1. Общие положения
Настоящее Положение является основным документом, определяющим порядок организации и проведения комплексной экспертизы проектов концепций, крупных программ, социально-экономических, научно-технических и инвестиционных проектов, соглашений о разделе продукции, а также инициативных проектов, в том числе с привлечением отечественных и иностранных инвесторов, представляемых в Экспертный совет при главе администрации края для последующего внесения их на рассмотрение администрации края и краевого Законодательного Собрания.
Комплексная экспертиза устанавливает соответствие представляемых материалов интересам Алтайского края, вклад предлагаемых программ и проектов в решение приоритетных задач социально-экономической, научно-технической, оборонной и экономической политики.
Основной целью проведения комплексной экспертизы является отбор программ и проектов с максимальной коммерческой, бюджетной и экономической эффективностью, снижение риска интересам Алтайского края при принятии решений, связанных с финансированием федеральных целевых, межгосударственных и региональных программ, а также крупных инвестиционных проектов.
Комплексная экспертиза, проводимая Экспертным советом, базируется на принципах:
обазательности проведения экспертизы в случаях, установленных соответствующими нормативными актами;
достоверности информации, представляемой на экспертизу;
независимости экспертов и экспертных комиссий (групп) при осуществлении своих полномочий;
системной организации экспертной работы и ее нормативно-методологического обеспечения;
научной обоснованности, объективности и комплексности экспертных оценок.
На основе настоящего Положения могут разрабатываться нормативные документы, регламентирующие отдельные аспекты деятельности Экспертного совета и методику проведения экспертизы.
1.1. Объекты и субъекты экспертизы
Объектами экспертизы служат документы и материалы, относящиеся к компетенции Экспертного совета, в том числе:
проекты концепций федеральных целевых и региональных программ;
крупные социально-экономические, научно-технические, инвестиционные программы и проекты; генеральные проекты развития территорий края, размещения производительных сил Алтайского края, проекты схем развития отраслей народного хозяйства;
проекты создания финансово-промышленных групп, финансируемых за счет средств краевого бюджета, а также на основе межправительственных и межрегиональных соглашений;
технико-экономические обоснования, инвестиционные проекты и бизнес-планы проектов, осуществляемых в том числе с привлечением иностранных инвестиций, на строительство, реконструкцию, расширение, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию объектов и предприятий, имеющих важное экономическое значение;
инвестиционные проекты на строительство крупных объектов в Алтайском крае и в зарубежных странах, создаваемые при содействии администрации края;
проекты соглашений о разделе продукции;
а также другие материалы и документы, относящиеся к компетенции Экспертного совета в соответствии с Положением о Совете и постановлениями главы администрации края и краевого Законодательного Собрания.
В сферу деятельности Экспертного совете входит комплексная экспертиза программ и проектов, вносимых в администрацию края федеральными министерствами и ведомствами, администрациями районов края, общественными организациями, промышленными, банковскими, коммерческими и другими финансовыми структурами (юридические лица), а также отдельными физическими лицами.
Перечень типовых объектов экспертизы является открытым и может корректироваться решениями и поручениями администрации края и краевого Законодательного Собрания.
Субъектами экспертизы являются: Заказчики экспертизы; Организаторы экспертизы; Эксперты (физические или юридические лица). Заказчик - орган, принимающий решение о проведении экспертизы. В качестве заказчика экспертизы, проводимой Экспертным советом, выступает администрация края и краевое Законодательное Собрание. Организатор экспертизы - субъект, реализующий заказ на проведение комплексной экспертизы. Организаторами экспертизы являются: рабочий аппарат Экспертного совета; отдел экспертизы Главного управления экономики и инвестиций администрации края, обеспечивающий организацию и проведение экспертизы по заданиям Экспертного совета.
Организатор экспертизы разрабатывает программу проведения экспертизы, выбирает технологическую схему, осуществляет подбор экспертов и подготовку договора подряда с ними, предоставляет в их распоряжение имеющуюся информацию об объекте экспертизы и необходимые методические материалы, оказывает информационную, техническую, нормативно-правовую поддержку работе экспертов на всех ее этапах, подготавливает и представляет официальное экспертное заключение. Экспертами выступают физические и юридические лица (экспертные и научно-исследовательские организации), владеющие специальными знаниями и опытом в соответствующих предметных областях. Организаторами экспертизы и экспертами (экспертными коллективами) не могут выступать юридические и физические лица, принимавшие участие в разработке (подготовке) объекта экспертизы (вне зависимости от степени и форм участия) или по каким-либо причинам заинтересованные в ее результатах.
1.2. Виды экспертизы и формы ее проведения
К видам экспертизы относятся: предварительная, первичная, повторная, дополнительная и контрольная экспертизы.
Предварительная экспертиза проводится с целью определения соответствия объекта экспертизы формальным требованиям: установленным нормам, государственным стандартам, правилам, требованиям, условиям.
Первичная экспертиза предусматривает осуществление всех необходимых этапов экспертизы для подготовки обоснованных решений.
Повторная экспертиза проводится в случаях: