Утвержден
постановлением
администрации края
от 20 марта 2000 г. N 223
План
социально - экономического развития Алтайского
края на 1998 - 2000 гг. и на период до 2005 г.,
корректированный на 2000 - 2001 годы
по итогам 1999 года
Администрацией края в 1998 году разработан План социально-экономического развития Алтайского края на 1998 - 2000 год и на период до 2005 года.
Реализация администрацией края в 1999 году мер по преодолению кризисных явлений в экономической и социальной сферах Алтайского края, направленных в первую очередь на поддержку реального сектора экономики, стабилизацию бюджетно - финансовой политики, преодоление негативных тенденций в промышленности, строительстве и сельском хозяйстве, осуществление неотложных мер по социальной защите населения, привели к заметному улучшению социально экономической ситуации в целом по краю.
Итоги 1999 года свидетельствуют об устойчивой тенденции стабилизации и роста объемов производства в основных отраслях экономики края. Улучшилось финансовое положение предприятий и организаций края. Удалось сдержать на низком уровне темпы инфляции: рост потребительских цен составил 135,4% к декабрю 1998 г. (в 1998 г. - 171%). Сократилась задолженность по заработной плате и пенсиям.
Позитивные тенденции, наметившиеся в экономике края, определили уточнение параметров Плана на 2000 - 2001 годы. Корректирование Плановых показателей проведено на основании индикативного планирования, при котором использованы как экономико - математические, балансовые методы, так и экспертные оценки. Приняты во внимание тенденции по увеличению выпуска продукции собственного производства (замещение импорта) и поставок на экспорт в связи с ростом курса доллара. Изменения показателей плана в ряде случаев согласованы с Концепцией развития производства в Алтайском крае на среднесрочную перспективу (до 2005 года), разработанной Союзом промышленников Алтайского края.
Рост объемов производства в основных базовых отраслях экономики (промышленности, сельском хозяйстве, строительстве, транспорте), получение значительным количеством предприятий валовой прибыли и увеличение на этой основе налоговых отчислений обусловили прекращение падения производства валового регионального продукта в 1999 году, его стабилизацию и в 2000 году - рост на 1%. По предварительным данным в 1999 году ВРП составил 32990 млн. рублей. В структуре производства ВРП увеличилась доля производства товаров до 51,2%, при одновременном снижении доли услуг.
По Плану на 2000 год валовой региональный продукт составит в сопоставимой оценке 101% к 1999 году, или 39318 млн. рублей. При этом удельный вес производства товаров в общем объеме ВРП по-прежнему будет превышать удельный вес услуг при незначительном росте последних за счет расширения спектра предоставления платных рыночных услуг.
Комплексное развитие агропромышленного сектора экономики Алтайского края в 1999 году осуществлялось по нескольким приоритетным направлениям, предусмотренным Планом социально экономического развития Алтайского края на 1998 - 2000 годы и на период до 2005 года.
Реализация предусмотренных Планом мероприятий по обеспечению расширенного воспроизводства основывалась на совершенствовании организационной структуры производства, укреплении материально технической базы предприятий, использовании эффективных технологий.
С целью создания благоприятных условий развития АПК и урегулирования производственных и социальных отношений, возникающих в процессе функционирования аграрного сектора экономики края, в прошедшем году разработаны и приняты ряд нормативных правовых актов.
Немаловажным аспектом работы администрации края в 1999 году являлось упорядочение отношений сторон в области закупок и поставок сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных региональных и муниципальных нужд на территории Алтайского края, в связи с чем в 1999 году принят Закон края от 07.09.99 г. N 42-ЗС "О порядке закупа и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных региональных и муниципальных нужд".
Принятый Закон края от 09.09.99 г. N 44-ЗС "О государственной поддержке личных подсобных хозяйств, занятых производством и поставкой сельскохозяйственной продукции в региональный продовольственный фонд" определил направления, основные условия и порядок оказания организационной, экономической и социальной поддержки личным подсобным хозяйствам, занятым производством и поставкой сельскохозяйственной продукции в региональный продовольственный фонд.
