2.1. Определение формы экспертизы
Определение формы экспертизы производится Председателем Экспертного совета в зависимости от характера объекта экспертизы, объема экспертных работ и состава привлекаемых экспертов.
Объекты экспертизы, имеющие масштабный характер (концепции, программы и проекты), рецензируются, как правило, группами экспертов, работающими на договорной основе или в порядке выполнения служебного задания.
Материалы и документы, требующие незначительного объема экспертных работ, могут подвергаться экспертизе в любой из ее форм.
2.2. Процедура проведения экспертизы
1. Экспертиза проводится в случаях, установленных постановлениями Правительства Российской Федерации от 22 июля 1993 г. N 693, от 28 марта 1994 г. N 240, от 13 сентября 1994 г. N 1060, от 23 мая 1994 г. N 508, от 26 июня 1995 г. N 594, а также при возникновении неопределенности у руководства Алтайского края, принимающих решения по федеральным целевым, межгосударственным, региональным, отраслевым программам, а также крупным инвестиционным проектам.
Процедура заказа осуществляется на основе поручения главы администрации края или его заместителей.
Программа, проект могут быть внесены непосредственно в Экспертный совет, если они согласованы в установленном порядке с Минэкономики России, Минфином России, заинтересованными министерствами и ведомствами.
2. Материалы, подлежащие экспертизе, представляются в Экспертный совет ведомствами, администрациями, предприятиями, юридическими и физическими лицами в двух экземплярах.
Рабочий аппарат Экспертного совета организует их предварительное рассмотрение (с привлечением в необходимых случаях экспертов по отдельным вопросам) для определения соответствия их требованиям действующих методических указаний и нормативных актов, полноты материалов и степени их соответствия задачам, возложенным на Экспертный совет.
Если материалы не отвечают предусмотренным требованиям к их обоснованию, то по ним в 2-недельный срок дается краткое предварительное заключение с указанием основных причин нецелесообразности их экспертизы или рекомендациями по их доработке.
3. Для проведения комплексной экспертизы программ и проектов распоряжением Председателя Экспертного совета создается экспертная комиссия (группа), в состав которой включаются члены Экспертного совета, независимые эксперты, консультанты, из числа видных ученых и высококвалифицированных специалистов.
4. Организатор экспертизы, получив соответствующее задание от Председателя Экспертного совета изучает полученные материалы, анализирует экспертируемый объект, осуществляет подбор экспертов, подготавливает проект распоряжения Председателя Экспертного совета по численному и персональному составу экспертов (экспертных организаций), привлекаемых к ее проведению. В указанном документе определяются также сроки проведения экспертизы и назначается официально организатор экспертизы.
5. Авторы экспертируемых материалов и представители заинтересованных ведомств и организаций не включаются в состав экспертной комиссии (группы), но участвуют в ее работе, обеспечивая дополнительными справками и документами, необходимыми для всестороннего освещения возникающих при экспертизе вопросов, а также своевременно сообщают руководству экспертной комиссии свои (при их наличии) возражения по заключениям экспертов для их приобщения к материалам экспертизы.
6. Экспертную комиссию (группу) возглавляет председатель комиссии (руководитель группы), который руководит деятельностью экспертной комиссии (группы) и обеспечивает качественное проведение экспертизы на высоком научном уровне и в установленный распоряжением Председателя Экспертного совета срок. Председатель комиссии (руководитель группы) организует подготовку экспертной комиссией (группой) необходимых заключений и проектов решений Экспертного совета.
В составе экспертной комиссии (группы), как правило, также назначаются заместитель и ответственный секретарь.
7. В случае особой сложности и разноплановости подлежащих рассмотрению вопросов в составе комиссии создаются группы (подгруппы) экспертов, руководителей которых определяет председатель комиссии.
Ответственный секретарь комиссии обеспечивает необходимую оперативную связь между группами экспертов и с авторами рассматриваемых материалов, а также выполняет по указаниям председателя комиссии другие функции, связанные с проведением экспертизы.
Руководители групп экспертов организуют работу экспертов, обобщают результаты их работы и докладывают на пленарных заседаниях комиссии экспертное заключение группы.
Результатом работы экспертной комиссии (группы) является Заключение экспертной комиссии (группы) которое, исходя из анализа значимости программы (проекта), технико-экономического обоснования и обобщенных результатов экспертизы может быть положительным или отрицательным.
Отрицательное заключение является следствием существенных недоработок. Программа не может быть оценена положительно при:
наличии принципиальных замечаний по результатам специализированной экспертизы Минстроя России и Минприроды России;
отсутствии развернутого ТЭО и расчета эффективности инвестиционных проектов.
Выводы заключений по инвестиционным проектам и бизнес-планам в обязательном порядке должны основываться на анализе технологических и технико-экономических расчетов, экспертной оценке инженерных решений, показателей эффективности, ликвидности и финансовой устойчивости объекта.
Необходимыми условиями для выдачи положительного решения по коммерческим инвестиционным проектам в соответствии с установленными требованиями являются следующие: доля централизованных инвестиционных ресурсов в затратах на реализацию проекта не должна превышать 20 процентов и, соответственно, доля собственных и заемных средств, включая иностранные, частного инвестора не может быть менее 80 процентов;
доля собственных средств частного инвестора (акционерный капитал, прибыль, амортизация) в указанных затратах должна составлять не менее 20 процентов;
срок окупаемости проекта, как правило, не должен превышать два года.
Юридическим следствием отрицательного заключения является возврат программы (инвестиционного проекта) или рекомендации по доработке программы (проекта) в соответствии с замечаниями экспертной комиссии.
В случае отрицательного заключения комплексной экспертизы заказчик программы, проекта вправе представить материалы на повторную экспертизу при условии их переработки с учетом замечаний, изложенных в отрицательном заключении.