Недействующий

О тарифном регулировании уровня заработной платы на предприятиях края на основе социального партнерства (утратило силу с 03.02.2009 на основании постановления администрации Алтайского края от 20.01.2009 N 20)

КОММЕНТАРИЙ


Получилось так, что в последние годы предприятия стали самостоятельно определять формы, системы и размеры оплаты труда своих работников. Это привело к тому, что одни предприятия сохранили традиционно действовавшие системы и критерии оценки труда рабочих и специалистов, не отказались от его нормирования и периодического применения повышающих коэффициентов. Другие же - организацию заработной платы работников перевели в стихийное русло.

И как результат на многих предприятиях заработная плата перестала отражать сложность выполняемых работ, уровень квалификации работника, производительность его труда, а формируется в зависимости от уровня монопольного положения на рынке. Доля оклада тарифной ставки стала составлять 30-40 процентов в общем заработке вместо оптимальных 70-75 процентов. В итоге стали уменьшаться социальные гарантии, к примеру, при оплате больничных листов, утрачиваться элементы мотивации работников к продуктивному труду. Это проявилось в падении объемов производства, неконкурентоспособности отдельных видов продукции из-за низких качественных показателей.

Чтобы изменить ситуацию, администрацией края, при участии производственников и отраслевых профсоюзов, разработано Положение о тарифном регулировании уровня заработной платы предприятиях края на основе социального партнерства. Оно принято краевой трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений в качестве дополнения к краевому (региональному) соглашению между краевыми объединениями работодателей, краевым советом профсоюзов и администрацией края на 1998-1999 годы. Тем самым стороны соглашения выразили взаимную заинтересованность и согласие использовать нормы этого Положения при установлении оплаты труда на предприятиях отраслей, интересы которых они представляют. Затем этот документ был одобрен советом администрации края.

Реализация постановления администрации края будет осуществляться посредством использования заложенных в нем общих принципов тарифного регулирования заработной платы при заключении соглашений на уровне отрасли и коллективных договоров на каждом конкретном предприятии.

В Положении зафиксированы четыре основных позиции.

Первая. Главным элементом тарифного регулирования является Краевая межотраслевая 18-разрядная тарифная сетка с диапазоном межразрядных коэффициентов 1-10,07. Уже имеющийся опыт ее применения на предприятиях производственных отраслей края - лесотопливная отрасль, железнодорожный транспорт, связь и др. - подтверждает, что в ней заложены обоснованные соотношения в уровнях тарифных ставок (окладов) между различными категориями работников.

Наличие "вилки" коэффициентов по каждому разряду дает возможность при заключении коллективного договора устанавливать конкретные межразрядные коэффициенты для определения месячных тарифных ставок по каждому разряду с учетом экономических возможностей предприятия, уровня сложности работ и т.п.

Вторая. Положением вводится, такой показатель. как "коэффициент соотношения между ставкой первого разряда базовой отрасли и ставкой первого разряда каждой другой отрасли". Так, если ставка 1 разряда базовой отрасли (в крае за базовую отрасль принята отрасль машиностроение) равняется 390 рублей, то, к примеру, на предприятиях промышленности строительных материалов и строительства ставка 1 разряда 18 разрядной сетки будет равняться 325 рублям, так как коэффициент соотношения для промышленности строительных материалов и строительства установлен в размере 0,83 по отношению к базовой отрасли. И так каждая из имеющихся в крае отраслей по установленному коэффициенту определяет для себя ставку 1 разряда.

Определенная таким образом минимальная месячная тарифная ставка работника первого и всех других разрядов является основой для расчета соответствующих часовых и дневных тарифных ставок.

В случае, если фактический размер тарифной ставки первого разряда на предприятии существенно отличается от предусмотренного Положением и применение последнего приведет к резкому снижению или необоснованному увеличению заработной платы, могут быть применены промежуточные коэффициенты соотношения, для того чтобы переход на новые тарифные ставки был постепенным и экономически обоснованным.

Третья. В Положение введена таблица распределения категорий работников по разрядам единой отраслевой тарифной сетки. Например, вне зависимости от отраслевой принадлежности предприятия старшие и ведущие специалисты, мастера, прорабы тарифицируются по 9-му, 10-му, 11-му разрядам и т.д. При этом размер тарифной ставки. оклада по одинаковой должности будет зависеть от отрасли, в которой работает специалист (исходя из предыдущей позиции).

Четвертая. В Положении зафиксирован такой важный показатель, как доля тарифа в структуре заработной платы. На 1999 год установлено повышение тарифной оплаты труда в общем заработке конкретного работника до 50 процентов. (Эта норма касается тех предприятий, где доля тарифа меньше этого показателя).

Следует отметить, что увеличение доли тарифа в структуре заработной платы не предполагает увеличения размера заработной платы. Чтобы этого не произошло, необходимо одновременно с повышением тарифной ставки ввести конкретные размеры и условия выплаты надтарифной части заработка, приложив к колдоговору соответствующий нормативный материал.

Кроме того, Положением предусмотрены другие показатели, которые в процессе переговоров должны найти свое конкретное выражение в коллективном договоре.

Тарифное регулирование заработной платы направлено в первую очередь на обеспечение равной оплаты за равносложный труд, увязки уровня заработной платы работников с результатами их труда и достижение высоких конечных результатов работы предприятий.     

     Председатель комитета администрации края
     по труду, кандидат экономических наук                  А. Мишин


Текст документа сверен по:

"Алтайская правда" № 42

от 23 февраля 1999 г., стр. 2