БАРНАУЛЬСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА
РЕШЕНИЕ
от 20 марта 1998 года N 232
г.Барнаул
Об итогах выполнения Программы
содействия занятости населения
г. Барнаула в 1997 году и
утверждении Программы содействия
занятости населения города
на 1998-2000 гг.
(Отменен на основании решения городской Думы от 27 апреля 2001 г. № 115)
Заслушав и обсудив информацию Центра занятости населения г. Барнаула (Дудина Л.П.) о ходе выполнения решений Барнаульской городской Думы от 1 марта 1996 года N 237 "Об утверждении программы содействия занятости населения г. Барнаула на 1996-1997 гг." и от 21 августа 1997 года N 168 "О ходе выполнения программы содействия занятости населения города Барнаула на 1996-1997 гг. и использовании средств фонда занятости в 1-м полугодии 1997 года", а также проект программы содействия занятости населения города на 1998-2000 годы, городская Дума отмечает, что службой занятости проведена определенная работа по выполнению мероприятий программы занятости населения.
Программой занятости населения в 1997 году предусматривалось охватить 184788 человек при ожидаемом уровне безработицы 1,7% (по среднему варианту). Фактически за 1997 год в реализации мероприятий программы занятости были задействованы 207920 человек (или 112%), а уровень регистрируемой безработицы на 1 января 1998 года составил 1,1%.
Общие затраты на осуществление программы занятости, запланированные в размере 41,0 млн. рублей, фактически составили 33,5 млн. рублей.
За 1997 год в службу занятости обратилось 215080 чел., в том числе 37341 чел. были поставлены на учет как ищущие работу, из них 7038 чел. были признаны безработными, остальным 177739 чел. из числа обратившихся были оказаны информационно-консультационные услуги.
Каждый четвертый из числа обратившихся в службу занятости был трудоустроен, 875 чел. из числа безработных были направлены на профессиональное обучение.
Центр занятости уделял внимание работе по предупреждению массовой безработицы. С этой целью в 1997 году 18-ти предприятиям города оказана возвратная финансовая помощь для сохранения существующих рабочих мест и создания новых на общую сумму 1,95 млн. рублей, в том числе:
- предприятиям городского хозяйства - 1,6 млн. руб., что составляет 82% от общей суммы;
- промышленным предприятиям - 0,2 млн. руб. (или 10%).
Эти мероприятия позволили сохранить 16048 и вновь создать 133 рабочих места.
В рамках программы планировалось трудоустроить в летний период 10000 чел. школьников, фактически на предприятиях города отработали 14008 подростков.
Выполняя постановление городской администрации от 08.04.97 г. N 186 "Об организации общественных работ на 1997 год", обеспечивая тем самым временную занятость и материальную поддержку безработных граждан, Центр занятости заключил 48 договоров на создание 2081 рабочего места для проведения общественных работ.
Фактически создано 1432 рабочих места и в общественных работах приняли участие 2314 чел., программой предусматривалось 3000 чел., т.е. это направление программы не было выполнено полностью. Финансовые затраты на организацию общественных работ и временной занятости учащихся за 1997 год составили 5,3 млн. рублей.
Разработка программы содействия занятости населения г. Барнаула определена Законом "О занятости населения в Российской Федерации", реализация этой программы направлена на более полное и рациональное использование территориальных ресурсов и возможностей по обеспечению занятости населения.
На основании вышеизложенного, городская Дума решила:
1. Информацию Центра занятости о выполнении решений Думы от 1 марта 1996 года N 237 "Об утверждении программы содействия занятости населения на 1996-1997 гг." и от 21 августа 1997 г. N 168 "О ходе выполнения программы содействия занятости населения г. Барнаула на 1996-1997 гг. и использовании средств фонда занятости в 1-м полугодии 1997 года" принять к сведению.
2. Утвердить программу содействия занятости населения города Барнаула на 1998-2000 годы (прилагается).
3. Центру занятости населения города (Дудина Л.П.) совместно с комитетами администрации города, районов обеспечить систематическое прогнозирование всех процессов занятости и социальной защиты трудоспособного населения, временно неработающего, с учетом структурных изменений в экономике города.
