчислений и распределены на все виды скота, птицы через условную голову, на одну сотку земли, занятой под каждой культурой, через объемы их выращивания в ЛПХ.

Общие затраты (транспортные расходы, вспашка земли, хозинвентарь, расход электроэнергии) определены экспертно-расчетным путем.

В связи с тем, что в области в настоящее время не разработан земельный кадастр, влияние рентных отношений на доходность ЛПХ не было учтено. Этот фактор должен в последующем учитываться при проведении кадастровой оценки земли в Омской области.

Были проведены расчеты доходов и расходов на содержание одной головы скота и птицы, делового молодняка нутрии, кролика, серебристо-черной лисицы, норки, песца, одной сотки земли, занятой под картофелем, овощами, плодовыми и ягодными культурами, цветами, одной пчелосемьи.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации N 153 от 3 марта 1992 г. население может содержать ограниченные виды пушных зверей: нутрий и кроликов. При расчетах доходности содержания они оказались убыточными.

По мнению рабочей группы доходы по этому виду звероводства нецелесообразно учитывать, т.к. они не значительны и такой тип ЛПХ не имеет большого распространения в области.

Рабочая группа приняла решение также не учитывать доходы от цветоводства, т.к. в области незначительная часть населения занимается этой отраслью в товарных целях.

Анализ фактической структуры ЛПХ в Омской области позволил условно их подразделить на три типа. Поэтому все расчеты велись по трем типам личных подсобных хозяйств:

- развитые подсобные хозяйства (в которых представлены все виды животноводства, имеется большой земельный участок размером 30-50 соток);

- средние (где имеется птица, мелкий скот, земельный участок размером 15-30 соток);

- мелкие хозяйства (в которых отсутствует животноводство, а земельный участок, используемый под сад и огород до 15 соток);

к этой группе отнесены садово-огородные наделы в г. Омске.

Исходя из расчетов доходности по предложенным типам и размерам хозяйств, рабочая группа пришла к следующим выводам:

1. Разведение в ЛПХ пчел, выращивание цветов, картофеля, овощей и плодово-ягодных культур приносит доход, который зависит от размеров земельного участка и не может являться основным источником жизнеобеспечения семей.

2. Разведение пушных зверей (нутрии и кроликов) в домашних условиях убыточно и поэтому как товарное производство не может развиваться в малых размерах.

3. Содержание скота и птицы в ЛПХ прибыльно лишь при наличии земельного участка не менее 63 га или, в противном случае, требуют поддержки со стороны государства, сельскохозяйственных предприятий, льгот в ценообразовании на фуражный корм.

4. Определять совокупный доход от ведения ЛПХ на одного члена семьи необходимо в случае, если он выше действующего уровня минимальной оплаты труда в расчете на месяц, т. е. при условии, когда размеры ЛПХ превышают определенный уровень для конкретного района области.

5. Для вновь создаваемых ЛПХ доход учитывать с пятого года ведения хозяйства, т.к. затраты на освоение земельных участков не могут окупиться в более короткие сроки.

6. Ввиду того, что расчеты дохода от ведения ЛПХ проведены в среднесложившихся ценах на 1 октября 1992 г. необходима их последующая индексация.

Предложенные варианты расчетов прошли экспертизу специалистов областных ведомств и одобрены как с методической, так и нормативно-ценовой точки зрения.