Отсутствие единой нормативной правовой базы ценообразования и регулирования тарифов в жилищно-коммунальном комплексе, регулирование тарифов на его услуги различными органами, не имеющими четко определенных полномочий, практически исключает возможность единого подхода к установлению тарифов.
Формальный подход к разработке и утверждению тарифов без проведения необходимых расчетов, с применением устаревших, не пересматривавшихся годами норм и нормативов в условиях практически полной монополизации ведет к завышению тарифов, негативно сказывается на потребителях.
Потери в инженерных сетях, достигающие 50-60%, из-за отсутствия приборов учета измерены быть не могут и закладываются в тарифы по явно завышенным нормативам. Отсутствие договорных отношений поставщиков услуг с населением не позволяет последнему защитить свои права, ведет к оплате реально недополученных услуг, завышению расходов бюджетов при предоставлении субсидий и льгот.
Основные цели
Проведение тарифной политики, позволяющей обеспечить:
- производство организациями жилищно-коммунального комплекса качественных услуг;
- воспроизводство, реконструкцию и ремонт основных фондов жилищно-коммунального комплекса;
- социальную защиту населения от необоснованного завышения тарифов;
- финансовое оздоровление организаций жилищно-коммунального комплекса;
- материальную заинтересованность работников жилищно-коммунального комплекса в результатах своего труда.
Основные задачи
Формирование эффективной системы регулирования тарифов на жилищно-коммунальные услуги.
Совершенствование ценообразования в жилищно-коммунальном комплексе.
Создание материальной заинтересованности производителей услуг в установлении экономически обоснованных тарифов.
Основные направления
1. Совершенствование и формирование единой нормативной правовой базы ценообразования в жилищно-коммунальном комплексе, определяющей:
- полномочия органов исполнительной власти и местного самоуправления в сфере ценообразования и контроля за ценами;
- порядок формирования, установления и изменения тарифов на услуги жилищно-коммунального комплекса;
- порядок и методы регулирования тарифов и контроля за ними;
- ответственность за нарушение дисциплины цен хозяйствующими субъектами.
Наделение органов исполнительной власти правом регулирования тарифов на все виды жилищно-коммунальных услуг и создания единого уполномоченного на это органа.
2. Повышение эффективности ценообразования и тарифного регулирования.
Проведение независимой экспертизы экономической обоснованности тарифов на жилищно-коммунальные услуги организаций - естественных локальных монополистов.
Установление тарифов на жилищно-коммунальные услуги с учетом:
- реализации мероприятий по их снижению за счет выявленных в ходе экспертизы необоснованных затрат;
- внедрения системы мер по адресной социальной защите населения;
- установления уровня оплаты жилищно-коммунальных услуг населением в соответствии с нормативными документами Правительства Российской Федерации;
- прекращения перекрестного субсидирования оплаты населением коммунальных услуг за счет организаций;