4. Обратиться в Краевое законодательное Собрание с просьбой об увеличении доли средств фонда занятости, собираемых на территории города, в распоряжении городской службы занятости.
5. Решения Думы от 1 марта 1996 г. N 237 "Об утверждении программы содействия занятости населения на 1996-1997 гг." и от 21 августа 1997 г. N 168 "О ходе выполнения программы содействия занятости населения г. Барнаула на 1996-1997 гг. и использовании средств фонда занятости в 1-м полугодии 1997 г." с контроля снять.
6. Центру занятости населения (Дудина Л.П.) информировать о ходе выполнения решения ежегодно.
7. Контроль за выполнением настоящего решения возложить на комитет по экономической политике, собственности и бюджету (Щетинин М.П.).
Глава городского
самоуправления В.Н.Баварин
ПРОГРАММА
СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ Г. БАРНАУЛА
НА 1998-2000 ГОДЫ
г. Барнаул
1998
ВВЕДЕНИЕ
Разработка программы занятости населения г. Барнаула (далее именуемая - Программа) определена Законом "О занятости населения в Российской Федерации", реализация этой программы направлена на более полное и рациональное использование территориальных ресурсов и возможностей по обеспечению занятости населения.
Программа является неотъемлемой частью плана социально-экономического развития города, других целевых программ, направленных на структурную перестройку экономики Барнаула, социальную защиту групп населения, особо нуждающихся в социальной поддержке.
Программа обеспечивает преемственность программы содействия занятости населения г. Барнаула на 1996-1997 гг. в части продолжения реализации целей и главных направлений государственной политики занятости, а также основных действий на рынке труда города.
Приоритеты программы определены на основе прогноза социально-экономического развития г. Барнаула на 1998 год, а также анализа и прогноза ситуации на рынке труда города.
Стратегия занятости населения в 1998-2000 годах предполагает дальнейшее совершенствование работы государственной службы занятости с тем, чтобы:
- минимизировать период поиска работы незанятых граждан по имеющейся специальности и стимулировать приобретение ими новой профессии;
- удовлетворить требования работодателей по заполнению вакансий;
- предотвратить длительную (более 1 года) безработицу;
- предупредить массовую безработицу, смягчить ее социально-экономические последствия (приложение 1).
1. Итоги выполнения программы содействия
занятости населения города на 1997 год
Программой занятости населения на 1997 год было предусмотрено охватить 184788 человек при ожидаемом уровне безработицы 1,7% (по среднему варианту). Общие затраты на осуществление мероприятий программы были запланированы в сумме 41,0 млн. рублей.
Фактически за 1997 год охвачено 207920 чел. (112,0%), затраты составили 33,5 млн. рублей, уровень безработицы - 1,1 процента.
Согласно программе содействия занятости населения на 1997 год было предусмотрено;
- направить на профессиональное обучение 2000 чел.,
фактически направлено - 875 чел.:
- за счет прямого и возвратного финансирования создать 690 и сохранить 25000 рабочих мест,
фактически создано 246 и сохранено 17378 рабочих мест;
- направить на общественные работы 3000 чел.,
фактически в общественных работах приняли участие 2314 чел.;
- в рамках временной занятости трудоустроить на летний период 10000 школьников,
фактически на предприятиях города отработали 14008 подростков;
- оказать содействие в индивидуальной предпринимательской деятельности 100 чел.,
фактически финансовую поддержку службы занятости получили 4 безработных.
За отчетный период в службе занятости усовершенствован прием населения:
- введены в эксплуатацию новые помещения, в которых располагаются отделы трудоустройства для жителей Ленинского и Индустриального районов и Молодежная биржа, освоены дополнительные площади под информационный зал в отделе трудоустройства Центрального района;
- организовано и оборудовано компьютерной техникой дополнительно 8 рабочих мест;
- для удобства посетителей внедрено 8 систем "Консультант-2", способствующих самостоятельному Получению информации об имеющихся вакансиях.
Полностью автоматизирован расчет начислений по выплатам пособий безработным гражданам.
Численность населения города на 1 января 1997 года составляла 651461 человек. Из общей численности в возрасте моложе трудоспособного - 19,6%, в трудоспособном возрасте - 62,3%, старше трудоспособного возраста - 18,1%.
