Пояснительная записка
по контрактной форме найма руководителей
1. В настоящее время руководители предприятий российского подчинения оплачиваются не по схемам должностных окладов, как было раньше, а в соответствии с условиями контракта, заключаемого между руководителем предприятия и государственным комитетом по управлению имуществом или департаментами Министерств.
Контракт как форма трудовых отношений, характерных для рыночной экономики, призвана реализовать заложенный в ней потенциал определение рыночной стоимости рабочей силы, предоставление руководителю больших полномочий в деятельности по управлению предприятием.
2. Директор (руководитель) предприятия является представителем собственника (работодателя), контракт с которым заключается государственным органом, уполномоченным распоряжаться государственным имуществом. Это позволяет придать руководителям качественно новый статус уполномоченных собственника, который дает им основание отстаивать на коллективных переговорах интересы собственника и занимать позицию лиц, ответственных за эффективную производственную деятельность.
При этом руководители, работающие по контракту, не должны являться членами профсоюза, который подписывает коллективный договор от лица наемных работников.
3. Необходимость заключения контракта с руководителем возникает также для более тесной увязки интересов собственника и условий контракта (по их материальному поощрению) с основными результатами хозяйственной деятельности предприятия. Немаловажное значение при этом имеет и имущественная ответственность руководителя перед собственником.
4. Форма найма руководителей по контракту предполагает помимо больших прав и ответственность, а также и большую социальную защищенность работников, подготовка и профессиональная ценность которых требуют и соответствующей оценки.
5. В правовом отношении наем руководителей по контракту регламентируется Законом РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности", а также Временными рекомендациями Минтруда РСФСР "О порядке применения контрактной формы заключения трудового договора с руководителями предприятия" от 29.03.91 г., содержащими ряд новых моментов применительно к нынешним условиям.
В частности, для заключения контракта на государственном и муниципальном предприятии, а также на предприятии, в имуществе которого вклад государства или местного Совета составляет более 50%, необходимо решение трудового коллектива, без чего контракт является недействительным.
6. При заключении контракта с руководителем предприятия (организации) его предметом является функция по управлению производством или процесс его особого, специфического труда, результатом которого должно быть создание организационно-технических условий для выполнения определенной работы или создания материальных ценностей.
7. Контракт с руководителем следует рассматривать как комплексный документ, регламентирующий не только трудовые, но и гражданские, имущественные отношения сторон. Поскольку субъектами соглашения выступают собственник средств производства (или уполномоченное лицо) и руководитель предприятия (предприниматель), то контракт закрепляет права и обязанности сторон в вопросах владения, использования и распоряжения основными и оборотными фондами, финансовыми ресурсами созданной продукции, а также в вопросах распределения прибыли.
8. Поскольку руководитель предприятия относится к той группе работников, от эффективной деятельности которых зависит прибыльность предприятия, то часть заработной платы его в контракте рекомендуется ставить в прямую зависимость от роста прибыли. Конкретный порядок стимулирования и показатели, по которым устанавливается и изменяется размер вознаграждения, выплачиваемого с определенной периодичностью руководителю, устанавливается на каждом предприятии самостоятельно.
9. Размер должностного оклада руководителя не может быть ниже оклада, предусмотренного по данной должности решениями Правительства Российской Федерации или уполномоченного им органа.
10. Условия, предусмотренные в настоящем Положении, а также содержащиеся в Примерной форме контракта с руководителем предприятия, носят рекомендательный характер и определяются по соглашению сторон с учетом специфики и отраслевых особенностей производства, конкретных задач, стоящих перед данным производством, а также материально-финансовых возможностей предприятия.
Текст документа сверен по:
Официальная рассылка
Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
в юридическом бюро ООО "РУНЦ"