УКАЗ
от 21 декабря 2000 года N 36
О проведении энергетических обследований
(с изменениями на 28 января 2003 г.)
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
Указа Губернатора Омской области от 13 мая 2009 года N 39
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Указом Губернатора Омской области от 28 января 2003 г. N 19
____________________________________________________________________
В целях оценки эффективного использования энергетических ресурсов и снижения затрат на топливо и энергообеспечение, в соответствии со статьей 10 Федерального закона "Об энергосбережении" и постановлением Главы Администрации (Губернатора) Омской области" от 27 апреля 1999 года N 164-п "Об основных направлениях ресурсосбережения в Омской области на 1999-2000 гг."
постановляю:
1. Утвердить прилагаемые Правила проведения энергетических обследований (энергоаудита) на территории Омской области для организаций всех форм собственности.
2. Региональной энергетической комиссии Омской области: (абзац в редакции, введенной в действие Указом Губернатора Омской области от 28 января 2003 г. N 19, - см. предыдущую редакцию)
- ежегодно утверждать перечень и сроки, по которым организации должны проводить обязательные энергетические обследования;
- контролировать соблюдение порядка проведения энергетических обследований и их выполнение в соответствии с утвержденными сроками;
- рассмотреть и утвердить прейскурант на выполнение работ по энергетическим обследованиям;
- утвердить типовой договор на проведение энергетических обследований;
- рассмотрение и утверждение тарифов на электрическую и тепловую энергию осуществлять только при проведении энергообследований в соответствии с графиком и при наличии разработанных мероприятий по ресурсосбережению.
3. Комитету финансов и контроля Омской области при формировании очередного бюджета области предусматривать средства на проведение энергетических обследований организаций (согласно перечню, ежегодно утверждаемому региональной энергетической комиссией), финансируемых из областного бюджета. (пункт в редакции, введенной в действие Указом Губернатора Омской области от 28 января 2003 г. N 19, - см. предыдущую редакцию)
4. Предложить органам местного самоуправления предусматривать в бюджетах муниципальных образований средства на проведение энергетических обследований организаций (согласно перечню, ежегодно утверждаемому региональной энергетической комиссией), финансируемых из указанных бюджетов.
5. Экономическому комитету Омской области, начиная с 2002 года, утверждение лимитов на электрическую и тепловую энергию для организаций, финансируемых из областного бюджета, производить при условии проведения энергетических обследований в соответствии с графиком и при наличии разработанных мероприятий по ресурсосбережению. (пункт в редакции, введенной в действие Указом Губернатора Омской области от 28 января 2003 г. N 19, - см. предыдущую редакцию)
6. Рекомендовать главам муниципальных образований Омской области, руководителям организаций: (абзац в редакции, введенной в действие Указом Губернатора Омской области от 28 января 2003 г. N 19, - см. предыдущую редакцию)
- обеспечить проведение энергетических обследований в соответствии с графиком и Правилами проведения энергетических обследований (энергоаудита) на территории Омской области;
- по результатам энергетических обследований разрабатывать и осуществлять мероприятия по ресурсосбережению.
7. Координацию и контроль за исполнением настоящего Указа возложить на заместителя Губернатора Омской области Луппова А.М.
Губернатор Омской области
Л.К. Полежаев
Правила
проведения энергетических обследований (энергоаудита)
на территории Омской области
См. также Временное положение о проведении энергетических обследований организаций (утв. Минтопэнерго РФ 27 сентября 1996 г.)