За прошедший период в сложных условиях изыскивалась возможность выделять кредитные ресурсы на закуп сельскохозяйственной продукции у населения. В 1999 году на закуп направлено 10,9 млн. руб. кредитных ресурсов из средств краевого бюджета, закуплено сельскохозяйственной продукции в личных подсобных хозяйствах населения на 259,8 млн. рублей, в 1997 году на 79,6 млн. руб., в 1998 году на 76,8 млн. руб.
Приведенная тенденция свидетельствует о наращивании объемов закупа сельскохозяйственной продукции у населения.
К 2000 году созданы предпосылки к комплексной поддержке развития личных подсобных хозяйств населения для увеличения производства и реализации произведенной ими продукции.
Закон края от 09.03.99 г. N 10-ЗС "О краевом государственном внебюджетном целевом фонде поддержки инновационной деятельности в агропромышленном комплексе Алтайского края" предусматривает адресную поддержку новаций, позволяющую повысить восприимчивость сельхозтоваропроизводителей,предприятий переработки продукции, тракторного и сельхозмашиностроения к научно - техническому прогрессу и создает финансово - экономическую основу наращивания объемов производства, переработки и реализации конкурентоспособной сельскохозяйственной продукции.
Законом края от 06.05.99 г. N 17-ЗС "О поддержке лизинговой деятельности в агропромышленном комплексе Алтайского края" определены меры поддержки органами государственной власти Алтайского края лизинговой деятельности в агропромышленном комплексе края.
Для сохранения производственного потенциала пищевой и перерабатывающей промышленности и механизма повышения эффективности сельскохозяйственного производства, увеличения поступлений в бюджеты разных уровней в 1999 году принят Закон края от 10.02.99 г. N 4-ЗС "О порядке приобретения в государственную собственность Алтайского края имущества, находящегося в собственности юридических и физических лиц".
Получили дальнейшее развитие целевые программы по интенсификации сельскохозяйственного производства: "Плодородие", "Лен Алтая", "Кукуруза на зерно", "Соя" и другие, на финансирование которых из краевого бюджета выделены средства в сумме 131 млн. рублей. Всего для поддержки сельхозтоваропроизводителей края направлено около 355 млн. руб. средств краевого бюджета, что на 36% больше, чем в 1998 году.
Одним из важнейших приоритетных направлений в развитии сельскохозяйственного производства остается создание крупной базы зернового производства.
На основе интенсивных технологий разработаны и внедряются энергоресурсосберегающие технологии возделывания зерна по почвенно - климатическим зонам края. Под эти технологии промышленные предприятия края в соответствии с программой начали выпуск комплекса сельскохозяйственных машин на базе лучших мировых образцов, адаптированных к почвенно - климатическим условиям Алтайского края.
Последовательная реализация принятых администрацией края постановлений, целевых программ и мероприятий, предусмотренных в Плане социально - экономического развития, позволила остановить падение объемов производства сельскохозяйственной продукции, стабилизировать ситуацию в агропромышленном комплексе и заложить основу рентабельного ведения отрасли.
Объем валовой продукции сельского хозяйства всех категорий хозяйств за 1999 год в сопоставимых ценах 1994 года к уровню прошлого года, по предварительной оценке составил 103,1% и 92,4% от предусмотренного Планом задания.
Отклонение от планового задания по валовой продукции произошло за счет невыполнения плана по производству основной сельскохозяйственной культуры - зерна, а также картофеля, удельный вес которых в валовой продукции составляет 38%.
В 1999 году сложились неблагоприятные погодные условия для выращивания зерновых и зернобобовых культур: засуха на значительной территории края, градобой и уничтожение посевов саранчой в ряде районов, которые привели к гибели 17,5% посевных площадей.
Количество органических и минеральных удобрений в 1999 году было внесено несколько больше, чем в 1998 году, однако предусмотренные Планом объемы были выполнены только на 25 и 10 процентов соответственно, что привело к дальнейшему истощению почвенного плодородия.
В результате чего вместо 3500 тыс. тонн зерновых и зернобобовых культур получено 2513,4 тыс. тонн (в весе после доработки), что составило 71,8% от планового задания и 81,8% от уровня 1998 года.