Недействующий


ЗАКОН

АЛТАЙСКОГО КРАЯ

О социальном партнерстве в Алтайском крае

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
Закона Алтайского края от 10 апреля 2007 года N 33-ЗС
____________________________________________________________________

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Текст документа с изменениями и дополнениями, внесенными:
с 1 июня 1999 года законом Алтайского края от 6 мая 1999 года № 22-ЗС.
Законом Алтайского края от 8 октября 2001 г. № 64-ЗС
Законом Алтайского края от 6 сентября 2001 г. № 50-ЗС
Законом Алтайского края от 14.06.02 г. № 34-ЗС.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------          

Глава 1. Общие положения


Статья 1. Предмет регулирования, задачи и сфера действия Закона

Настоящий Закон:

развивает и дополняет нормы законодательства Российской Федерации о коллективных договорах и соглашениях;

конкретизирует общий порядок проведения переговоров, заключения и контроля за выполнением коллективных договоров и соглашений, права и обязанности сторон социального партнерства.

Задачей настоящего Закона является расширение правовой основы для развития партнерских отношений в сфере труда, многоуровневого договорного регулирования социально - трудовых отношений, согласования и соблюдения социально - экономических интересов участников трудовых отношений.

Действие Закона распространяется на граждан, вступивших в трудовые отношения с работодателем, работодателей, профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, иных представителей работников, объединения работодателей, а также органы исполнительной власти края и органы местного самоуправления.

(Абзац изменен на основании Закона Алтайского края от 14.06.02 г. № 34-ЗС).

Статья 2. Основные  понятия, используемые в настоящем Законе

(Статья 2 изменена на основании Закона Алтайского края от 14.06.02 г. № 34-ЗС)

Социальное партнерство - система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей.

Работник - физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем.

Работодатель - физическое либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. В случаях, установленных федеральными законами, в качестве работодателя может выступать иной субъект, наделенный правом заключать трудовые договоры.

Представители работников - профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских профсоюзов, или иные представители, избираемые работниками в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации.

Представители работодателей - руководитель организации или уполномоченные им лица в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и нормативными правовыми актами Алтайского края, учредительными документами организации и локальными нормативными актами, соответствующие объединения работодателей. Представлять работодателей - государственные и муниципальные предприятия, а также организации, финансируемые из соответствующих бюджетов, могут органы исполнительной власти края, органы местного самоуправления, уполномоченные на представительство законодательством или работодателями.

Органы исполнительной власти края - администрация Алтайского края и ее структурные подразделения, должностные лица, на которые нормативными правовыми актами края возложены обязанности представлять интересы государственных органов исполнительной власти.

Органы местного самоуправления - администрации городов, районов, сельсоветов, их структурные подразделения, должностные лица, на которых нормативными правовыми актами органа местного самоуправления возложены обязанности представлять интересы органов местного самоуправления.

Статья 3. Цели социального партнерства

Целью социального партнерства является достижение оптимального сочетания экономических и социальных интересов сторон социального партнерства, обеспечивающих устойчивое развитие производства и повышение жизненного уровня работников посредством консультаций, переговоров, выполнения заключенных договоров и соглашений на основе соблюдения норм трудового и гражданского права.

Статья 4. Принципы социального партнерства.

(Статья 4 изменена на основании Закона Алтайского края от 14.06.02 г. № 34-ЗС)

Основными принципами социального партнерства являются:

1) равноправие сторон;

2) уважение и учет интересов сторон;

3) заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях;

4) содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе;

5) соблюдение сторонами и их представителями законов и иных нормативных правовых актов;

6) полномочность представителей сторон;

7) свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;

8) добровольность принятия сторонами на себя обязательств;

9) реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами;

10) обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений;

11) контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений;

12) ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.

Статья 5. Правовая основа социального партнерства

Стороны социального партнерства руководствуются Конвенциями и рекомендациями Международной Организации Труда, ратифицированными Российской Федерацией, Конституцией Российской Федерации, Трудовым кодексом Российской Федерации, Федеральными законами "О коллективных договорах и соглашениях", "Об общественных объединениях", "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", Об основах охраны труда в Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации по вопросам труда, Уставом (Основным Законом) Алтайского края, настоящим Законом и иными законами и нормативными правовыми актами Алтайского края по вопросам трудового права и социально - трудовых отношений.

(Абзац изменен на основании Закона Алтайского края от 14.06.02 г. № 34-ЗС)


Стороны социального партнерства при проведении переговоров, разработке и заключении коллективных договоров и соглашений руководствуются также Генеральным соглашением между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и правительством Российской Федерации, отраслевыми тарифными и профессиональными соглашениями, заключенными на уровне России, краевым (региональным), отраслевыми соглашениями, заключенными между краевыми объединениями профсоюзов, краевыми объединениями работодателей и администрацией края.

Глава 2. Организация социального партнерства


Статья 6. Формы социального партнерства

(Статья 6 изменена на основании Закона Алтайского края от 14.06.02 г. № 34-ЗС)

Социальное партнерство осуществляется в формах:

коллективных переговоров по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и их заключению;

взаимных консультаций (переговоров) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства;

участия работников, их представителей в управлении организацией;

участия представителей работников и работодателей в досудебном разрешении трудовых споров.

Статья 7. Право на ведение переговоров

Инициатором коллективных переговоров по подготовке, заключению и изменению коллективного договора, соглашения могут быть как представители работников, так и представители работодателей.

(Абзац изменен на основании Закона Алтайского края от 14.06.02 г. № 34-ЗС).


Представители стороны, получившие уведомление в письменной форме с предложением о начале коллективных переговоров, обязаны вступить в переговоры в течение семи календарных дней со дня получения уведомления.

(Абзац изменен на основании Закона Алтайского края от 14.06.02 г. № 34-ЗС).


От имени работников право на ведение коллективных переговоров предоставляется представителям работников, указанным в статье 2 настоящего Закона.

При наличии в организации двух или более первичных профсоюзных организаций ими создается единый представительный орган для ведения коллективных переговоров, разработки единого проекта коллективного договора и его заключения. Формирование единого представительного органа осуществляется на основе принципа пропорционального представительства в зависимости от численности членов профсоюза. При этом представитель должен быть определен от каждой профсоюзной организации.

(Абзац изменен на основании Закона Алтайского края от 14.06.02 г. № 34-ЗС).

Право на ведение коллективных переговоров, подписание соглашений от имени работников на уровне края, отрасли, территории предоставляется соответствующим профсоюзам (объединениям профсоюзов). При наличии на соответствующем уровне нескольких профсоюзов (объединений профсоюзов) каждому из них предоставляется право на представительство в составе единого представительного органа для ведения коллективных переговоров, формируемого с учетом количества представляемых ими членов профсоюзов. При отсутствии договоренности о создании единого представительного органа для ведения коллективных переговоров право на их ведение предоставляется профсоюзу (объединению профсоюзов), объединяющему наибольшее число членов профсоюза (профсоюзов).

(Абзац добавлен на основании Закона Алтайского края от 14.06.02 г. № 34-ЗС)

От имени работодателей право на ведение коллективных переговоров предоставляется представителям работодателей, указанным в статье 2 настоящего Закона.

Статья 8. Комиссии по регулированию социально-трудовых
отношений

В крае, в отраслях, городах, районах и сельсоветах образуются краевая, отраслевые и территориальные двух,- трехсторонние комиссии по регулированию социально - трудовых отношений.

(Абзац дополнен на основании закона Алтайского края от 6 сентября 2001 г. № 50-ЗС)

Комиссии формируются из равного числа представителей сторон социального партнерства по инициативе любой стороны, их состав определяется совместным решением сторон.

При наличии на уровне края, городов, районов  и сельсоветов нескольких представителей работников (профсоюзов, их объединений) состав комиссий со стороны работников определяется по согласованию между ними с учетом численности в каждом из них членов профсоюзов.

(Абзац дополнен на основании закона Алтайского края от 6 сентября 2001 г. № 50-ЗС)

Для защиты своих интересов и участия в переговорах по заключению соглашений краевые, отраслевые, городские и районные объединения работодателей и объединения работодателей на уровне сельсовета  объединяются в ассоциации (союзы), которые выдвигают своих представителей в составы комиссий всех уровней на паритетной основе.

       (Абзац дополнен на основании закона Алтайского края от 6 сентября 2001 г. № 50-ЗС)

Руководство работой краевых, городских и районных комиссий и комиссии на уровне сельсоветов осуществляют координаторы, назначаемые главой администрации края, города, района, сельсоветов по согласованию с представителями сторон социального партнерства.

(Абзац дополнен на основании закона Алтайского края от 6 сентября 2001 г. № 50-ЗС)

Статья 9. Права комиссий

Краевые, городские, районные комиссии и комиссии на уровне сельсоветов непосредственно осуществляют взаимодействие сторон социального партнерства, ведут переговоры и заключают соглашения, контролируют их исполнение, вносят предложения об отмене или приостановке действия решений сторон, принятых с нарушением законов или иных нормативных правовых актов или ущемляющих интересы одной из сторон, направляют членов комиссии, специалистов, экспертов в организации для ознакомления с трудовыми и социальными условиями работников, вносят предложения в органы государственного надзора и контроля о привлечении к ответственности должностных лиц, не обеспечивающих выполнения условий соглашения и согласованных действий, получают информацию по вопросам, входящим в их компетенцию, и принимают по ним решения.

(Абзац дополнен на основании закона Алтайского края от 6 сентября 2001 г. № 50-ЗС)

Решения комиссии, принятые большинством голосов каждой из сторон, являются обязательными для всех участников соглашения.

Решения комиссий по представлению органов исполнительной власти края и органов местного самоуправления в десятидневный срок публикуются в средствах массовой информации.

Статья 10. Координатор комиссии

Координатор комиссии:

созывает заседания, организует деятельность комиссии совместно с координаторами сторон;

председательствует на заседаниях комиссии, организует в соответствии с Положением о комиссии обсуждение и согласование вопросов;

вырабатывает проекты решений и оглашает решения комиссии с учетом результатов рассмотрения и голосования;

проводит между заседаниями комиссии консультации с координаторами сторон комиссии по вопросам, входящим в компетенцию комиссии и требующим принятия оперативного решения;

регулярно информирует главу администрации края, города, района, сельсовета о деятельности комиссии и принимаемых ею мерах по решению социально-трудовых вопросов.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»