Экономические процессы, происходящие в стране, предопределили трудности в экономике города Барнаула.
На многих предприятиях продолжается спад производства, так, в легкой промышленности за 9 месяцев текущего года выпуск продукции составил 75,9% от уровня соответствующего периода прошлого года, пищевой - 82,9%. На 24,5% снизилось производство товаров народного потребления, доля его составила лишь 20,6% от общего промышленного производства. На этом фоне к числу положительных явлений можно отнести относительный рост индекса физического объема производства промышленной продукции в химии и нефтехимии - 131,5%, в машиностроении - 144,7%. Проблематичным остается расширение выпуска конкурентноспособной продукции отраслями обрабатывающей промышленности.
Снижение объемов производства сельскохозяйственной продукции в крае и жесткая конкуренция со стороны иностранных товаропроизводителей сказались на работе пищевой промышленности производство продовольствия за 9 месяцев 1996 года сократилось на 15%.
С большими сложностями работает строительный комплекс, за 9 месяцев освоено капитальных вложений лишь 62%, жилья сдано 70% к уровню прошлого года. При этом высокий уровень физического и морального износа основных производственных фондов требует резкого роста инвестиций.
Кризис в экономике города привел к резкому снижению уровня жизни населения. Несмотря на опережающие темпы роста средней заработной платы барнаульцев по сравнению с уровнем инфляции в 1996 году, реальные доходы населения за последние годы существенно снизились.
Развитие экономической и социальной сфер города определяется уровнем бюджетного финансирования. Основная доля бюджетных поступлений формируется за счет налоговых доходов. Основными плательщиками налогов по-прежнему являются крупные предприятия промышленности и строительства. Нестабильная работа данных категорий плательщиков (простои, неполный рабочий день или неполная рабочая неделя) существенно сказывается на их финансовом положении и на поступлении налогов в городской бюджет.
Так, кредиторская задолженность по состоянию на 1 сентября составила 4,4 трлн.рублей, в том числе просроченная задолженность 2,7 трлн.рублей. Дебиторская задолженность за этот же период составила 3 трлн.рублей, в том числе просроченная 1,7 трлн.рублей.
Остается высокой скрытая безработица. Только на промышленных предприятиях города за 9 месяцев текущего года почти половина работающих побывала в отпусках по инициативе администрации, на конец сентября 17 тыс.человек работали неполное рабочее время. Среднесписочное число работающих в промышленности за 9 месяцев составило 92%, в строительстве - 90% к уровню соответствующего периода прошлого года. Всего по сравнению с прошлым годом число безработных в городе увеличилось в 2,6 раза, уровень безработицы составил 0,8%.
Необходимо принять комплексные меры по оздоровлению экономики на уровне города с учетом того факта, что кардинальное решение экономических и социальных проблем Барнаула неразрывно связано с реализацией общегосударственной и краевой экономической политики. Хотя усилия местных органов власти и управления по стабилизации положения в экономике не могут быть достаточно действенными вне рамок государственной экономической политики, на уровне города принимаются возможные меры по поддержке хозяйствующих субъектов.
Так, в "Положении о местных налогах и сборах" заложен целый ряд существенных льгот для предприятий-товаропроизводителей. Отсрочены платежи в городской бюджет на сумму 33,8 млрд.рублей в 1995 году и 36,6 млрд.руб. - за 9 месяцев 1996 г. В 1995 году проведены зачеты по платежам в бюджет г. Барнаула предприятий на сумму около 156,8 млрд.рублей и за 9 месяцев текущего года уже на 280,9 млрд.рублей.
Наряду с возможной поддержкой основных налогоплательщиков другим направлением развитие экономики города следует считать поддержку развития малого предпринимательства, доля которого в общей сумме налоговых поступлений в городской бюджет и в обеспечении занятости населения постоянно возрастает.
К настоящему моменту в Барнауле в целом складывается система работы в области поддержки предпринимательства, но требуется осуществлять дальнейшие шаги по обеспечению его устойчивого развития.
Следующим направлением следует считать разработку целой системы мер по повышению эффективности использования муниципального имущества и бюджетных средств, улучшению работы городского хозяйства в целом и каждого муниципального предприятия и учреждения в отдельности.
Недостаток бюджетных средств выводит на первый план проблему пополнения бюджета и привлечения внебюджетных средств для решения городских проблем.
При этом все шаги по стабилизации экономической ситуации в городе должны сопровождаться комплексом мер по адресно социальной защите действительно нуждающихся в этом жителей города.
На основании вышеизложенного Городская Дума РЕШИЛА:
1. отметить, что экономика города находится в крайне сложном положении, требующем принятия безотлагательных мер по ее стабилизации.
2. Утвердить основные мероприятия по оздоровлению экономики г. Барнаула (Приложение).
3. Руководителям отделов, комитетов, управлений администрации города, городских служб, главам администраций районов разработать графики реализации мероприятий по соответствующим сферам деятельности, конкретизируя положения, предусмотренные основными мероприятиями. Рекомендовать привлекать для этой работы депутатов Городской Думы.
4. При формировании бюджета города и планов социально-экономического развития учитывать утвержденные настоящим решением основные мероприятия по оздоровлению экономики г. Барнаула.
5. Ежеквартально анализировать ход выполнения настоящего решения на заседаниях комитетов городской Думы.
6. Контроль за выполнением настоящего решения возложить на комитет по экономической политике, собственности и бюджету (Щетинин М.П.).
Глава городского
самоуправления В.Н.Баварин