В настоящих Правилах проведения энергетических обследований (энергоаудита) на территории Омской области (далее по тексту - Правила), используются следующие термины и определения:
энергосбережение - реализация правовых, организационных, научных, производственных, технических и экономических мер, направленных на эффективное использование энергетических ресурсов;
топливно-энергетический ресурс (далее - ТЭР) - носитель энергии, который используется в настоящее время или может быть использован в перспективе;
эффективное использование энергетических ресурсов - достижение экономически оправданной эффективности использования энергетических ресурсов, при существующем уровне развития техники и технологии, и соблюдении требований к охране окружающей среды;
показатель энергоэффективности - абсолютная или удельная величина потребления энергетических ресурсов для продукции любого назначения;
вторичный энергетический ресурс - энергетический потенциал основного, промежуточного, побочного продукта и отходов производства, не используемый в основном процессе, но достаточный для использования в иных целях;
непроизводительный расход энергетических ресурсов - потери энергоресурсов, вызванные нарушением стандартов, норм, регламентов и бесхозяйственностью;
потребитель ТЭР - юридическое (физическое) лицо (организация), независимо от форм собственности, использующее топливно-энергетические ресурсы для производства продукции и услуг, а также на собственные нужды;
энергетическое обследование - обследование потребителей ТЭР с целью установления показателей эффективности использования ТЭР и выработки экономически обоснованных мер по их повышению;
энергоаудитор - юридическое лицо, осуществляющее энергетические обследования потребителей ТЭР и имеющее лицензию на производство этих работ.
1.1. Энергетические обследования проводятся в соответствии с Федеральным законом "Об энергосбережении" и настоящими Правилами.
1.2. Энергетические обследования проводятся в целях оценки эффективности использования организациями топливно-энергетических ресурсов (электрической и тепловой энергии, природного и попутного газов, твердого топлива, нефти и продуктов ее переработки), определения возможностей ее повышения и затрат на реализацию энергоэффективных решений.
1.3. Правила проведения энергетических обследований на территории Омской области распространяются на потребителей ТЭР, независимо от форм собственности, их филиалы, использующие топливно-энергетические ресурсы (ТЭР) для производства продукции и услуг, на собственные нужды (далее - потребители ТЭР), а также на организации, осуществляющие энергетические обследования.
1.4. Правила регламентируют последовательность подготовки, проведения и оформления результатов энергетических обследований во всех сферах экономики Омской области.
2.1. Общее руководство и организацию работ по проведению энергетических обследований потребителей ТЭР в Омской области осуществляет ГУ "Омскгосэнергонадзор".
2.2. Проведение энергетических обследований потребителей ТЭР осуществляют:
- ГУ "Омскгосэнергонадзор" по планам, утвержденным Департаментом Госэнергонадзора России и согласованным с Региональной энергетической комиссией Омской области (далее - РЭК Омской области).
- организации, выполняющие энергетические обследования (далее - энергоаудиторы) на конкурсной основе.
2.3. Энергетические обследования потребителей ТЭР, частично или полностью финансируемых из бюджетов различных уровней, проводятся ГУ "Омскгосэнергонадзор".
2.4. Энергетические обследования потребителей ТЭР, не имеющих бюджетного финансирования, проводятся ГУ "Омскгосэнергонадзор" или энергоаудиторами.
2.5. В своей деятельности энергоаудитор руководствуется нормативными правовыми актами органов государственной власти Российской Федерации и Омской области, а также собственным Уставом.
2.6. Энергоаудитор работает по планам, согласованным с ГУ "Омскгосэнергонадзор".
2.7. Взаимоотношения между обследуемыми организациями и энергоаудиторами определяются двусторонним договором.
2.8. Энергоаудитор за 3 месяца ставит в известность руководство обследуемой организации о начале проведения энергообследования.
3.1. Порядок и сроки проведения обязательных энергетических обследования организаций, годовое потребление которых составляет 6 и более тысяч тонн условного топлива или более 1 тысячи тонн моторного топлива, определяются Правительством Российской Федерации.
3.2. Энергетические обследования организаций, годовое потребление ТЭР которых составляет менее 6 тыс. тонн условного топлива или менее 1 тыс. тонн моторного топлива, проводятся по решению РЭК Омской области.
3.3. Предпусковое обследование проводится перед пуском и вводом в эксплуатацию топливо- и энергопотребляющего (энергопроизводящего) оборудования, ГУ "Омскгосэнергонадзор" проводит обследование с целью проверки соответствия монтажа и наладки требованиям государственных стандартов и СНиПов по показателям энергоэффективности.
По результатам обследования принимается решение о пуске или вводе в эксплуатацию топливо- и энергопотребляющего оборудования.
3.4. При периодическом, (повторном) обследовании проверяется выполнение ранее выданных предписаний, оценивается динамика потребления ТЭР и их удельных затрат на выпуск продукции (энергоемкость, стоимость ТЭР в общих материальных затратах производства).
По результатам обследования вносятся изменения в энергетический паспорт потребителя ТЭР и выдается предписание аналогичное указанным в п. 3.5.
3.5. Внеочередное обследование проводится по инициативе ГУ "Омскгосэнергонадзор" или РЭК Омской области в случаях:
- если по ряду косвенных признаков (рост общего и удельного потребления ТЭР, себестоимости продукции и топливной составляющей в ней, выбросов в атмосферу и т.д.) у них возникли предположения о резком снижении эффективности использования ТЭР;
- если результаты обследования, проведенного энергоаудитором, вызывают сомнения в их достоверности, а также в случае обращения потребителя ТЭР в органы государственной власти за предоставлением льгот, связанных с использованием топливно-энергетических ресурсов и рассмотрением тарифов.
3.6. Локальные и экспресс-обследования носят ограниченный по объему и времени проведения характер. При этом производится оценка эффективности использования либо одного из видов ТЭР (электрическая и тепловая энергии, твердое, жидкое или газообразное топливо, вторичных энергоресурсов), либо по отдельной группе агрегатов (отдельным агрегатам), либо по отдельным показателям эффективности.
3.7. Энергообследования предприятий, не проведенные по каким-либо причинам в текущем году, переносятся на более поздний период, не превышающий сроков повторных обследований (три года).
3.8. Эффективность использования ТЭР определяется, как правило, по результатам инструментального обследования.
Оценка эффективности использования ТЭР производится за предшествующий обследованию период.
Результаты обследования заносятся в энергетический паспорт потребителя ТЭР установленного образца.
По результатам обследования выдается предписание ГУ "Омскгосэнергонадзор" об устранении нарушений в использовании ТЭР и повышении эффективности их использования.
4.1. ГУ "Омскгосэнергонадзор" производит энергетические обследования организаций по методикам, утвержденным Департаментом Госэнергонадзора России.
4.2. Энергоаудиторы проводят энергетические обследования по самостоятельно разработанным методикам, согласованным с ГУ "Омскгосэнергонадзор".
4.3. Указанные методики должны разрабатываться на основе существующих методов оценки эффективности использования ТЭР.
5.1. Обследуемый потребитель ТЭР обязан оказывать содействие проведению обследования, а именно:
- обеспечить доступ персонала организации, проводящей обследование, к обследуемым объектам;
- предоставить собственный персонал для сопровождения и помощи в проведении обследования;
- устанавливать режимы работы оборудования, необходимые для проведения измерений, если это не противоречит требованиям технологии и безопасности.
5.2. При проведении энергетического обследования потребитель (производитель) ТЭР обязан назначить лицо, ответственное за его проведение и представить:
- необходимую техническую и технологическую документацию (исполнительные схемы энергетических коммуникаций, данные о топливо- и энергоиспользующем оборудовании, приборах учета ТЭР, режимные карты и т.д.);
- данные о цеховом выпуске продукции и потреблении ТЭР;
- документы по хозяйственно-финансовой деятельности (отраслевые и межотраслевые нормы и нормативы, тарифы, лимиты потребления, договоры на поставку ТЭР, учет складских запасов топлива, данные потребления ТЭР на собственные нужды, по отпущенным другим потребителям ТЭР, потерям и т.д.).