В городе проживает 302641 (46,5%) мужчина и 348820 (53,5%) женщин. Трудовые ресурсы г. Барнаула составляют 351,0 тыс. человек (53,9% от численности населения).
Занято в экономике города (без учащихся и занятых в личном подсобном хозяйстве) 229,0 тыс. человек.
2.2. Состояние рынка труда в 1997 году
Рынок труда г. Барнаула в 1997 году формировался под влиянием процессов, происходивших в социально-экономической жизни города.
Ухудшение ситуации в сфере финансов и платежных отношений (кризис платежей), задержка бюджетного финансирования, отсутствие инвестиционной активности и деградация материального производства, структурные изменения в экономике непосредственно отразились на состоянии занятости населения и формировании рынка труда.
Так, на фоне общего спада производства и его структурной перестройки происходит устойчивый рост безработицы за счет продолжающегося высвобождения работников, сокращения числа вакансий. В 1997 году продолжался процесс сокращения приема на работу в промышленности и строительстве города. Численность выбывших работников преобладает над принятыми вновь в среднем на 20 процентов.
На официально контролируемый рынок труда в 1997 году вышло 37,3 тыс. человек, что в 1,1 раза больше, чем в 1996 году (33,2 тыс. человек). Из них 21,9% были заняты в государственном секторе экономики, 38,1% - молодежь, 11,1% - работники, высвобожденные с предприятий и организаций в результате реорганизации и спада производства, 54,1% - женщины.
За 1997 год в службу занятости города обратилось 215080 чел., в том числе 37341 чел. были поставлены на учет как ищущие работу, из них 7038 чел. признаны безработными, остальным 177739 чел. из числа обратившихся были оказаны информационно-консультационные услуги по вопросам трудоустройства, профориентации, прав граждан в области занятости населения.
Каждый четвертый из числа обратившихся в службу занятости был трудоустроен, 875 человек из числа безработных были направлены на профессиональное обучение, досрочную пенсию с учетом переходящего остатка 1996 года получали 258 человек.
Уровень безработицы по состоянию на 01.01.98 составил 1,1%. Средняя продолжительность безработицы - 7,2 месяца.
На рынке труда по-прежнему сохраняется тенденция превышения предложения рабочей силы над числом вакансий. Коэффициент напряженности на рынке труда составил 5 человек на одно свободное рабочее место.
В 1997 году на рынке труда города резкого роста регистрируемой безработицы удалось избежать, прежде всего, за счет закрытия вакансий, увольнения пенсионеров, расширения практики отпусков по инициативе администрации и сокращенных режимов труда.
Уровень скрытой безработицы на протяжении 1997 года колебался в пределах 10-12 процентов.
2.3. Формирование рынка труда в 1998-2000 годы
По прогнозным расчетам рынок труда в городе в 1998-2000 годах может составить 255,0 тыс. человек, в том числе в 1998 году - 83,1 тыс. человек. Около 40 процентов из числа вышедших на рынок труда уволившиеся по собственному желанию.
Будет продолжаться процесс высвобождения работников с предприятий и учреждений города. Ожидается, что по этой причине на рынке труда в прогнозируемом периоде окажутся около 20,0 тыс. человек, в том числе в 1998 году - 6,0 тыс. человек.
Не имея достаточного профессионального опыта, молодежь наименее конкурентоспособна. Ее численность на рынке труда может составить более 15,0 тыс. человек ежегодно.
Будут испытывать затруднения с работой уволенные из Вооруженных Сил, на рынке их может оказаться в среднем 6,5-7,0 тыс. человек в год; а также освобожденные из мест лишения свободы - 1,3 тыс. человек соответственно.
В 1998-2000 годах возрастет доля граждан, нуждающихся в помощи службы занятости. Их число может составить более 150,0 тыс. человек.
К концу прогнозируемого периода численность официально зарегистрированных безработных составит 6 тыс. человек, а уровень безработицы - 1,5% (по среднему варианту) от числа трудоспособного населения.
(приложение 1 раздел 1)
Программой предусматривается за три года оказание финансовой помощи работодателям на создание и сохранение 33700 рабочих мест, в том числе за счет:
- субсидирования заработной платы - 900;